Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»

 

Неделя профессий в школе

Заниматься любимым и интересным делом — счастье, которое вполне достижимо. Для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда. Ошибки в выборе профессии происходят из-за недостатка достоверных сведений по этим вопросам.

В начальной школе дети мечтают выбрать профессию, с которой непосредственно встречаются в повседневной жизни: воспитатель, учитель, врач, хореограф, тренер, профессию родителей, а также профессии из телефильмов, передач: милиционер, банкир, манекенщица, летчик, военный, спортсмен, политик, спортивный тренер, стюардесса, актер, балерина.

В старших классах предпочтения меняются, круг выбираемых профессий сужается — зачастую это престижные («модные») профессии, профессии, обсуждаемые и популярные у сверстников. В выбор выпускника вмешиваются и родители, формируя убеждения за и против некоторых профессий.

Мы считаем, что профориентационные мероприятия стоит проводить начиная с начальной школы, ведь каждый ребенок с самого рождения является сторонним наблюдателем, объектом, а иногда и активным субъектом профессиональной деятельности. Анализируя наблюдения, опыт в деятельности, мы сможем сориентировать его в разнообразном мире профессий и специальностей, а погрузив в разные виды деятельности, дадим более-менее четкое понимание своих способностей и склонностей.

Наша задача-минимум: через информирование, наблюдение за миром профессий, знакомство с профессиональными требованиями, пробу развития профессиональных навыков понять, что точно «не мое».

Задача-максимум: сориентироваться в мире профессий, осознать профиль будущей профессиональной деятельности, получить опыт погружения в эту деятельность как субъекта, узнать требования (условия поступления и обучения) средних специальных и высших учебных заведений, обучающих данной профессии/специальности.

В соответствии с возрастными особенностями, разделим задачи профориентационной работы следующим образом:

Начальная школа (1–4-е классы):

• ознакомление с профессиями своих родителей, прародителей, родителей одноклассников, друзей;

• самостоятельное составление и отгадывание загадок о профессиях, создание «банка» профессий;

• организация игр на понимание содержания профессий, требующих элементарных специальных профессиональных навыков (опытные станции, профессиональные станции, мастерские);

• экскурсии на предприятия.

Средняя школа (5–8-е классы):

• просмотр художественных фильмов о профессиях;

• прохождение профориентационных методик и игр, курс занятий по профориентации (по А. Пряжникову, Е. Климову,   Г. Резапкиной и др.);

• индивидуальная психологическая работа по осознанию своих ресурсов, помощь в осознании своей образовательной траектории;

• комплектование предпрофильных классов с учетом способностей, склонностей (8–9-е классы) для углубления знаний по спецпредметам и дальнейшего самоопределения;

• экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

Старшая школа (9–11-е классы):

• профориентационные беседы;

• тестирование на определение профиля способностей, склонностей и интересов, индивидуальное консультирование по осознанию своих ресурсов, помощь в осознании своей образовательной траектории;

• организация профессиональных проб;

• создание компьютерных презентаций о профессиях (компьютерный «банк профессий);

• проведение ролевых игр типа «Устройство на работу», «Конкурсы профессионального мастерства»;

• проведение экспериментов, написание исследовательских работ, участие в ученических дистанционных многопредметных форумах (Всероссийская дистанционная ученическая конференция);

• встречи с представителями ссузов и вузов, организаций, объявивших набор в профильные 10-е классы;

• организация знакомств с вузами, участие в днях открытых дверей.

Все эти направления можно осуществить в течение недели и сделать ежегодной традицией. Важно, чтобы Неделю профессий проводила команда.

В нашей школе работу организовали кафедра психологии, социальный педагог, активно подключились классные руководители, родители.

Эти же мероприятия можно растянуть и на целый учебный год или на несколько лет.

Наименования дней Недели

Для обозначения тематики дней мы воспользовались типологией профессий Е.А. Климова:

День профессий типа человек—знаковая система (программист, бухгалтер, технический переводчик, нотариус, радист, телеграфист, диспетчер, корректор, редактор, картограф, статистик, оператор банковских операций, кассир, брокер, финансовый аналитик, биржевой аналитик, аудитор, архивариус, делопроизводитель и др.).

День профессий типа человек—художественный образ (художник, артист, режиссер, дизайнер, стилист, визажист, парикмахер, модельер, декоратор, оформитель, фитодизайнер, музыкант, композитор, писатель, поэт, аниматор, хореограф и др.).

День профессий типа человек—человек (юрист, врач, педагог, организатор, имиджмейкер, менеджер, продавец, психолог и др.).

День профессий типа человек—техника (инженер, конструктор, оператор, механик, проектировщик, строитель, нефтяник, металлург, оружейник, программист, системный администратор, водитель и др.).

День профессий типа человек—природа (биолог, врач, ветеринар, эколог, геолог, географ, дизайнер по ландшафту, генетик, лаборант, криминалист, дрессировщик, озеленитель, агроном, животновод, продавец растений и животных, селекционер и др.).

Карта самоанализа

Класс получает карту, где каждый ученик ежедневно проводит самооценку и делает отметки по 3-балльной шкале (3 балла — мне подходят профессии этого типа; 2 балла — мне не совсем подходят профессии данного типа; 1 балл — скорее всего, это не мои будущие профессии, 0 — это точно не мой тип профессии). Можно использовать шкалу с цветовыми обозначениями.

  Ч-Ч Ч-П Ч-Т Ч-ЗС Ч-ХО
Иванов          
Петров          
Сидоров          

 

Подготовительная работа

Проводится заранее и предполагает оформление информационных стендов по тематике каждого дня. Стенд заполняется следующими структурными элементами:

Сочинения о профессиях своих родителей — готовят учащиеся начальной школы.

Фотографии своих родителей на рабочем месте с комментариями (что он делает на своей работе, в каких условиях приходится работать, описание того, как это непросто) — готовят учащиеся начальной школы.

Рисунки на тему «Я хочу быть…» — готовят учащиеся начальной школы.

Коллаж из журналов про определенный тип профессий — готовят учащиеся средней школы (требования к коллажам: размер — половина ватманского листа, в коллаже должно быть представлено все многообразие профессий данного типа, допускаются подписи названий профессий).

Изображения (фото) известных личностей — представителей профессий определенного типа — готовят учащиеся средней школы (требования к фотографиям: размер от 10x15 до 15x21, желательно цветной вариант, фото должно быть подписано следующим образом: фамилия, имя, чем знаменит; фотографии могут быть как распечатаны, так и вырезаны из журналов).

Профессиограммы профессий — готовят учащиеся старшей школы (описание самых популярных, востребованных и новых профессий, профессий с необычными названиями на листах формата А4 для дальнейшего составления каталога профессиограмм).

Набор интересных фактов про определенный тип профессий в рубрику «Знаете ли вы, что…» — готовят учащиеся старшей школы.


Приложение 1

Результаты анкетирования 140 учащихся 8–10-х классов. Ответ на вопрос: «На встрече с каким специалистом тебе бы хотелось оказаться в следующий раз?»

актер, преподаватель театрального вуза
инженер-нефтяник
менеджер по туризму
летчик, авиаконструктор
архитектор
дипломат, политик
юрист, адвокат
программист
специалист по связям с общественностью
экономист
бизнесмен (малый бизнес)
пиар-менеджер
менеджер по рекламе
переводчик
инженер
художник-оформитель, web-дизайнер, дизайнер
ювелир
стилист
журналист
преподаватель юридического факультета
преподаватель экономического факультета
аспиранты юридического факультета, политологии и др.

 

Приложение 2

Таблица

 

Ольга ЗУБКОВА,
социальный педагог,
Анастасия КОЛЗИНА, Наталья ЛЕШУКОВА,
Юлия МИРОНОВА, Алена ЩЕНИНА,
педагоги-психологи,
МОУ «Экономико-математический лицей № 29»,
г. Ижевск,
Республика Удмуртия