Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2008


Методическая копилка

Ирина ПАВЛОВСКАЯ,
педагог-психолог
Елена ТАРАСОВА,
учитель-логопед,
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа
VIII вида № 3,
г. Тулун,
Иркутская область

 

День рождения Cлоненка

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы
педагога-психолога и учителя-логопеда в специальной
(коррекционной) школе VIII вида

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, поэтому успешное осуществление коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида во многом зависит от взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь и каждому ребенку, и группе детей, имеющих речевые дефекты; отслеживать процесс развития; заниматься углубленной и всесторонней профилактической, коррекционной, развивающей работой; осуществлять индивидуальную поддержку. Коррекционно-развивающая работа представляет собой комплекс мер педагогического, психологического и логопедического воздействия на личность ученика.

В нашей школе были определены принципиальные направления такой работы, учитывающие как накопленный опыт, так и новые тенденции коррекционно-развивающего обучения.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Наиболее подходящей формой коррекционно-развивающего обучения нам представляются интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом. Интегрированные занятия (от лат. — «полный», «целостный») — это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. Интегрированное построение занятий дает возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. Интегрированные занятия более результативны, так как у учащихся отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от творческих возможностей педагогов, их готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:

— сказочных и литературных героев;

— сказочных сюжетов;

— разработанных или совместно придуманных игр;

— воображаемых путешествий, поездок, приключений;

— элементов сюжетно-ролевых и дидактических игр;

— тематических праздников;

— предметных и сюжетных картин,

— сюжетов и героев мультфильмов.

Предлагаем вашему вниманию несколько занятий, которые мы проводим с нашими учениками. В приложении к занятиям даются некоторые картинки.

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ

Тема: «В гостях у Золушки»

(1-й класс)

Цели:

— развитие элементов логического мышления через операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

— закрепление четкого произношения звука «ш» в словах и предложениях;

— воспитание положительной мотивации к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат «Чудо-дерево», карета, лошадка, предметные картинки, крупы (гречка, рис, горох), видеомагнитофон, диснеевский мультфильм «Золушка», аппликация «Кошки», карточки для развития зрительного восприятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель-логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в гости к Золушке (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны). Она расскажет нам свою историю (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

В своей комнате Золушка долго плакала, а потом решила попросить помощи. Вам интересно знать, к кому обратилась за помощью Золушка? А вы хотели бы помочь ей?

Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.

II. Основная часть

1. Упражнение «Найди заплатку»

Педагог-психолог. Отгадаете загадку и узнаете, к кому первому пришла Золушка.

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка. Кто же это?

Дети. Мышка (появляется игрушка).

Педагог-психолог. Мышка сшила платье, но злая мачеха его порвала. Давайте поможем зашить платье.

(Детям даются платья разных цветов с вырезанными геометрическими фигурами. См. приложение 1.)

Вам нужно подобрать заплатки по цвету и форме.

После выполнения задания у Золушки появляется новое платье.

2. Упражнение «Найди отличия»

Учитель-логопед. Отгадайте загадку и узнаете, к кому второму пришла Золушка.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая
Молоком питается.
Как называется?

Дети. Кошка (появляется игрушка).

Детям раздаются карточки с кошками, состоящими из геометрических фигур (cм. приложение 2).

Учитель-логопед. Кошка нарисовала своих друзей.

— Чем отличается первая кошка от второй?

— Чем отличается вторая кошка от третьей?

— Чем отличается первая от третьей?

А теперь вы составьте кошек. (Моделирование из геометрических фигур.)

После выполнения задания у Золушки появляются туфли.

3. Упражнение «Чудо-дерево»

Педагог-психолог. Отгадаете загадку и узнаете, к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.
Его вы знаете, ребята.
Он в берлоге спит зимой
Под высокою сосной.
Он не слон и не мартышка.
Это косолапый…

Дети. Мишка (появляется игрушка).

Педагог-психолог. Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание. На волшебном дереве выросли картинки:

— назовите их одним словом;

— посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

В благодарность за то, что вы выполнили задание, Мишка дарит Золушке корону и просит передать подарок своему другу (детям вручается мешочек).

4. Упражнение на развитие внимания «Посмотри внимательно»

Учитель-логопед. Отгадайте загадку и узнаете, к кому четвертому пришла Золушка.

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?

Дети. Петушок (появляется игрушка).

Передадим Петушку подарок от Мишки. Что это? (Крупы: гречка, рис, горох.)

5. Физкультминутка

Учитель-логопед. Пока мы с вами несли подарок, все крупы перемешались. Давайте поможем перебрать крупу.

(Ученики перебирают крупу под музыку.)

Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,
Поразмыслите не спеша,
И отыщете обязательно
Шесть вещей со звуком «ш».

А теперь сравните мальчиков. (предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками. См. приложение 3.)

Посмотрите на карточку и посчитайте, сколько здесь шарфов, шапок и шуб (см. приложение 4).

Петушок благодарит вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.

6. Дидактическая игра «Подбери по форме»

Педагог-психолог. Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу?

Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет.

На поляне и опушке
Нас всегда везде найдете.
Мы – зеленые квакушки,
Лупоглазые…

Дети. Лягушки (появляется игрушка).

Педагог-психолог. Что подарила Лягушка Золушке, вы узнаете, если правильно соберете буквы, поставив цифры в той последовательности, в какой они идут при счете.

(Лошадка, карета.)

Прочитайте слова.

Теперь карета сможет поехать.

7. Упражнение на развитие долговременной памяти

Учитель-логопед. Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (Дети называют, игрушки выставляются на стол.)

III. Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу. Учащимся предлагается потанцевать вместе с Золушкой.

Тема: «День рождения Слоненка»

(2-й класс)

Цели:

— закрепить четкое произношение звуков «л» и «л’» [мягкое] в словах и предложениях;

— развивать наглядно-образную память (зрительную, слуховую, вкусовую, тактильную) через упражнения в запоминании и воспроизведении учебного материала;

— формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: игрушка-слоненок, набор треугольников разного цвета, предметные картинки, фрукты, цветные карандаши, карточка на развитие внимания «Найди букву», карточки со слогами, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Педагог-психолог. Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный день — у одного сказочного героя день рождения. Прочитайте слоги, соберите слово по цифрам, и узнаете, к кому мы сегодня отправимся в гости (СЛОНЁНОК). Выделите второй звук в слове.

II. Разбор артикуляции и характеристика звука

Учитель-логопед. Какое положение принимают органы артикуляции при произнесении звука «л»?

Дайте характеристику звуку.

III. Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед. Выполним упражнения, которые помогут язычку правильно произнести звук: «Иголочка», «Качели», «Пароход гудит», «Подуй на снежинку».

IV. Упражнения на закрепление

1. Упражнение в классификации

Педагог-психолог. В день рождения дарят подарки. Слоненок получил много подарков. Мама подарила посуду. Папа подарил учебные принадлежности. Бабушка подарила игрушки.

Дети выбирают предметные картинки по тематическим группам. Предметные картинки: вилка, ложка, тарелка, линейка, пенал, пластилин, лопатка, юла, кукла.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти (см. приложение 6)

Учитель-логопед. В день рождения к слоненку друг за другом шли зверята.

Первый – кролик ловкий
Пришел с пучком морковки.
Второй — лиса-соседка
С малиновой конфеткой
Третий был волчонок,
Меда он катил бочонок.
Четвертой — белочка в платочке,
Принесла она грибочки.
Пятой с яблоком в корзинке
Пришла лошадка по тропинке.

(Картинки животных выставляются на доске.)

Работа с предметным рядом:

— Кто пришел первый?

— Кто пришел третий, второй, четвертый, последний?

— Кто пришел за кроликом, лисой, белочкой?

Прослушайте стихотворение еще раз и запомните, какие подарки принесли зверята (картинки подарков выставляются по мере называния).

Вот как много угощенья —
Вкусным будет день рождения.

3. Упражнение на развитие зрительной памяти

Педагог-психолог. Когда зверята собираются вместе, они очень любят играть в прятки. И сейчас они будут прятаться, а вы их искать. Прятаться они будут за треугольники, потому что треугольник похож на букву «л».

Лиса спряталась за желтый треугольник, потому что она любит сыр, а он желтого цвета.

Кролик спрятался за оранжевый треугольник, потому что он любит морковку, а она оранжевого цвета.

Лошадка – за зеленый треугольник, потому что она любит траву, а она зеленого цвета.

Белка – за коричневый треугольник, потому что она любит орешки, а они коричневого цвета.

Волчонок спрятался за красный треугольник, потому что он любит мясо, а оно красного цвета.

А теперь найдите зверят. Кто спрятался за желтый треугольник? (Аналогичная работа со всеми треугольниками.)

4. Физкультминутка

Буквой «Л» поставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево — вправо.
Вот как делаем, на славу!

5. Игра с мячом «Скажи правильно»

Учитель-логопед. Слоненок любит составлять неправильные предложения. Исправьте их. (Ребенку бросают мяч и говорят «неправильное предложение», он должен его исправить.)

Пол упал на стул.
Лошадка села на Павла.
Кукла унесла собаку.
Велосипед сел на Михаила.
Стул сел на Володю.
Голубь ловил Сашу.

6. Упражнение на развитие вкусовой памяти

Педагог-психолог. Слоненок приготовил для своих гостей угощение: яблоко, лимон, апельсин.

(На блюде лежат по три яблока, лимона, апельсина.)

— Как назвать одним словом то, что он приготовил?

— Какое яблоко по форме, цвету, вкусу? (Трогают, пробуют.)

— Какой лимон по форме, цвету, вкусу?

— Какой апельсин по форме, цвету, вкусу?

А сейчас слоненок поиграет с вами в игру «Угадай, что за фрукт». Вы с закрытыми глазами достанете из «Волшебного мешочка», попробуете фрукт, который уже пробовали, и скажете, что это было.

Молодцы!

7. Упражнение на развитие мелкой моторики

Учитель-логопед. На память о дне рождения слоненок хотел подарить свою фотокарточку, но она не получилась. Вам нужно соединить точки по порядку, чтобы на картинке получился слоненок (см. приложение 5).

V. Итог

Дети прощаются с гостями и со слоненком.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина модной одежды Alina-Brand.Ru. Скоро настанет пора отпусков и интернет магазин «Alina-Brand» предоставляет вам уникальную возможность провести шоппинг, не выходя из дома. В богатый ассортимент магазина входят модные платья 2013 года, на которые как раз начались распродажи, и вы сможете приобрести уникальные вещи с выгодными скидками. Не упустите шанс порадовать себя и своих близких.

Тема: «Урок в лесной школе»

(3-й класс)

Цели:

— автоматизация звука «ш» в словах и предложениях;

— развитие психических процессов: произвольного внимания, зрительной памяти, восприятия пространства и сенсорных эталонов (форма, цвет), логического мышления;

— воспитание активности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Оборудование: игрушка мишка, разрезанная буква «ш», предметные картинки: петушок, кошка, лягушка, мишка, мышка; геометрические фигуры, дидактическая игра «Разноцветные бусы», шнурки, мяч, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель-логопед.

Сегодня урок необычный у нас.
Зверь лесной пришел к нам в класс.
Просит помощи у вас.

Мишка не соблюдает режим дня, поздно ложится спать и из-за этого часто опаздывает на уроки. Он пропустил очень много занятий и просит вас помочь разобраться с домашним заданием.

Первое задание: собрать рассыпанную букву. (Дети собирают разрезанную на 4–5 частей букву.)

II. Разбор артикуляции и характеристика звука

Учитель-логопед. Какое положение принимают органы артикуляции при произнесении звука «ш»?

Дайте характеристику звуку.

III. Артикуляционная гимнастика

Проводит учитель-логопед.

Упражнения «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Фокус».

IV. Упражнения на закрепление

1. Упражнение «Прятки»

Педагог-психолог. Звери очень осторожны, и поэтому, завидев людей, они прячутся.

(Психолог на глазах у детей прячет предметные картинки за геометрические фигуры.)

Петушок спрятался за коричневый овал (он любит зернышко).

Кошка спряталась за белый круг (любит белое молочко).

Мишка спрятался за красный квадрат (он любит красную ягодку).

Лягушка спряталась за зеленый прямоугольник (она любит зеленый цвет).

Мышка спряталась за желтый треугольник (треугольник похож на кусочек сыра).

Загадки

Педагог-психолог. Звери покажутся, если мы отгадаем про них загадки и вспомним, за какие геометрические фигуры они спрятались.

Я в деревне на дворе
Просыпаюсь на заре.
«Ку-ка-ре-ку» я кричу,
Разбудить ребят хочу. (Петушок.)

За какой геометрической фигурой спрятался Петушок? (За коричневым овалом.)

Зелена я как трава
Моя песенка «Ква-ква». (Лягушка.)

За какой геометрической фигурой спряталась лягушка? (За зеленым прямоугольником.)

Хвост длинен, сама крошка.
Боюсь очень кошки. (Мышка.)

За какой геометрической фигурой спряталась мышка? (За желтым треугольником.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. (Мишка.)

За какой геометрической фигурой спрятался Мишка? (За красным квадратом.)

У нее четыре лапки,
Лапки, коготки-царапки,
Пара чутких ушей,
Она гроза для мышей. (Кошка.)

За какой геометрической фигурой спряталась Кошка? (За белым овалом.)

2. Упражнение «Подбери по форме»

Проводит педагог-психолог.

Детям раздаются карточки с геометрическими фигурами и картинки с предметами, нужно разделить картинки по форме (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат).

3. Физкультминутка

Учитель-логопед.

Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

4. Упражнения в классификации

Проводит учитель-логопед.

а) «Мой — моя»

Детям нужно разделить предметные картинки на две группы, о которых можно сказать «мой» и «моя».

б) «Съедобное — несъедобное»

(игра с мячом)

Шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, кошка, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка.

5. Работа в тетради

Педагог-психолог. У вас в тетради нарисованы три шапки. Их нужно раскрасить так, чтобы в центре была желтая шапка, слева от нее зеленая, а справа — красная.

6. Упражнение «Разноцветные бусы»

Проводит педагог-психолог.

Цели: формирование навыков контроля и самоконтроля при выполнении заданий по схеме, развитие мелкой моторики.

Дети должны по плану-схеме собрать разноцветные бусы. Для каждого ребенка — свой образец (разноцветные пробки от пластиковых бутылок, просверленные по центру, нанизываются на шнурки).

V. Итог

Педагог-психолог. Вы помогли Мишке справиться с заданием, и за это он вам дарит подарки, а какие — узнаете, если расшифруете слово, поставив цифры по порядку.

Мишка говорит вам спасибо и обещает больше не опаздывать на уроки.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ЛИТЕРАТУРА

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 1999.

Лопухина И.С. Логопедия — 550 упражнений для развития речи. — СПб., 1998.

Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «Мар Т»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М., 2003.

Шаброва С.Е, Федорова И.Ю. Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. — 2007. — № 4.