Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2008


Книжный шкаф

О чем говорить с ребенком?

Инструкция по выживанию
для современных российских родителей

О.И. Маховская
М.: АСТ, Астрель;
Владимир: ВКТ, 2008

Палитра психологических сочинений для родителей обогатилась еще одной книгой, которая вышла из-под пера автора знаменитой «Иронической психологии» Ольги Маховской, которая на сей раз демонстрирует очень серьезный (пускай и не бесспорный) подход к проблемам воспитания. Адресованная родителям, книга представляет интерес и для коллег автора — профессиональных психологов, чья работа связана с детьми. Ведь вопрос «О чем говорить с ребенком?» постоянно встает и перед ними, и очень интересно, какие ответы на него предлагает высококвалифицированный и многоопытный специалист.

По мнению автора, серьезная проблема детско-родительских отношений в российском обществе состоит в том, что у нас традиционно принято избегать острых тем, замалчивать «щекотливые вопросы». Из-за этого растущий ребенок оказывается не только лишенным информации, необходимой для формирования здорового мировоззрения, но и обделенным важными психологическими качествами, необходимыми для полноценного существования в мире. Весьма любопытны и рассуждения автора о традиционных российских подходах к воспитанию, которые она определяет как «толстовский» и «горьковский», впрочем не усматривая между ними сущностных различий.

Очень показательной видится тут ссылка на «коллегу, американского психоаналитика, автора книги о литературных истоках загадочной русской души». Вам знаком этот брезгливый прищур «цивилизованного джентльмена»? По ходу чтения он привидится еще не раз. Хотя далее автор берет быка за рога и обозначает те непростые вопросы, на которые взрослым необходимо иметь ответ в общении с ребенком. Это и болезненная проблема конечности человеческого бытия, и проблема межнациональных отношений, и многие другие, вынесенные в виде простых вопросов в названия глав: «Откуда берутся мальчики и девочки?», «Почему одни бедные, а другие богатые?», «Как выглядит Бог и нужно ли его бояться?» и пр. Варианты ответов, возможно, не всем российским читателям покажутся адекватными нашей действительности. По крайней мере, такие плоды толерантности, которые буйным цветом цветут в парижских и лондонских предместьях, не всем захочется лицезреть в Гольяново и Капотне.

А уж ответ на вопрос «Чем западные воспитание и образование отличаются от наших?», которому посвящена отдельная глава, воодушевит, наверное, только непреклонных западников, убежденных, что если и отличается, то в лучшую сторону. Те же, кто продолжает считать дисциплину и авторитет необходимыми атрибутами образовательного процесса, возможно, даже захотят вступить с автором в полемический диалог.

Впрочем, есть надежда, что либеральная позиция автора оставляет за читателем такое право, ведь умение мыслить самостоятельно и вести себя независимо, превозносимые ею как достоинства западного воспитания, присущи и кое-кому из воспитанников советской семьи и школы. Остальные, должно быть, послушно воспримут упреки Ольги Маховской и побегут исправляться.

Сергей СТЕПАНОВ