Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2009


Метод в теории и на практике

Английские игры,
в которые можно играть всем

Наверное, многие специалисты, проходя через мучительный путь создания тренинга, мечтают сделать его самобытным и не похожим на другие. Чтобы было в нем что-то, что смогло бы удивить, обрадовать или сделать тренинг запоминающимся: ярким, глубокомысленним или, наоборот, легким для понимания и лучезарным. Как? Может быть, выбрать актуальную и захватывающую тему, или вовлечь участников в зажигательную дискуссию, или сделать яркое, незабываемое, кульминационное упражнение.

Я думаю, что все это хорошо и все это сработает. К сожалению, бывают и другие ситуации: тема заказана, и она не вдохновляет самого тренера или интересна ведущему, но не воодушевила участников, и тренинг проходит не так динамично, как ожидалось. Тогда положение может спасти хорошая игра. Игра, которая всегда в голове, которая наготове (в нужное время и в нужном месте) и в которую, возможно, еще никто не играл.

И еще с одной проблемой сталкиваются тренеры. Иногда, когда проводишь одно и то же уже в который раз, начинает казаться, что все давно всё знают и что в тренинге опять не хватает изюминки. Не берусь сказать за всех, точно не знаю, но, говоря откровенно, со мной такое происходит, и довольно часто. Поэтому всегда хочется иметь про запас что-то новое. И именно это мучительное чувство «поиска новизны» сначала вдохновляет наблюдать и изучать все, что происходит вокруг, а затем, после ряда раздумий, приводит к компьютеру и заставляет придумывать и печатать, печатать и придумывать снова, а потом отрабатывать на практике. Не могу сказать, что всегда одинаково хорошо, но иногда все же удается что-то изобрести или хотя бы внести новый оттенок в то, что уже было изобретено до тебя. Именно так появились игры, в которые теперь можно играть всем.

Некоторые упражнения, описанные ниже, родились в результате изучения детских игр английских детей, были модифицированы и адаптированы для наших русских тренингов. Идеи для других упражнений были взяты из английских тренингов для взрослых и также адаптированы для нашей действительности. Словом, все они — интернациональные! И еще один признак объединяет их — все они подходят для разных категорий тренингов, независимо от их названия и содержания.

Таким образом, цель данной статьи — поделиться с коллегами, читателями «Школьного психолога», некоторыми «английскими» наработками, которые, может быть, кому-то придутся впору и ко времени или натолкнут на новые мысли, свежие идеи для дальнейшего творчества. А если кто-то не проводит тренинги — то ничего страшного. В игры, описанные ниже, можно играть со школьниками, а в некоторые из них и в более раннем возрасте.

Старинная английская игра

(Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. , 2005)

Цель: формирование свободной атмосферы в группе.

Материалы: для этой игры понадобится приз победителю небольшого размера (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и др.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т.д.). Необходимо также музыкальное сопровождение.

Содержание: перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку (либо слева, либо справа), тот — следующему и т.д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. Как только музыка зазвучала, приз снова начинает «путешествие» по кругу до следующей музыкальной паузы. Музыка замолкает — участник с призом в руках продолжает распаковывать его, а с появлением первых звуков музыки передает по кругу (в любом направлении) дальше.

Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями в свободной форме или по кругу. Игру также можно проводить и без обсуждения.

Комментарии для тренера: игра может вызвать некоторое разочарование в конце, когда только один из участников получит приз. Чтобы избежать этого, приз можно сделать чисто символическим, с юмором.

Данная игра прекрасно подходит не только для тренингов, но и для проведения вечеринок. В нее с удовольствием играют взрослые (в том числе и молодежь) и дети. Была бы только хорошая зажигательная музыка!

Игра «Яков-кот…»

(модификация детской английской игры)
(Лютова-Робертс Е.К., 2007)

Цель: развитие наблюдательности и внимания участников тренинга в слуховой модальности.

Содержание:группа делится на подгруппы потри-четыре человека. Подгруппы садятся так, чтобы образовался круг, но между подгруппами было свободное пространство, как показано на рисунке.

Тренер, начиная игру, оповещает участников о том, что речь пойдет о коте, о его особенностях, которые будут называться в зависимости от определенных правил.

Об этих правилах будет знать только один человек — ведущий или подгруппа участников, на которую будет возложена роль ведущей. Остальным участникам предстоит разгадать правило, и та подгруппа, которая сделает это первой, становится ведущей. Правила записаны на карточках. Отгадывая признаки Якова-кота, участники используют следующую формулу: «Яков-кот…» и называют два признака в зависимости от задания, указанного в карточке.

Чтобы наглядно объяснить, как играть в игру, тренер показывает участникам обратную сторону карточки с первым правилом, которое он читает молча, и после этого начинает игру. Например, на карточке написано: «Все признаки Якова-кота должны указывать на его цвет». Тренер громко произносит: «Яков-кот белый и коричневый», затем слово передается первой подгруппе. Кто-либо из участников, пытаясь отгадать правило, говорит: «Яков-кот смешной и полосатый». Тренер: «Нет, вы не угадали. Я повторю еще раз другими словами: Яков-кот серый и зеленый» – и передает слово второй подгруппе.

Кто-либо из участников второй подгруппы произносит: «Яков-кот грустный и задумчивый» Тренер: «Нет. Послушайте еще раз. Яков-кот коричневый и синий». Кто-либо из участников следующей по очереди подгруппы говорит: «Яков-кот фиолетовый и желтый». Тренер: «Правильно! Кто из представителей данной команды может назвать правило для определения признаков Якова-кота?» Кто-либо из участников данной команды называет правило: «Все признаки указывают на цвет кота». Тренер: «Верно! Ваша команда становится ведущей. Я передаю вам следующую карточку с признаками Якова-кота. После того как вы молча прочитаете ее, представитель вашей команды назовет для всех следующие признаки. Если команда, сидящая рядом с вами, не разгадает их, вы можете повторить снова, но другими словами, и так до тех пор пока кто-либо не разгадает ваш замысел».

Обсуждение: сначала участники делятся своими впечатлениями в свободной форме, после этого тренер может предложить им ответить на вопрос: что помогало и что мешало им быть успешными в этой игре? Чему они научились?

Комментарии для тренера: игру следует начинать с более простых заданий и можно закончить в любой момент, как только тренер почувствовал, что участники либо устали, либо начали терять интерес.

Названия признаков

Легкие задания

— Все признаки Якова-кота должны указывать на его цвет.

— Признаки Якова-кота должны быть противоположными по смыслу. Например: «Яков-кот глупый и умный», «Яков-кот белый и черный», «Яков-кот тихий и шумный» и т.д.

— Признаки Якова-кота указывают на его характер. Например: «Яков-кот веселый и дружелюбный», «Яков-кот злой и ворчливый», «Яков-кот сердитый и ласковый» и т.д.

— Признаки Якова-кота начинаются на гласную букву. Например: «Яков-кот активный и энергичный», «Яков-кот умный и организованный», «Яков-кот яркий и инициативный», «Яков-кот оранжевый и остроумный» и т.д.

 

Усложненные задания

— Признаки Якова-кота указывают на цвет одежды говорящего. Например: участник в белой блузке и синей юбке говорит: «Яков-кот белый и синий», участник в черном платье с фиолетовым рисунком продолжает: «Яков-кот черный и фиолетовый» и т.д.

— Все признаки Якова-кота произносятся в алфавитном порядке. Например, первый участник произносит признаки, начинающиеся на две первые буквы алфавита А и Б: «Яков-кот агрессивный и быстрый», второй участник должен произнести признаки на следующие две буквы В и Г: «Яков-кот высокий и гладкий», следующий участник: «Яков-кот дерзкий и ершистый», далее: «Яков-кот жизнерадостный и злой», «Яков-кот игривый и красивый», «Яков-кот ленивый и медлительный», «Яков-кот наивный и опрятный», «Яков-кот приятный и рассудительный», «Яков-кот синеглазый и таинственный», «Яков-кот упрямый и фиолетовый», «Яков-кот хороший и цветной», «Яков-кот чистый и шумный», «Яков-кот щепетильный и энергичный», «Яков-кот юркий и янтарный» .

— Все признаки Якова-кота начинаются на букву имени участника, который называет эти признаки. Например, Таня может назвать следующие признаки: «Яков-кот таинственный и тихий», Марина может сказать: «Яков-кот маленький и малиновый», Оля: «Яков-кот оливковый и обманчивый», Сергей: «Яков-кот серый и синеглазый».

Танцующие руки

Предлагаются два варианта игры: для четного и нечетного количества человек в группе.

Цель: развитие внимания в слуховой модальности, снижение уровня напряженности в группе.

 

Вариант для четного количества человек

Содержание:участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник получает какой-либо опознавательный знак принадлежности своей подгруппе. Например, участники первой подгруппы получают бейджи (повязки на руку и др.) красного цвета, а участники второй — зеленого. Участники первой подгруппы садятся на стулья, которые расположены в любом порядке. Каждый участник второй подгруппы находит себе пару среди сидящих и встает за спиной этого участника. Лишние стулья убираются в сторону, чтобы не мешать передвижению участников. Упражнение выполняется молча.

Тренер включает танцевальную музыку. Участники каждой пары берутся за руки и производят танцевальные движения под музыку. После короткого промежутка времени тренер останавливает музыку и дает участникам один из приведенных ниже сигналов к перемещению:

один хлопок — меняются местами только участники первой подгруппы (которые сидят на стульях);

два хлопка — меняются местами все участники второй подгруппы, которые стоят за стульями;

три хлопка — меняются местами все, причем те, кто сидел на стульях, должны стоять, а те, кто стоял, должны сесть на стулья так, чтобы не оказаться в паре с участником, с которым танцевал перед этим.

Затем снова звучит музыка, и пары продолжают танцевать. Упражнение повторяется несколько раз.

 

Вариант для нечетного количества человек

Содержание:упражнение проходит так же, как первый вариант, с тем отличием, что один из участников исполняет роль водящего. После того как тренер останавливает музыку, водящий подает один из трех сигналов к перемещению и наблюдает за участниками, стараясь занять свободный стул или место за стулом. Если кто-то допускает ошибку, водящий также вправе занять его место. Участник, который оказался без пары, становится водящим.

Обсуждение для обоих вариантов: участники в свободной форме делятся своими впечатлениями.

Комментарии для тренера: с помощью данного упражнения можно вносить изменения в эмоциональный настрой группы. Если группа устала и тренеру надо активизировать участников, то сначала он включает музыку в медленном темпе, следующий отрывок — более оживленная музыка и т.д. Последний танцевальный промежуток игры проходит в быстром темпе. И наоборот, если группа чрезмерно возбуждена после предшествующих упражнений, а тренер планирует работу, требующую серьезного настроя, сначала он включает быстрые музыкальные отрывки, затем происходит замедление темпа произведений, и заканчивается упражнение музыкальным отрывком в медленном темпе, после которого участники остаются на своих местах. С этой целью возможно даже использование любого танцевального отрывка из классической музыки.

Игры с изрезанной бумагой

Во многих офисах имеются специальные приборы по уничтожению важной информации, напечатанной на бумаге. Эти приборы разрезают листы разного формата на длинные тонкие полоски (shredded paper), затем бумагу можно выбрасывать, но эти полоски могут быть полезными для проведения тренингов и игр с маленькими детьми и школьниками. Shredded paper значительно отличается от бумаги, которая просто изорвана на клочки. Изрезанная на тонкие полоски бумага позволяет быстро формировать объемные круглые предметы.

Перед началом первого упражнения тренер предоставляет участникам возможность ознакомиться с игровым материалом.

Для этого он вносит в помещение большую коробку (контейнер) с изрезанной бумагой и просит участников по очереди подойти, потрогать, представить, как можно использовать данный материал в быту, на тренинге и пр. Дети дошкольного возраста и младшие школьники, как правило, сразу находят применение shredded paper. Они делают себе парики, бороды, экзотическую одежду, снег или дождь, берут бумагу в руки и бегают с ней, как будто с огненными шарами. Если бумаги накопилось много, ее можно поместить в сухой бассейн вместо шаров. Единственное важное условие, которое необходимо выполнять при использовании shredded paper, — это идеально чистый пол!

Бумажные снежки

Цель:создание непринужденной, свободной атмосферы на тренинге

Содержание: для выполнения данного упражнения необходимо организовать свободное пространство (отодвинуть стулья и другую мебель по периметру аудитории). Когда данная работа проделана, тренер разбрасывает изрезанную бумагу по всему помещению и говорит участникам, что в ходе данного упражнения предоставляется возможность вспомнить детство и поиграть в снежки. Снежки нужно формировать из изрезанной бумаги и бросать их друг в друга. При этом каждый участник считает свои попадания в других участников. Так как бумага подбирается с полу, запрещается кидать снежки в лицо! Попадание в лицо не засчитывается.

Тренер подает любой сигнал к началу и окончанию упражнения. После его окончания группа возвращается в круг, и тренер выявляет трех-четырех победителей, задавая участникам вопросы, например: «Кто имеет более 10 попаданий?», «Кто попал 15 раз и больше?» и т.д. Группа аплодирует победителям. Затем участники собирают бумагу с пола и кладут ее в контейнер.

Обсуждение: данное упражнение можно проводить без обсуждения. Если кто-то из участников хочет высказаться, ему предоставляется такая возможность.

Комментарии для тренера: при выявлении победителей мы рекомендуем не спрашивать каждого участника в отдельности о его результатах, чтобы не вносить дискомфорт в работу группы и не подчеркивать неуспешность в выполнении упражнения некоторых участников. Данное соревнование носит шуточный характер и не рекомендуется для групп с низким уровнем сплоченности.

Возмутители порядка

Цель: создание непринужденной, свободной атмосферы на тренинге, развитие умения наблюдать за невербальными проявлениями людей.

Содержание: перед началом упражнения необходимо сформировать большой круг из стульев, после чего все участники получают по одной карточке. Часть из этих карточек (примерно 20% от общего количества) содержит любой опознавательный знак (например, крестик), остальные карточки не имеют никаких пометок. Участники, получившие карточки с опознавательным знаком, — «возмутители порядка», но это является пока тайной.

После подготовительной части все участники формируют из изрезанной бумаги шарики-снежки и в свободном порядке начинают передвигаться по помещению (внутри образованного из стульев круга). Задача участников: определить для себя, кто получил карточку с опознавательным знаком, то есть является «возмутителем порядка». «Возмутители порядка» стараются занять удобную для себя позицию.

Как только заиграет музыка, возмутители порядка бросают свои снежки в кого-либо и садятся на стулья, те, в кого попали снежком, в свою очередь бросают свои снежки в других участников и также садятся на стулья. И так до тех пор, пока музыка не остановится. Как только музыка замолчала, участники, находящиеся в кругу, отходят в сторону и договариваются между собой, кто будет играть роль возмутителей порядка (возмутители порядка могут быть выбраны из числа оставшихся в кругу участников или с помощью раздачи карточек всем участникам тренинга). В это время все остальные собирают с пола (или формируют новые) снежки и упражнение повторяется сначала.

Данное упражнение можно повторить несколько раз.

Обсуждение: проходит в свободной форме, участники отвечают на вопрос о том, удалось ли им выявить «возмутителей порядка» до того, как заиграла музыка, и если «да», то по каким невербальным признакам.

Таинственное слово

Цель:развитие умения работать в команде, формирование групповой сплоченности.

Содержание:участники тренинга должны решить, а затем написать на полу крупными буквами с помощью изрезанной бумаги «таинственное слово». Это может быть любое слово на определенную тему, предложенную тренером или участниками группы, например слово, помогающее создать доверительную атмосферу во время беседы, или слово, объединяющее всех участников группы, и пр. Это также может быть просто любое слово.

В ходе данного упражнения группа выполняет три обязательных условия:

• упражнение выполняется молча, нельзя разговаривать друг с другом;

• в процессе написания слова должны участвовать все без исключения, каждый должен внести свою лепту;

• необходимо использовать всю изрезанную бумагу, оставив контейнер пустым.

Обсуждение: участники возвращаются в круг и в свободной форме делятся впечатлениями. Тренер также может спросить участников о том, насколько они довольны своей работой, выполняемой в ходе данного упражнения. Какой вклад внес каждый участник в групповую работу?

Комментарии для тренера:существует несколько стратегий выполнения данного упражнения. Согласно одной из них участники сначала решают, какое слово написать, а затем пишут его, используя бумагу. Согласно другой — участники сразу начинают писать и в ходе упражнения выбирают наиболее приемлемое слово из числа предложенных. Возможны и другие варианты.

Если участники группы не отличаются высоким уровнем креативности, тренер может написать любое слово на карточке и предложить участникам составить это слово из изрезанной бумаги.

Данное упражнение можно использовать как ритуал приветствия или прощания. В этом случае группе дается задание написать «приветствие» или «прощание» (состоящее как из одного слова, так и из нескольких).

Елена ЛЮТОВА-РОБЕРТС,
кандидат психологических наук,
практический психолог,
член Ассоциации психологов Великобритании
(British Psychological Society)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. — СПб.: Речь, 2007.

Лютова-Робертс Е.К. Техники психологического консультирования для тех, кто работает с людьми (рабочее название книги). — СПб.: Речь (готовится к публикации).

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. — СПб: Речь, 2005.