Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Личный опыт

Помогите подростку!

— Привет, Серега! В школу идем?

— Да достало все!.. Пойдем в компьютерный клуб!

Такой диалог стал типичным для подростков. Подростковый кризис вечен, но особенно актуальным и опасным он сделался в наше непростое время. Сегодняшний подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали в свое время его родители. Фильмы, песни и даже мультфильмы наполнены драками и убийствами.

В огромном потоке информации подростку все труднее разобраться самостоятельно, поэтому он воспринимает только развлекательную составляющую, не требующую интеллектуального напряжения. Просиживание часами перед компьютером ведет к постепенной утрате способности к самореализации и решению трудных задач.

Живя в виртуальном мире, подростки не хотят и не умеют завязывать отношения в реальной жизни, остаются инфантильными. Развивается психологическая зависимость, жизнь без сети становится пустой и скучной.

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, во многом определяющий его судьбу. Его можно сравнить с распутьем: в одну сторону — к реальной взрослости, когда человек принимает ответственность за себя, свои действия, а в другую — к внешней, иллюзорной взрослости.

Социологи отмечают, что в настоящее время в России отсутствуют условия для реального участия подростков в серьезных, общественно значимых делах.

Семье самостоятельно справиться с проблемами порой невозможно. Общеобразовательной школе с ее многочисленными учебными программами, требованиями, ЕГЭ — тоже сложно. Именно дополнительное образование, на наш взгляд, в состоянии помочь подросткам и родителям в решении таких проблем.

Школа гармоничного воспитания (ШГВ) для подростков при Дворце детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга работает уже восемнадцатый год. Ежегодно в ней обучается от 250 до 300 старшеклассников (учащихся 8–11-х классов).

Психологические срезы последних лет подтверждают серьезность проблем подростков:

• агрессивность — 58%;

• эгоцентризм — 36%;

• склонность к апатии, депрессии, одиночеству — 54%;

• инфантильность — 51%.

В нашей Школе педагоги пытаются включить подростков в реально значимую деятельность. Все курсы, предложенные в ШГВ, а также внеурочная работа направлены на решение этой задачи.

Реально общаться, быть уверенным в себе, грамотно вести диалог помогают курсы, объединенные в блок «Духовность»: «Психология», «Риторика», «Этикет», «Актерское мастерство», «Театральные игры».

Курсы блока «Умения» помогают старшеклассникам развивать умения работать в команде, приобретать практические навыки, необходимые для жизни.

Родители в основном заняты профессиональной деятельностью, им некогда учить своих детей ведению домашнего хозяйства, и в большинстве школ сегодня отсутствует урок «Домоводство». Поэтому курс «Культура быта с основами кулинарии» актуален и востребован, так как дает возможность научиться вкусно и быстро готовить. Удивительно, что этим предметом в нашей Школе больше интересуются юноши, чем девушки.

У многих ребят есть видеокамеры, но грамотно пользоваться ими они не умеют. Курс «Видеомастерство» дает возможность научиться не только снимать, но и создавать интересные сюжеты.

На занятиях курса «Культура здоровья» подростки рассматривают вопросы не только личной гигиены, но и контрацепции, профилактики СПИДа, наркозависимости, а также отрабатывают на практике способы и приемы оказания первой медицинской помощи.

Стараясь идти в ногу со временем, в 2008/2009 учебном году мы ввели новый курс — «Автодело». Занятия проводятся на базе опорного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, который оснащен современным оборудованием. Данный курс пользуется спросом не только у юношей, но и у девушек.

Предметы блока «Красота»: «Модельная пластика», «Визаж», «Стиль и мода», «Вокал» — помогают раскрыться одной из важных доминант подросткового возраста, выделенных Л. С. Выготским, — «стремлению к прекрасному, романтике».

На протяжении нескольких лет в Школе гармоничного воспитания работает дискуссионно-психологический клуб для подростков «Ситуация». Клубные встречи дают возможность ребятам получить ответы на самые трудные и актуальные вопросы, на которые им не могут ответить ни дома, ни в школе.

Выбранные самими детьми «хозяин» и «хозяйка» принимают активное участие во всех предложенных мероприятиях. На этих встречах подростки знакомятся с определенными элементами модели семьи, с распределением в ней мужских и женских ролей. Клуб создает условия для самостоятельной работы по пониманию проблем, умению найти необходимое решение, уважительно принимать мнения других.

Мы учим подростков радоваться жизни, позитивно относиться к себе и окружающему миру, что позволяет им легче выходить из депрессии и одиночества. Закрытые, замкнутые, часто агрессивные подростки по окончании курсов ШГВ становятся более общительными, у них появляются друзья, происходит значительно меньше конфликтов со сверстниками и родными.

Старшеклассникам также предоставляется возможность раскрыть свои способности, применить знания и умения через участие во всех внеурочных мероприятиях, проводимых в Школе.

Невозможно помочь подростку, не привлекая родителей к участию в жизни Школы. Чтобы объединить усилия педагогов и родителей, ищем новые эффективные формы работы. Стало традицией проводить вместе праздники: «Мальчишки и девчонки, а также их родители», «Город мастеров», «Наши успехи», необычные родительские собрания.

Вот некоторые отзывы из анкет родителей:

«Такие собрания просто необходимы».

«Открыт вариант познакомиться с жизнью ребенка вне дома…»

«Очень интересно, такие мероприятия сплачивают и поддерживают».

Радует, что родители увидели в лице педагогов своих помощников и единомышленников, потому что «в нашем единстве — залог успеха!»

О значимости проблем работы со старшеклассниками говорит также тот факт, что на правительственном уровне 2009 год в России объявлен Годом молодежи. Цель данной статьи — поделиться эффективными формами работы с подростками и найти единомышленников.

А о том, что мы сегодня на правильном пути и реально пытаемся помочь подростку справиться с его проблемами, как нельзя лучше свидетельствует случайно услышанный разговор старшеклассников:

— Привет, Серега, ты сегодня идешь в компьютерный клуб?

— Нет. Пойдем лучше в Школу гармоничного воспитания, там так классно!

Лариса СУХАНОВА,
руководитель
Наталья БУЛЕНКОВА,
методист-психолог
Надежда ЛЫСЕНКО,
методист,
Школа гармоничного воспитания
для старшеклассников,
Санкт-Петербург

Статья опубликована при поддержке профессора Зисельсон Александра Давидовича. Профессор руководит частной клиникой, которая занимается лечением аллергии в Израиле. Вас мучают такие болезни как аллергический насморк, аллергический бронхит, атопический дерматит? У профессора Вы сможете получить бесплатную консультацию по телефону, пройти дистанционное наблюдение и консультирование. Посмотреть информацию об Александре Давидовиче, контактную информацию и заполнить заявку на бесплатную консультацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.ziselson.ru/.