Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2008


Игротека

Искатель

Игра для учащихся средних и старших классов

Окончание. Начало см. в № 20/2008

 

3-е задание капитану

После перерыва все рассаживаются так, как сидели первоначально, затем по просьбе ведущего изменяют свое местоположение таким образом, что капитан становится руководителем первой группы, руководитель первой группы — первым рядовым, последний рядовой — руководителем второй группы и так далее. Руководитель пятой группы становится капитаном. Участники могут расположиться и по-другому: либо по желанию участников, либо в связи с особым замыслом ведущего.

Капитана просят выйти за дверь.

Оставшимся участникам группы предлагается вернуться в ситуацию заблокированных кают, при этом каждый должен написать капитану записку о том, что ему необходимо срочно получить допуск к центральному компьютеру для корректировки курса корабля, иначе звездолет окажется в опасности. Каждому нужно придумать убедительное обоснование этой просьбы.

Время написания записки — три минуты.

После того как записки собраны, капитана приглашают войти. Ему предлагается по очереди или выборочно (на усмотрение ведущего) прочитать записки и решить, какие просьбы можно выполнить, а какие нет и почему. Возможен вариант, когда капитану ставится условие: допустить к центральному компьютеру только одного человека — ведь корректировки курса могут оказаться абсолютно не соответствующими друг другу!

После принятия решения капитаном начинается обсуждение причин выбора записок, показавшихся ему наиболее достойными внимания.

В процессе этого обсуждения формулируются основные требования, которым должны соответствовать обращения подчиненных к лидеру.

Ведущий подводит итог, указывая, что убедительные формулировки должны быть:

— четкими,

— конкретными,

— реальными,

— определенными по времени (содержащими точные сроки и временные параметры).

Ведущему следует обратить внимание участников на следующие вопросы:

?Существуют ли различия при обращении в устной и письменной форме?

?Надо ли ориентироваться на индивидуальные особенности того, кому мы обращаемся, и как это можно сделать?

После обсуждения можно предложить участникам написать новый вариант записок с учетом сделанных выводов.

Задания подгруппам

Материалы: фломастеры, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, чистые листы бумаги.

Все распределяются по своим пяти подгруппам (без капитана). Затем все пересаживаются, смещаясь на одного человека так, чтобы последний рядовой стал руководителем группы. Дается следующая инструкция, которая озвучивается пошагово: следующее задание формулируется только после представления результатов предыдущего:

1. Каждой команде надо придумать название планеты, на которую мы собираемся приземлиться, изобразить контуры ее материков, придумать флаг и эмблему хотя бы одного государства этой планеты.

2. А теперь подумайте, как вы можете выяснить, есть ли опасность на планете для людей? Вдруг ее жители — людоеды?

3. Каждая команда придумывает презентацию земной цивилизации для инопланетян. Необходимо рассказать представителям другой планеты, какие мы, что умеем, что знаем и прочее, при этом мы не знаем, понимают ли они наш язык.

4. Теперь вы инопланетяне, живущие на планете, название которой уже придумали (см. пункт 1). Вам нужно разработать ответную презентацию.

На подготовку каждого задания дается пятнадцать-двадцать минут. После представления результатов каждого этапа все снова смещаются на одного человека и у подгрупп возникает новый руководитель.

Ведущий в процессе игры наблюдает за тем, как ведут себя руководители: попустительствуют, принимают активное участие как равные, оказывают давление на команду?

Во время обсуждения, организуемого после выполнения всех заданий, в центре внимания оказываются следующие вопросы:

• Кто из лидеров какую тактику руководства использовал?

• Была ли оправданна эта тактика в данной конкретной команде с именно этим заданием?

• Должны ли мы менять тактику в зависимости от задачи и команды?

Задание всей группе

Ведущий напоминает участникам игры известные стили управления:

— авторитарный,

— демократический,

— либеральный.

Эти стили выделены на основе двух переменных — содержания решений и приемов их выполнения (по работам К. Левина). Участникам игры за десять минут предлагается придумать и записать ситуации и профессии, для которых необходим тот или иной стиль. Желающие зачитывают свои записи, которые обсуждаются всеми участниками игры.

Ведущий предлагает подумать над метафорическим образом группы и ее лидера. После выдвижения различных вариантов он предлагает свой. Вместо часто упоминаемого образа пирамиды, с самой вершины которой лидер глядит вниз, тогда как все остальные, задрав голову, смотрят вверх, можно предложить нечто похожее на ряд концентрических окружностей. Задача лидеров — охватить всю организацию, чтобы высвободить максимум энергии. В этом и заключается их работа: они не должны становиться донорами энергии, их задача научить других отдавать ее.

Необходимо внимательно следить, чтобы новые лидеры вели людей, а не боролись за власть. Все положительные черты характера — энергия, амбициозность и готовность работать, которые делают кого-то отличным кандидатом в лидеры, — могут превратиться в отрицательные, если этот кандидат неверно выбирает цель (можно напомнить действия капитана в первом блоке игры).

В качестве яркого иллюстративного примера можно привести следующую историю.

Одного из известнейших ученых, который занимался изучением поведения кур, Глена Макбриджа из Австралии, пригласили поставщики яиц, которых беспокоила одна проблема.

Они заметили, что яйца некоторых кур крупнее других, и совершенно логично решили не разводить кур, несущих мелкие яйца. Так и поступили. Приобрели несушек, яйца которых были крупнее остальных, и посадили их в клетку.

Вот тут-то и началось самое интересное: куры заклевали друг друга до смерти. Поставщики обратились к Макбриджу. Он объяснил, что яйца большего размера несут куры с более властным характером. Когда их оказывается слишком много в одной клетке, они заклевывают друг друга.

Лидеру приходится сталкиваться с разными опасностями — возможно, не несущими физическую угрозу, но психологически весьма значимыми. Его сотрудники должны видеть, что он способен сохранять спокойствие, но это спокойствие означает не безразличие, а готовность к действиям. Лидер должен быть решительным, отдавать ясные распоряжения и «держать руку на пульсе».

Ведущий напоминает, что в этой игре участники опробовали на себе разные роли: они были лидерами и подчиненными. Он предлагает им, опираясь на свой опыт, создать портрет идеального лидера (либо такого, каким они сами хотят стать, либо такого, каким они хотели бы увидеть своего начальника). Работа осуществляется ими письменно и индивидуально. Затем участники озвучивают разработанные ими портреты с указанием (по желанию), идет ли речь о себе или о своем будущем начальнике.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина свечей "Procandles.ru". Компания предлагает Вам купить свечи ароматические, витые, восковые, декоративные, золотые, интерьерные, классические, новогодние, плавающие и конические, а также ароматизаторы для дома, масляные лампы, фитили, орешки с предсказаниями, подсвечники и многое другое. Посмотреть полный каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.procandles.ru/.

По завершении игры организуется итоговое обсуждение:

• Какой опыт вынесли участники из занятия?

• Что видится самым важным и нужным?

• С каким настроением они уходят с занятия?

Анна КОЛОШЕНКО,
психолог,
Москва