Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2008


Методическая копилка

Мария ПАНФУТОВА,
логопед-дефектолог школы № 367
для больных детей и детей-инвалидов, Москва

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ «Ш» и «Щ»

В нынешнее время среди учащихся начальных классов много детей, страдающих дисграфией. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Нередко учителя начальных классов и преподаватели русского языка считают дисграфические ошибки нелепыми и, не имея возможности объяснить их появление, ищут причину в личностных качествах ученика, обвиняя его в невнимательности и небрежном отношении к письму. А между тем причинами дисграфии являются дисфункции в работе отдельных зон ЦНС, отвечающих за речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Несовершенство работы одного из анализаторов ведет к появлению в тетрадях учеников «непонятных» ошибок.

В настоящей работе предлагается ряд занятий по устранению дисграфии, в основе которой лежат нарушения зрительного восприятия, пространственно-временной ориентировки и недостаточность кинестетической и динамической стороны двигательного акта. Вследствие данных нарушений ребенок испытывает трудности в зрительном восприятии элементов букв, у него нарушается контроль за ходом двигательных актов во время письма. В тетрадях таких детей обнаруживаются замены сходных по написанию строчных («б» — «д», «в» — «д», «т» — «п», «м» — «л», «и» — «у» и т.п.) и прописных букв («Р» — «Г», «Т» — «П», «З» — «Е»), недописывание элементов букв. У детей с подобными нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема). А.Н. Корнев называет данное нарушение письма «диспраксической дисграфией».

Диспраксическая дисграфия является довольно стойкой и сложно поддается исправлению.

Возникновение дисграфии свидетельствует о наличии у ребенка нарушений функционирования ЦНС. Работу с учеником-»дисграфиком» необходимо начинать с устранения причин ее возникновения, а не с устранения следствий данных нарушений. Коррекция данного вида дисграфии требует комплексного подхода. Этой проблемой должны заниматься несколько специалистов коррекционно-развивающей поддержки.

На первом этапе основная роль отводится психологу и дефектологу, которые организуют диагностическую работу по оценке состояния ВПФ у ребенка и проводят коррекционные занятия, направленные на формирование зрительного восприятия, пространственно-временных представлений, развитие и коррекцию мелкомоторных движений. Дефектолог и психолог формируют у ребенка умение ориентироваться в схеме собственного тела, среди окружающих предметов, на листе бумаги, устраняют трудности мелкомоторной координации, расширяют двигательные возможности кистей и пальцев рук.

Материалы по устранению сложностей пространственно-временного ориентирования, коррекции зрительного восприятия и совершенствованию мелкой моторики рук широко представлены в работах А.Н.Корнева, А.В.Семенович, И.Н.Садовниковой, Р.А.Лалаевой, Е.А.Катаевой и др. Лишь после данного подготовительного периода логопеду следует приступать к сравнительному анализу и дифференциации смешиваемых букв.

В программах известных авторов-логопедов (Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой и др.) представлены комплексы упражнений для дифференциации букв, сходных по написанию. Но в данных упражнениях отрабатываются наиболее часто встречающиеся варианты замен по оптическому и кинестетическому сходству. А в работах детей попадаются и иные, пусть более редкие, замены. Так, по моим наблюдениям, у 20–30% детей, страдающих данным видом дисграфии, существуют трудности при написании буквы «щ». У этих учеников слова при письме приобретают искажения («пишевой», «шекотно» и т.д.). В связи с этим возникла необходимость разработки системы упражнений для дифференциации букв «ш» и «щ».

Предлагаемый комплекс из девяти занятий позволяет устранить сложности, связанные с написанием буквы «щ». Система упражнений была успешно опробована на базе ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367 с учащимися, имеющими ослабленное здоровье.

Результат коррекционной работы достигается благодаря подключению зрительного анализатора (буквы должны ассоциироваться ребенком с образом какого-либо предмета, зрительно сходным с буквой) и отработке правильности начертания буквы на основе кинестезий. Так, при написании «ш» в слове после нескольких занятий у ребенка четко формируется ассоциативный образ буквы со сложенным шнурком, а при написании «щ» — с щукой, имеющей длинный хвост. Одновременное сопоставление образа буквы и предмета с последующим проговариванием (например: «щ» — это щука с длинным хвостом, пишу, хвостик) позволяет четче контролировать движения руки, что впоследствии позволит исключить замену «щ» на «ш».

Занятия разработаны с учетом общедидактических и специальных принципов обучения.

Дифференциация звуков «ш» и «щ» на первоначальных этапах отрабатывается на наиболее мелких языковых единицах. От занятия к занятию усложняется речевой материал, а также растет уровень сложности предлагаемых заданий. Это позволяет ученику по окончании курса овладеть дифференциацией звуков в текстах, воспринимаемых на слух.

Интересные игровые приемы и наглядный материал, используемые в коррекционной деятельности, содействуют положительному отношению учащихся к работе, что создает благоприятные условия для преодоления нарушений письменной речи. Многократность и вариативность заданий позволяет прочно закрепить не только отрабатываемый навык письма, но и умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, обогатить лексико-грамматический строй речи, развить внимание, память, навыки самоконтроля.

Данная система упражнений предназначена для коррекционной работы с учащимися начальных классов массовых и специальных (коррекционных) школ. Предлагаемый материал могут использовать как логопеды, так и учителя начального звена школ, желающие сократить число специфических ошибок у своих учеников при письме.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: знакомство с оптическим образом букв «ш» и «щ».

Вступительная часть

1. Педагог демонстрирует детям сложенные из проволоки буквы «ш» и «щ», предлагает назвать их.

2. Дети самостоятельно складывают проволоку в виде букв «ш» и «щ».

3. Логопед предлагает ребятам подумать, на что похожи эти буквы.

После вариантов детей педагог вывешивает картинки: «ш» в виде шнурка, «щ» в виде щуки. Объясняет: буква «ш» выглядит как сложенный шнурок, «щ» похожа на щуку, у которой есть хвост.

4. Ученик проводит пальцем по стилизованной букве, запоминая ее графический образ. Затем «пишет» буквы в воздухе, проговаривая: «ш» — шнурок, «щ» — щука.

Основная часть. Задания

1. Записать под диктовку, проговаривая: «ш» — шнурок; «щ» — щука.

Ш, Ш, Щ. Щ, Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Щ.

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

2. Продолжить ряд, не меняя последовательности:

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

3. Из продиктованных слогов записать только буквы «ш» или «щ»:

шу, ши, щи, ще, ош, що, ша, аш, ща, щи, ещ, уш, ющ, ше.

4. Придумать слова, которые начинаются на звук «ш» и «щ». Записать их в две строчки.

5. Какие слова заколдовала Баба-яга?

Заключительная часть

Педагог предлагает ученикам вспомнить, на что похожи буквы «ш» и «щ». Чем отличается написание этих букв?

Ребенок еще раз повторяет написание букв в воздухе.

Домашнее задание. Нарисовать буквы «ш» и «щ» в виде шнурка и щуки.

 

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: закрепление образа букв «ш» и «щ».

Вступительная часть (повторение)

Педагог предлагает вспомнить, какие буквы сравнивали на прошлом занятии. На что похожи эти буквы?

Проверяет, как ученик справился с домашним заданием.

Основная часть. Задания

1. Обвести букву «ш» синим карандашом, а букву «щ» — красным.

Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Щ Щ Щ Ш

Ш Щ Щ Щ Ш Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Ш

Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Щ Ш Щ Ш

2. Прописать две строки букв, не меняя последовательности, проговаривая: «ш» — шнурок, «щ» — щука.

Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Ш

3. Записать под диктовку слоги (перед написанием вспомнить зрительный образ буквы «ш» и «щ»): ащ, шу, уш, ющ, ща, шо, ще, щи, ош, ши, ещ, ша, щё.

4. а) Разложить картинки на две стопки: в одну — слова, в которых встречается звук «ш», в другую — слова, в которых встречается звук «щ».

б) Записать в первую строку слова со звуком «ш», во вторую — со звуком — «щ».

5. а) Вставить в слова буквы «ш» или «щ»:

…умят, ве…и, но…а, капю…он, …еколда, пе...ера.

б) Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Заключительная часть

Педагог напоминает, что ученику необходимо каждый раз, когда ему встречается буква «ш» или «щ», вспоминать ее образ, проговаривая: «ш» — шнурок или «щ» — щука.

Домашнее задание. Вставить в слова буквы «ш» или «щ»: Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Пи…ат, ка…тан, при…епка, кра…еный, …екотать.

 

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах.

Вступительная часть (повторение)

1. Вылепить букву «щ» из пластилина.

2. Вспомнить: а) на что похожи буквы «ш» и «щ»?

б) Как нужно проговаривать, если в слове встречаются эти буквы?

3. Записать под диктовку слоги: ащ, щу, шу, еш, иш, ещ, що, аш, ща, ще.

Основная часть

1. Вставить в слова буквы «ш» или «щ». Показать, из какой трубы вылетел дым (см. рис. вверху).

Записать эти слова.

2. Графический диктант. Обозначить слово схемой и записать букву «ш» или «щ», которая встречается в этом слове.

Ищейка, кукушка, вешалка, прощай, трещит, шнурок, хвостище.

3. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

Про…ение, кры…а, …кольный, е…ё, мы…ка, и…у, за…ито, …екотно, …ит.

4. Придумать словосочетания со словами и записать их. (Слово произносится педагогом. Ребенок определяет на слух, какую букву — «ш» или «щ» — будет писать в этом слове, составляет словосочетание).

Товарищи, машина, вещевой, орешник, сушить, общий.

 

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

…авель, коре…ок, …ека, шала…, …устрый, пи…ит.

 

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах и словосочетаниях.

Организационный момент.

Вступительная часть
(повторение)

1. Вспомнить, из каких элементов состоят буквы «ш» и «щ», в чем их отличие.

2. Из произнесенных педагогом слогов записать только слоги с буквой «щ».

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить два букета. Записать получившиеся слова.

2. Нарисовать свою поляну с цветами, поместив справа цветы со словами, в которых есть буква «щ», а слева — цветы, в которых есть «ш».

3. Подчеркнуть в стихотворениях буквы «ш» и «щ». Выписать из стихотворений слова с буквами «ш» и «щ» в два столбика.

Щетинка — у чушки,
Чешуйка — у щучки.

Поросенок Тошка полюбил картошку.
— Кушай, Тошка, с молочком,
Лезь в корыто пятачком.

4. Зрительный диктант (записать слова по памяти)

Плащ, ищу, шиповник, тащил, мишка, ящик.

5. Исправь ошибки. Составь словосочетания со словами из первого и второго столбика.

ЛЕТЯШИЙ
ПОЮЩИЙ 
ВЬЮШИЙСЯ
ПУЩИСТЫЙ
ПЛЮШ
ШЕНОК
ЩЕГОЛ
ЩАР

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ». Переписать скороговорку.

На пло..ади пу…истый щенок
Ута..ил у каменщика пла.…

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словосочетаниях и предложениях.

Вступительная часть
(повторение)

1. Из продиктованных педагогом слогов записать слоги с буквой «щ»:

Шу, ща, що, ши, ищ, ящ, ше, ще, ущ, ющ, аш, ша, ещ.

2. Разгадать кроссворд.

По горизонтали: 2. Сказочный герой, живущий в лесу. 3. Как иначе можно назвать худого человека. 5. Настольная игра.

По вертикали: 1. Что вешают на окна. 2. Речная рыба 4. Собака на разыскной службе. 6. На что закрывают дверь.

Основная часть

1. Составить со словами из кроссворда словосочетания и записать их.

2. Вставить буквы «ш» и «щ» в словосочетания. Переписать. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Узкая …ель, стирать с поро…ком, …ире шаг, ловить …уку, просить про…ения, за…топать носки, удобная при…епка.

3. Вставить буквы «ш» и «щ» в слова. Переписать скороговорку. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Щенок — бегаю…ий и лаю…ий,
Щегол — летаю…ий и пою…ий,
Мы…онок — …устрый и пи…ащий.

4. Слуховой диктант

Кашель, шутка, страшилище, роща, карандаш, удилище,

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить буквы, записать стихотворение. Выучить его наизусть.

Два …енка, щека к щеке,
Щиплют …ётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка — щелк …енков с плеча!
Два щенка у…ли ворча.

С. Михалков

 

ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словосочетаниях и предложениях.

Вступительная часть (повторение)

1. Помогите сказочным героям найти свою букву: «щ» или «ш».

Стра…ила
Ко…ей
Щ Царевна-лягу..ка
Таракани…е
Красная …апочка
…елкунчик
Ш Ле…ий
Мы…ка-нору…ка

Запишите имена героев в тетрадь. Подчеркните «ш» и «щ».

2. Слуховой диктант

Ноша, кошка, священный, крещение, слаще, слушать, еще.

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить словосочетания со словами из первой и второй строчки.

Слыщен, колыщется, прошмыгнула, длинные, плывуший.

Шупальца, яшерица, камыщ, шебет, ёрщ.

Подчеркнуть «ш» и «щ».

2. Переписать предложения, вставляя пропущенные «ш» или «щ».

На болоте растут хво…и.
Мы…онок и…ет хлебные кро...ки.
Нарисуйте треугольник с помо…ью линейки и каранда…а.

3. Закончить предложения.

В нашем шкафу много … .
Лев не травоядный, он — … .
Первобытные люди жили в … .

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить пропущенные буквы. Составить словосочетания со словами. Записать их. Подчеркнуть «ш» и «щ».

У…елье, …ипать, ко…елёк, уси…и, че…уя, бор… .

 

ЗАНЯТИЕ № 7

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение):

1. Вставить буквы в слова. Какие сардельки съест кошка, а какие — щенок?

2. Зрительный диктант

Прошу пощады, шумная трещотка, большое пожарище, получишь прощение.

Основная часть

1. Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

Е..ё в полях белеет снег,
А воды уж весной …умят.

2. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Ящерицы

Ящерица — хи...ник. Охотятся я..ерицы на мелких мо...ек и жучков.

Любят ящерицы погреться на солны…ке. Залезают на камни, коряги и …епки, ...урятся, солнышку спинки подставляют. Ящерицы очень шустры. Ты е...ё только крадё...ся к ней, а она уже под до..ечкой про…мыгнула и пропала.

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Записать предложения, исправив ошибки.

Лёша из дошечек построил яшик для картощки.
На вешевом рынке Яше купили хорощие ботинки.
Прошла зима, зашебетали птицы.

 

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: дифференциация «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение)

Из данных слов образовать название профессии человека.

О б р а з е ц: прядь — прядильщик.

Уголь, приём, камень, баня, паром, дрессировка.

Основная часть

1. Слуховой диктант

Угольщик зашел в шахту.
Банщик насушил березовых веников.
Дрессировщик вышел на арену.
На крыше работал кровельщик.

2. Списать предложения, исправляя ошибки.

В праздник крешения многие веруюшие купаются в проруби.
Солдат бесстращно зашищал Родину.
Натащин товариш всегда придет на помошь.

3. Списать текст, исправляя ошибки.

Весна

Вот и прищла весна. Солнышко показывается чаше. Ешё на прощлой неделе лежал снег, а сейчас на проталинах видна зеленеюшая трава. Скоро зашумят ручьи. В лесу уже слышно шебетание птиц: «Прошай, зима!»

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Составить рассказ, используя слова для справок и вопросы.

Слова для справок: река, камыши, весна, мелкие рыбёшки и крупная рыба, хищная рыба.

Вопросы: Кто такая щука? Где живет щука? На кого охотится щука? Когда и где выводятся щурята?

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: проверить прочность усвоенных знаний по теме «Дифференциация «ш» и «щ».

Основная часть

1. Списать поговорки, исправляя ошибки.

Щи да каща — пиша наща.
Шипцы да клеши — вот наши веши.

2. Диктант

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок Проша. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Проша бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался. Миша и Паша смеялись.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурина Е.Д. Такие похожие и разные буквы: тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. — СПб., 2006.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 2003.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 1999.

Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры. — СПб., 2003.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1997.

Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. — М., 2004.

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. — Ярославль, 2004.

Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. — Ярославль, 2001.