Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2008


Игротека

Рисунки Е. Медведева

МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА

Игровое занятие для учащихся начальной школы

Цель: способствовать развитию эмпатии участников, сплочению группы, раскрытию творческих способностей.

Материалы: «волшебная палочка», стеклянный елочный шарик, «волшебный сундучок» (любая коробочка с крышкой), маленькие листочки (по количеству участников), листы альбомные (по количеству участников), цветная бумага, скотч, клей, глянцевые журналы, степлер и др.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Разминка

Участникам предлагается поздороваться друг с другом, передавая каким-нибудь необычным способом «волшебную палочку». Желательно, чтобы способы не повторялись.

Основная часть

Ведущий. Ребята, мы все сейчас с нетерпением ждем новогодних праздников. А как вы думаете, почему и взрослые и дети так любят Новый год? (Ответы ребят.) Да, в эти дни сбываются даже самые необычные желания! И когда это происходит, всем становится весело, радостно, не правда ли?

Скажите мне, пожалуйста, а вы уже написали письма со своими желаниями Деду Морозу? Если кто-то еще не успел это сделать, или у вас появились новые пожелания, или вы знаете желания своих очень близких людей — у вас есть возможность сейчас сообщить об этом Деду Морозу! Если же кто-то считает, что Деда Мороза не существует, — то я могу ему открыть один секрет. Знаете, почему многие наши мечты и желания рано или поздно сбываются? Потому, что мысли наши могут оживать. Особенно если этого очень хочется! Но, к сожалению, оживать могут как добрые мысли, так и злые. Если оживают злые мысли, то от них и сам человек может пострадать. А от добрых мыслей и сам человек становится сильнее, здоровее, веселее, и заряжает окружающих его людей этими качествами.

Поэтому я предлагаю сегодня нам с вами зарядиться доброй энергией и еще раз очень сильно пожелать того, о чем мечтается и что хотелось бы, чтобы обязательно сбылось! Сейчас каждый из вас получит маленький листочек бумаги, куда вы запишете то, что бы вы хотели себе пожелать, что бы хотели получить. А может, это будет желание кого-нибудь из ваших родных, и вы можете помочь ему исполниться. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не видел, что вы сейчас пишете. После этого сложите листики и положите их в наш «волшебный сундучок».

(После того как все листочки оказались в коробочке, ведущий делает какой-нибудь символический жест «волшебной палочкой» и «превращает» кабинет, где проходит игра, в мастерскую Деда Мороза, а участников — в Дедов Морозов и Снегурочек.)

Уважаемые Деды Морозы и Снегурочки! Наш почтовый ящик («волшебный сундучок») опять полон новыми письмами от детей. Я хочу, чтобы каждый из вас достал письмо из ящика и начинал работу по осуществлению конкретного желания.

Ученикам 1–2-х классов предлагается нарисовать то, что написано в письме, которое они вытащили. Это может быть конкретный предмет или сама ситуация вручения подарка. Здесь очень важна помощь ведущего, так как не всегда понятно, что написано на листочке, или непонятно само желание. Ведущий может подсказать, как это лучше изобразить, и в случае необходимости помочь нарисовать.

Рисунки Е. Медведева

Ученики 3–4-х классов уже могут не только нарисовать, но и из подручных материалов (бумаги, картона) сделать желаемые подарки. Здесь может быть также успешно применена техника коллажа.

После того как все желания выполнены, начинается процедура их представления или вручения. Тут могут быть два варианта:

1. Все поделки, рисунки раскладываются на ковре или на столе, и участники ищут свой подарок. Если угадывают, то автор работы вручает его заказчику со словами: «Я поздравляю тебя с Новым годом и уверен, что твое желание обязательно сбудется!»

2. Каждый по очереди озвучивает то желание, над которым он работал, и когда заказчик отзывается, вручает ему результат со словами: «Я поздравляю тебя с Новым годом и уверен, что твое желание обязательно сбудется!»

Далее ведущий с помощью «волшебной палочки» возвращает всех ребят в кабинет и подводит итог занятия. На этом этапе важно, чтобы у детей не осталось негативного впечатления от полученных подарков. Нужно сделать акцент на том, что каждый вложил в эту работу частичку своей души и только самые добрые мысли, а это значит, что желания обязательно должны исполниться.

В обсуждение занятия следует вставить вопросы:

— Кому было приятнее получать подарки, а кому дарить?

— Какие чувства и эмоции участники испытывали в процессе работы?

Заключительное упражнение

Все встают по кругу и передают друг другу елочный шарик со словами «Я хочу, чтобы в новом году ты смог…» (или «у тебя получилось…», или «ты стал(а)…»).

Ведущий начинает это упражнение и заканчивает, обращая внимание детей на то, что шарик стал теплым, и это тепло от их сердец, от их рук, от их слов будет греть каждого весь следующий год.

Ирина СУКАЛО,
педагог-психолог СШ № 161,
г. Минск