Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2009


Метод в теории и на практике

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Тренинговое занятие для педагогов —
участников конкурсов

Цель: развитие чувства уверенности, повышение самооценки, развитие навыка сотрудничества и сплоченности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство-представление

Каждый участник оформляет визитку, представляет себя в общем круге.

2. Упражнение «Встреча руками»

Цель: продолжение знакомства и сплочение участников; развитие чувства эмпатии через тактильный контакт.

Выбрать незнакомого участника, встать напротив, закрыть глаза. По команде ведущего руки участников:

— найдут руки партнера;

— познакомятся;

— проявят симпатию;

— потанцуют;

— подерутся; помирятся;

— попрощаются.

3. Упражнение «Хочу — могу — надо»

Участники делятся на пары, где один говорит, другой слушает. Говорящему предлагается продолжить предложение одной фразой, меняя только глаголы: я должен... я могу... я хочу...

Затем в роли говорящего выступает следующий.

Рефлексия. Какое утверждение звучало наиболее убедительно? Какую фразу было легче произносить?

4. Упражнение «Полюсы»

Участникам задаются диаметрально противоположные роли, они выбирают ту, которая для них наиболее приемлема.

Решительный — робкий.

Трудолюбивый — лентяй.

Правдивый — любитель приврать.

Решаю проблемы легко — с трудом.

Смелый — застенчивый.

Оптимист — пессимист.

Рефлексия. На каких полюсах побывали? Как себя чувствовали в роли? Что нового открыли для себя?

5. Упражнение «Мое отражение»

Цель:выявление отношения к самому себе, повышение самооценки.

Участники делятся на пары. Задача каждого — отстраненно, как на незнакомого человека, посмотреть на себя в зеркало и ответить на вопросы:

— Что привлекательного есть в этом человеке?

— За что его можно уважать?

— Что в нем вызывает восхищение, чем он может гордиться?

— Что поможет ему в экстремальной ситуации быть уверенным в себе?

Рефлексия. Ваши чувства при выполнении этого задания.

6. Упражнение-поддержка

Выполняется по кругу.

Обращаясь к соседу справа, надо завершить фразу: «Я в тебе уверен...» или «Я уверен, что ты...».

7. Упражнение «Освобождение»

Цель:поиск личностных ресурсов для освобождения от нежелательных качеств личности.

Участник называет качество, мешающее ему самореализоваться, характеризует его несколькими словами (неуверенность — рыхлая, огромная, неприятная, темная, круглая). Выбирает из присутствующих на роли названных слов подходящих, на его взгляд, людей. Выбранные участники начинают воздействовать на него, окружая, произнося слова, которыми их назвали. Задача главного участника — выбраться из этого круга каким-либо способом, не разрушая себя.

Деролинг. Рефлексия. Как ты это сделал? Как чувствовали себя другие участники?

8. Энергизатор «Холодильник»

Цель:тренировка быстрого и уверенного реагирования на нестандартную ситуацию.

Участник бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (холодильник, пальма, Древняя Греция и т.д.). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

9. Проективная методика «Что мне мешает»

Цель:определение качества, которое мешает самореализации, варианты избавления от него.

Нарисовать на листе то, от чего хотелось бы избавиться, что мешает быть полноценной личностью. В парах проговорить, что нарисовано, что обозначают разные части рисунка, варианты избавления обсудить и дорисовать, переправить.

Рефлексия по желанию.

10. Завершить фразу:

— Я победил(а), и сейчас я...

— Как победителя, меня...

— Я доказал(а)... что...

11. Упражнение «Я расту»

Цель:повышение чувства значимости, самооценки, создание позитивного настроя.

Оборудование: зерна различных растений в специальной коробке с ячейками.

Участники садятся на корточки, приклоняют голову к коленям, закрывают глаза. С определенного, для каждого своего, момента они начинают «расти».

Ведущий. Представьте, что вы — маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до 10. На счет 10 вы вырастете и потянетесь к небу руками-ростками, встав на цыпочки. Добавляете роста на каждый счет.

Рефлексия. Выбери себе зернышки и подари их (или оставь себе) с пожеланиями коллегам.

12. Рефлексия занятия + памятки.

Вера КАБАНОВА,
педагог-психолог,
г. Лангепас, Тюменская область

Статья опубликована при поддержке многопрофильного медицинского центра. "Медицентр" предлагает всем жителям Санкт-Петербурга услуги высококвалифицированных специалистов. Отделение для взрослых, отделение педиатрии, вызов врача на дом, травмпункт 24 часа. Ознакомиться с информацией о клинике, посмотреть цены и записаться на приём Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://travmpunkt-spb.ru/.