Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Разное

Так ли уж страшен психолог?

Психологи в системе отечественного образования существуют менее тридцати лет. Срок для прикладной науки, согласитесь, небольшой. Но несмотря на то что они уже успели доказать свою нужность системе образования и обозначить собственную роль в полноценном обучении и формировании личности учащихся, отношение к школьным психологам у ряда родителей, да и педагогов, остается настороженным.

Это наглядно проявилось в серии публикаций в электронных СМИ с последующим бурным и малоприятным для психологов, работающих в образовательных учреждениях, обсуждением. Поводом для этих статей стал круглый стол «Психология в школах – проблемы или решения?», который прошел в Москве в начале августа по инициативе «представителей школьной общественности и правозащитных организаций». На нем обсуждался низкий уровень профессиональной подготовки школьных психологов, «безнаказанность» их действий.

В качестве экспертов на круглом столе присутствовали «ведущие специалисты по защите прав детей, практикующие психологи, юристы и правозащитники», которые «сошлись во мнении, что за последние годы в России участились случаи неправомерных действий со стороны психологов и психологических служб в школах».«Результатом непрофессионального вмешательства психологов становятся физические и психические отклонения у детей», – утверждают они. Решением этого собрания стало обращение в Комитет по образованию и науке Государственной думы РФ о создании и рассмотрении законопроекта, «определяющего и регламентирующего деятельность психолога в школах».

К сожалению, к обсуждению необходимого (в первую очередь!) самим специалистам-психологам закона о психологической помощи детям в системе образования не были приглашены ни представители профессиональных общественных организаций (Федерации психологов образования России, Российского психологического общества), ни работники Министерства образования и науки РФ, ни ведущие ученые и практики. Зато приглашенные СМИ отреагировали немотивированной критикой школьных психологов в ряде электронных изданий. Газета «Взгляд» от 17 августа 2008 года опубликовала статью «Психологи калечат детей»: «Учащихся школ хотят оградить от вмешательства непрофессиональных педагогов-психологов» (http://vz.ru/society/2008/8/17/196379.html), а газета «Труд» разразилась статьей (№ 155 за 21.08.2008) «Психологическая защита: над школьниками ставят опыты» (http://www.trud.ru/issue/article.php?id=20080821155060).

Основное, в чем обвиняют школьных психологов, – непрофессионализм, отсутствие какой-либо методической базы в их работе, а некоторые «критики» договорились до того, что упрекают психологов в стремлении проводить сомнительные эксперименты над детьми. Очевидно, для удовлетворения тайных садистских фантазий.

Даже с учетом того, что основной контингент пользователей всемирной паутины весьма своеобразен: среди них встречаются те, кто всегда рад «добрым словом» откликнуться на любую провокационную информацию в Интернете, сами статьи и сопровождающие их комментарии заставляют всерьез задуматься над сложившейся ситуацией. Почему нам не доверяют? Опасаются? Но чего? Плохо знают специфику нашей работы? Или на это есть иные причины? Может быть, в этом есть и наша вина?

Ведь нередко сами психологи декларируют, что они знают про детей всё и (едва ли не только они) понимают, как надо поступать в той или иной ситуации. Действительно, психологи, работающие в системе образования, многое знают и могут.

Но большинство из того, что они делают, остается тайной за семью печатями. Родители, да и педагоги часто не получают от психологов внятного объяснения, что творится в душе малыша и как психолог про это узнал. Ограничиваясь узкопрофессиональными терминами, психологи зачастую сами создают у непрофессионалов впечатление, что они с легкостью «навешивают ярлыки» детям, ставят серьезные диагнозы, что на самом деле является прерогативой специалистов психолого-медико-педагогических комиссий. Нам необходимо стать предельно открытыми по отношению к остальным участникам образовательного процесса, научиться доступно разъяснять свое мнение о ребенке, принимать совместные с родителями и педагогами решения.

Большинству критически настроенных граждан, как видно из вышеупомянутых статей, психолог видится даже более страшной и зловещей фигурой, чем психиатр, при этом человеком столь влиятельным, что от одного его мнения могут зависеть судьбы как детей, так и взрослых.

Обратимся к мнениям, высказанным в комментариях к статье «Психологическая защита: над школьниками ставят опыты»: «Служители подавления – именно так можно назвать любого психолога, при этом не имеет значения, с кем он работает (с детьми, подростками или взрослыми людьми)» (Алекс, комментарий № 7 от 22.08.2008 08:27).

«Все психологи с момента своего «рождения» (как правило, после получения «заочных» корочек) пытаются привести психику среднестатистического пациента к идеальному параметру» (Maximus, комментарий № 5 от 21.08.2008 21:41).

Не исключено, что формированию подобного взгляда может способствовать имидж некоего психолога-гуру, который часто любят демонстрировать современные СМИ: не человек, а небожитель, который все знает, понимает и готов давать наставления направо и налево, не особо вникая в суть проблемы. И хотя фактов недобросовестного отношения педагогов-психологов к своей работе на порядок меньше, чем, к примеру, у педагогов и врачей, психологам ошибок прощать не хотят! Даже в упомянутых статьях авторы, не имея достаточного фактического материала, ссылаются на давние, в подробностях освещенные в СМИ, случаи.

Может быть, такое отношение к психологам вызвано еще и тем, что они посягнули на привилегии родителей и учителей: любовь к детям, их понимание и защиту? «Мне кажется, что это лишняя единица в школе, такая специальность вообще не нужна, ну может только для детей, у которых нет родителей. Пусть родители своими детьми занимаются, все равно крепче, чем родители, детей никто не любит» (Татьяна, комментарий № 3 от 21.08.2008. 16:14).

Естественно, что у родителей, да и у педагогов появляются опасения, что это право психолог может узурпировать! И тут опять наши недоработки – надо быть ближе и к родителям, и к педагогам. Тогда, мне кажется, такие опасения будут возникать все реже.

При чтении статей и комментариев к ним создается впечатление, что представление о деятельности психолога связано исключительно с диагностикой. И именно она вызывает наибольшие претензии. Хотя диагностика (как и последующая индивидуальная коррекционная работа) занимает все меньше места в деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Часто на нее у специалиста, который работает один на всю школу или район в сельской местности, просто не хватает времени. А если диагностика и проводится, то, как правило, по запросу родителей и педагогов с детьми, у которых есть трудности с учебой или адаптацией в школьном коллективе.

Основная часть деятельности школьного психолога – реализация развивающих и профилактических программ. Анализ содержания таких программ, которые наши читатели присылают на ежегодные конкурсы методических и научно-практических разработок «Практический психолог образования», показывает, что среди них с каждым годом становится все больше тех, кто настроен на взаимодействие с педагогическим коллективом, родителями и руководством школы.

О том, что педагоги-психологи работают и успешно выполняют свои задачи вопреки тому, что у них нет достаточной нормативно-правовой базы и элементарной юридической защиты, мы постоянно пишем на страницах нашей газеты. И в этом не вина, а беда психологов. Несмотря на полное безразличие к условиям их работы, педагоги-психологи сами стараются добиваться для себя достойного правового статуса. В течение ряда лет профессиональное психологическое сообщество в лице общественных организаций психологов, при поддержке заинтересованных лиц в Министерстве образования и науки РФ и руководителей ведущих научных и учебных центров по подготовке педагогов-психологов, пытаются (к сожалению, пока безуспешно) официально «встроиться» в меняющуюся систему российского образования, став его полноправным членом.

Руководителям Министерства образования и науки РФ последовательно представлялись прошедшие широкое обсуждение в профессиональном сообществе «Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года» и «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования и науки Российской Федерации». Проект «Положения…» был опубликован «Школьным психологом» и активно обсуждался читателями. Но, к сожалению, никакого документа, определяющего деятельность психологов в системе образования, до сих пор не принято. Поэтому вопрос, вошедший в резолюцию круглого стола о принятии закона о психологической помощи в системе образования, мы можем только приветствовать! И направлен он должен быть на повышение эффективности психологической помощи детям. Поэтому в нем должны быть заинтересованы не только сами психологи, но и учителя, родители и руководители образовательных учреждений. Это наша общая задача!

Что же сейчас реально может и должен сделать каждый специалист? Выйти из внутреннего «подполья» и, не обижаясь на критику, не игнорируя ее, попытаться понять причины негативного отношения к себе. И конечно же, надо работать над формированием позитивного общественного мнения о школьных психологах на уровне не только образовательного учреждения, но и своего города, региона, страны.

Мы еще слишком молоды, но это не значит, что мы можем прощать себе недочеты в работе и учиться на собственных ошибках. Наша задача – не допускать их.

А о своих делах и достижениях надо больше писать и рассказывать, причем не только в профессиональной прессе. Почаще заглядывайте в Интернет, не игнорируйте появляющиеся там критические статьи и замечания в адрес психологов, а приводите взвешенные и продуманные аргументы в свою пользу. Ведь мы же хорошие…

Ольга РЕШЕТНИКОВА