Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Курсы повышения квалификации

 

Лидия ШНЕЙДЕР,
доктор психологических наук

 

Кризисные состояния у детей и подростков:
направления работы школьного психолога

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план

№  газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Личность и кризис. Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты
18 Лекция 2. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов
19 Лекция 3. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Подростковый кризис и его особенности. Роль семьи и родительского программирования в возникновении кризисных ситуаций
21 Лекция 5. Психотехнологии работы с кризисными состояниями
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков
23 Лекция 7. Профилактика и конструктивное разрешение кризисных ситуаций
24 Лекция 8. Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков
Итоговая работа

Лекция 1

ЛИЧНОСТЬ И КРИЗИС

Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты

Личность как объект жизненного процесса подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций, нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, она организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Понятие субъекта жизни дало возможность С.Л.Рубинштейну раскрыть деятельную сущность личности. Концепция субъекта, предложенная им, несла прежде всего идею об индивидуально активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Человек становится субъектом в том смысле, что он вырабатывает способ решения жизненных задач, осознавая свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.

Условия жизни данного общества, обстоятельства жизни данного человека вступают в противоречие с возможностями, способностями личности, научаясь решать которые личность и становится субъектом своей жизни. Как субъект собственной жизни человек сам видит, понимает и решает свои проблемы, разбирается в противоречиях, сам перестраивает ее, поднимая на все более высокий уровень.

В этом плане личность — это не только то, что есть в человеке, но и знание о человеке, и рефлексия, и «сочинение себя человеком»1.

Определим личность как целостное системно-структурное образование биологического, социального и семиотического бытия человека, характеризующееся совокупностью интенсивно выраженных свойств, процессов и состояний индивида.

Особенность психологии людей и суть их личной жизни состоит в преодолении противоречий внешнего и внутреннего мира, в поисках разнообразных подходов и способов их разрешения.

Давно замечено, что мир процессуален и наполнен постоянно возникающими несвязностями. В них надо разбираться, делать выборы, упорядочивая ход событий сообразно индивидуальным потребностям. Знание о противоречивости мира нашло отображение и в народных поверьях, и в классических мифах, и в высокой науке. Даже задуманные и созданные самим человеком сложные технические системы обнаруживают явления противоречивости. Что касается систем общественных, которые тоже затеваются людьми, то о наличии противоречий здесь известно каждому мыслящему человеку.

Сделать мир непротиворечивым нельзя. Широко признано, что противоречия могут быть источником ценного развития систем, если правильно относиться к несвязностям, к столкновениям, противоборству многих и разных составляющих мира, то есть к его диалектической природе. Надо предусматривать, анализировать соответствующие явления и изыскивать приемлемые пути преодоления возникающих затруднений2.

Одни люди, уклоняясь от разрешения внешних противоречий, оказываются во власти противоречий внутренних, противоречий своей совести, своего сознания. Другие, напротив, легко покончив с противоречиями своего внутреннего мира, активно берутся за разрешение внешних трудностей. Иными словами, в жизни людей оказываются преобладающими разного рода противоречия, которые достигают разной степени остроты, способствуют развитию или регрессу личности, открывают или закрывают путь для ее нормального психического развития и даже функционирования.

Зачастую подобные противоречия могут приводить к кризисным состояниям личности. Когда имеющиеся личностные ресурсы не позволяют человеку реализовать значимые, фундаментальные для него цели, интересы и потребности, возникает проблема, от которой он не может уйти и которую не может решить известными ему, привычными способами. Вот такая ситуация и есть кризис. Поэтому можно сказать, что кризис наступает как осознание невозможности быстро решить проблему нового этапа взросления.

Личность, переживающая кризис, стоит перед фактом, что придется претерпеть серьезные изменения, избавиться от каких-то черт характера, привычных моделей поведения и общения, которые стали препятствием на пути социализации. Кризис позволяет от них освободиться — в этом его основной положительный смысл. Он расчищает место для формирования нового в характере и усвоения новых, более эффективных моделей взаимодействия с окружающими. Кризис в этом понимании — это время потерь, позволяющих «вместить» новый жизненный опыт и обрести более полный взгляд на жизнь.

Само понятие «кризис» (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

В китайском языке понятие «кризис» определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления (рис. 1).

Рис. 1

В общем случае слово «кризис» воспринимается как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. Следовательно, его следует избегать, устранять, предотвращать, а к тому же и скрывать (Л.А. Пергаменщик).

Кризис связан с ощущением несоответствия своего состояния изменяющимся требованиям социальной среды. Однако противоречия и сложности, с которыми мы сталкиваемся постоянно, не всегда перерастают в кризис (С.Ю. Головин, 2007).

По силе выраженности параметров кризисного состояния и характеру его протекания можно выделить три уровня: рутинный, значительный и острый (cм. табл. 1).

Таблица 1

Типы кризиса

Основные параметры кризисной ситуации Тип кризиса
Рутинный Значительный Острый
Кризисное событие как психотравма ~ +
Эмоциональный дискомфорт + ++ +++
Сопротивление (личностные ресурсы) + ~
Наличие / утрата смысла + ~
Конфронтация Обострение внутриличностных противоречий Внутриличностный конфликт Внутриличностный вакуум

Рутинный кризис человек способен преодолеть самостоятельно. Острый кризис требует специфической (психотерапевтической) помощи. Далее мы будем обсуждать только личностные кризисы значительного уровня.

Личностные кризисы — это психические состояния, которые, по определению Н.Д.Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности.

Личностный кризис — это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.

Все личностные кризисы можно разделить на две основные категории.

Внутренние (внутриличностные) кризисы — возрастные, жизненные и экзистенциальные (то есть кризисы, причиной которых является естественное развитие личности).

Внешние кризисы — в них в качестве стрессора выступают внешние травматические события: экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным следствием, ситуации угрозы жизни для самого себя и значимых близких. Эти ситуации воздействуют на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью (В.В.Козлов, 1999).

Вхождение в зону кризисных состояний происходит в том случае, когда личность встречается с переживаниями, которые по силе и продолжительности превосходят ее психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта.

Л.А. Пергаменщик обращает внимание на следующие параметры кризисного события: 1) неблагоприятные условия для жизнедеятельности; 2) событие имеет угрожающий характер; 3) резкое возрастание внутриличностной напряженности; 4) истощение адаптационных ресурсов и «прорыв» адаптационного барьера; 5) изменение динамических стереотипов поведения; 6) кризисное состояние личности. Он выделяет следующие признаки кризиса: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения, и отсутствие у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека.

Кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону; положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых — еще нет. Это состояние «между небом и землей», «промежуточный период», о котором Э. Йоманс пишет, что это «время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения». О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире (В.В.Козлов, 1997).

Таким образом, кризис — это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия: жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. (К.Н.Поливанова, 2000).

Это выглядит так, как будто есть кто-то, кто очень хочет, чтобы человек обрел уверенность и силу, стал более открытым и терпимым, впустил в свое сердце любовь и глубокое понимание жизни. И он терпеливо учит его этому. Но, увы, человек слишком занят сегодня и ему не до личностного роста. И этот кто-то после нескольких неудачных попыток обратить человека к самому себе принимает более смелое решение. В этот самый момент человек попадает в ситуацию, которая разрушает все его привычные устои и создает такую жизненную проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами». Человек запутан и смущен, он воспринимает эту ситуацию как нестерпимое зло, как темноту, обрушившуюся на его жизнь, как полное и непоправимое крушение, «момент погружения к последним глубинам» (К.Г.Юнг). А для того, кто его учит, это всего лишь урок, очередная попытка помочь человеку посмотреть себе в душу и не отпрянуть (О.Кернберг, 2001).

Согласно концепции В.В.Козлова кризисные состояния могут быть разделены на три вида: материальные, социальные и духовные. Каждое состояние вызывается изменениями в определенной структуре личности и отражается в ее жизненном мире.

Психологический анализ жизненного мира личности возможен через реконструкцию типологии «жизненных миров», построенную Ф.Е.Василюком. Он замечает, что «жизненный мир имеет внешний и внутренний аспекты», обозначенные им соответственно как внешний и внутренний мир. Внешний мир может быть легким или трудным, внутренний — простым или сложным3.

В типологии Ф.Е.Василюка каждому жизненному миру соответствует определенная критическая ситуация, которая определяется им как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Это жизненные ситуации, характеризующиеся индивидуальной и относительной неразрешимостью, вызывающие состояния нервно-психического напряжения, приводящего к нарушениям психического здоровья.

Развитие личности на протяжении всего жизненного пути, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, так как индивид постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.

Одни люди преодолевают эти трудности относительно легко, другие — только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи — вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешать возникшие проблемы. Комплекс жизненных трудностей, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями. Внутриличностные противоречия могут перерастать во внутриличностные конфликты, которые, в свою очередь, усугубляют положение, усиливают негативные переживания внешних трудностей.

Категория внутриличностных противоречий в той или иной мере изучалась в зарубежных психологических школах и направлениях. В психоанализе внутриличностные противоречия анализируются с позиций конфронтации между сознательными и бессознательными тенденциями индивида (3.Фрейд). К.Хорни внутриличностные противоречия обозначает как проявление базальной тревожности, которая возникает вследствие базальной агрессивности. В когнитивной психологии Л.Фестингера в качестве причин внутриличностных противоречий рассматривается несогласованность сознательных структур. В гуманистической психологии К.Роджерса внутренние противоречия локализуются в сфере ценностных ориентаций личности.

В отечественной психологии проблема противоречий получила разработку в трудах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, Г.С.Костюка, К.А.Абульхановой-Славской, В.Т.Асеева, Л.И. Божович, Л.С.Славиной, B.C.Мерлина, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, Ф.В.Василюка, В.Н. Мясищева, А.И.Захарова, которыми установлено, что противоречия являются движущими силами развития. Личность в этих работах выступает как система противоречий между природным и социальным, индивидуальным и общественным, объективным и субъективным.

Основным способом бытия личности является развитие, а разрешение противоречий обеспечивает «движение» личности. Однако в ходе развития личности приходится разрешать не только внешние, непосредственно социально обусловленные противоречия между нею и объективной действительностью, но и внутренние, то есть локализованные во внутреннем мире.

Углубленный анализ «внутреннего» был предпринят Е.Ф.Колобовой4. Проведенные ею исследования показали, что связь иррациональности с эмоциональными нарушениями опосредуется такой обобщенной характеристикой личности, как низкая степень психологической дифференцированности когнитивной сферы человека. Эта характеристика включает, в частности, полизависимость, вербальный реализм и акцентированную ориентацию человека на свое социальное окружение, на группу в ущерб собственной автономии.

В основе внутриличностной конфронтации, как полагает Е.А.Климов, лежит схема, которая в общем виде такова: побуждения (потребности, интересы, склонности, желания, влечения человека и т.п.) блокируются объективной ограниченностью возможностей. Внутриличностные противоречия могут быть обусловлены расхождениями между рациональными (логическими) и эмоциональными оценками человеком разных ситуаций, жизненных обстоятельств. Личностные ценности человека также могут находиться в конфликтной оппозиции, представлять собой в определенных условиях среды конфликтующие и противоречивые реальности5.

А.Я.Анцупов6 в качестве основных структур внутреннего мира личности, между которыми возможно возникновение противоречий, рассматривает мотивы, переживаемые человеком («как я хочу»); ценности, выступающие как эталон должного, и самооценку, выражающуюся в «я могу».

Основываясь на теории деятельности и данных возрастной периодизации психического развития, Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь рассматривают в качестве источника развития личности противоречия между теми отношениями, которые человек волей обстоятельств, наличных возможностей, слабостей и т.п. осуществляет в реальной жизни, и теми, которые он мог бы осуществить в идеале человеческого развития.

Подобные кризисные противоречия, с точки зрения вышеназванных авторов, обычно осознаются самим человеком как явное расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Нередко прежние мотивы, прежние представления о своих возможностях перестают соответствовать изменившимся возможностям, изменившемуся соотношению между пройденным и оставшимся жизненным путем. Дальнейший ход развития во многом определяется способностью личности к осознанию происходящих в ней изменений.

Сознание человека — всегда сцена для более или менее конфликтующих точек зрения (важных для него самого). Иной раз — даже арена борьбы или своего рода «внутренней войны» с разнообразными и не всегда желательными исходами (разрыв контактов с близкими людьми, странные для окружающих поступки и даже попытки ухода из жизни). Реальный человек одновременно переживает многие и разные побуждения. Некоторые из них обязательно не согласуются между собой по признакам желаемых внутренних состояний, стремления к тем или иным благам. В связи с этим В.В.Столин вводит ряд понятий: «конфликтный смысл действия», «конфликтный смысл Я», «конфликтный личностный смысл»7. Разница между «конфликтным смыслом действия» (поступка) и «конфликтным смыслом Я» видится в следующем — первый может переживаться до поступка (как осознаваемое противоречие или как эмоциональная трудность). Второй (в ответ на вопрос: «какой, какая Я?») возникает и после совершения поступка.

Е.С.Калмыкова под внутренним противоречием понимает некое соотношение двух разнонаправленных тенденций внутреннего мира, а именно их противостояние, обусловленное их совпадением во времени или в плане предметной отнесенности. По ее мнению, внутреннее противоречие может проявиться, стать актуальным, разрешиться, не переходя во внутриличностный конфликт, в том случае, если альтернативы не были взаимоисключающими8. В противном случае человека «раздирает» внутриличностный конфликт.

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь именно с З.Фрейдом, раскрывшим его биопсихологический и биосоциальный характер. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. Сущность внутриличностного конфликта состоит в противоречии и постоянном противоборстве названных сторон.

К.Г.Юнг добавил, что человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой. Многие теоретики, исследовавшие внутренние конфликты, согласились с тем, что в человеке уживаются разные части, голоса, которые пытаются завоевать первенство. В буддизме — это конфликт между бескорыстием и себялюбием, а в западных религиях — конфликт между внутренними силами добра и зла.

Bнутриличностный конфликт не всегда очевиден и заметен, часто человек сам не осознает, что находится в состоянии внутреннего диссонанса, а иногда намеренно это скрывает. Поэтому нельзя судить о подлинных мотивах конфликта по осознанным мотивам и отношениям личности. Сознательные обобщенные мотивы и отношения личности играют роль лишь маски, оправдывающей человека в своих собственных глазах и в глазах общества. Тогда с этих позиций для понимания внутриличностного конфликта большое значение имеет изучение защитных механизмов личности.

Здоровая личность находится в постоянном противоречии и, осознавая конфликт, старается гармонизировать свое внутреннее состояние.

Специфическая система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, называется защитным механизмом. З.Фрейд выделял следующие виды психологических защит:

• сублимация (преобразование негативной энергии в социально одобряемые и приемлемые формы);

• вытеснение (устранение чувств, мыслей, мнений из сознания);

• рационализация (объяснение изначально иррациональных поступков и мнений);

• проекция (приписывание другим собственных ощущений, мнений);

• регрессия (обращение человека к примитивным уровням поведения и мышления);

• фиксация поведения (стремление сохранить стереотипные модели поведения, мышления, восприятия);

• уход от действительности (стремление перенестись в иную, часто нереальную жизнь);

• реактивное образование (изменение способа поведения на противоположный);

• психосоматические реакции (заболевание как реакция на негативный фактор);

• номадизм (стремление к изменению окружения, места жительства).

Эти защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой в связи с возникновением внутренней и внешней угрозы. Используя их, человек неосознанно старается преодолеть сложившуюся конфликтную ситуацию, сводя к минимуму возможный личный проигрыш. Для создания какого-либо механизма защиты расходуется психологическая энергия, что, в свою очередь, ограничивает гибкость и силу «Я», а также искажает картину потребностей, страхов, стремлений человека. Но все люди используют механизмы защиты, и это становится нежелательным только в том случае, если они чрезмерно на них полагаются.

Разные типы защиты, по мнению большинства ученых, берутся из детства. Ребенок приходит в мир без психологических защитных механизмов, все они приобретаются им в том нежном возрасте, когда он плохо осознает, что делает, просто пытается выжить, сохранив свою душу.

Любой конфликт не возникает на «пустом месте». Человек, как часть общества, не может обособиться от целостной системы противоречивых общественных отношений, так как они детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир. По Леонтьеву, многообразные отношения, в которые вступает человек, являются объективно противоречивыми. Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов и кризисов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида: внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет о единичных, особенных и общих причинах, между которыми существует диалектическая взаимосвязь.

Внутренние причины внутриличностного конфликта исходят из противоречий между различными мотивами личности, из рассогласованности ее внутренней структуры. Чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

Причиной внутреннего конфликта индивида может служить неадекватная самооценка. Как завышенная, так и заниженная самооценка, связанная с неправильным представлением личности о своих возможностях и месте в группе, будет вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицательную реакцию других людей.

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе; положением личности в организации; положением личности в обществе.

Представители социокультурных теорий (К.Хорни, Э.Фромм и др.) видят источники рассогласования жизненного мира в другом, единодушно утверждая, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, пагубным образом влияет на психическое здоровье и развитие личности.

Согласно Э.Фромму, в условиях нынешнего общества человек находится перед экзистенциальным выбором — много иметь или «быть многим». Он обращает внимание на нарушения в структуре личности с рыночной ориентацией. Человек не может ответить на вопрос «кто Я?», его идентичность диффузна и зависит от спроса на рынке личностей.

По словам Хорни, конкуренция реализуется не только в сфере экономики, она насыщает собой все области жизни (школу, семью, работу). В душе человека происходит борьба несовместимых сил: внутренних диктатов, компульсивных (навязчивых) потребностей, тирании долженствования и самоидеализации, что порождает постоянную внутреннюю тревогу.

Особое место в жизни занимают события, имеющие для психики человека травмирующий характер: угроза собственной жизни, физические травмы, экономические неурядицы.

От социальной и экономической нестабильности и неопределенности особенно страдает молодое поколение. Кроме того, здесь имеет место наложение кризисных обстоятельств, что отражено на рис. 2.

Наложение кризисов в подростковой ситуации развития

Рис. 2

Воздействие мирового экономического кризиса, неурядицы внутрисемейного порядка, кризисные состояния родителей обостряют кризис юношеской личности.

Как пишет Э.Йоманс, «те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни, являются зеркальным отражением событий, происходящих на уровне более обобщенном», и в то же время они являются «частью общей мировой ситуации». В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.

Общепризнанным является положение о том, что не события сами по себе, но оценочное отношение к ним человека порождает те или иные чувства, и если эта оценка негативно гиперболизируется, то могут возникнуть разные эмоциональные нарушения, увеличивается риск суицидальных исходов.

Число самоубийств в молодежной среде очень высоко. Л.А.Пергаменщик отмечает, что в последние годы увеличилось число непатологических суицидов — попытка отказа от жизни психически полноценных людей. Ценность самого понятия «жизнь» стала крайне низкой.

Большинство психологов истоки трудностей «в искусстве жизни» (Э.Фромм), генезис неудач в решении повседневных проблем и невротических расстройств усматривают в переживаниях детства. При этом каждый из ученых в соответствии со своей концепцией личности выделяет разные стороны трудностей детской жизни.

В задачу социального окружения ребенка входит выработка соответствующего отношения к энергии влечения, к жизни и смерти в каждой конкретной ситуации, оценки и принятия решения по поводу судьбы влечений: плохо это или хорошо, удовлетворить или не удовлетворить, как удовлетворить или какие меры принять, чтобы не удовлетворить.

Общее положение динамической психологии заключается в том, что та или иная степень неудовлетворения природных мотивов ребенка неизбежна и необходима с первых лет его жизни, так как эти мотивы вступают в противоречие с социальными и нравственными нормами, с правилами поведения и вообще с объективными условиями жизни в любом обществе.

Возможно, здесь обнаруживают себя типические формы трудновоспитуемости, которые встречаются в подростковом возрасте. Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия. По сути дела, там, где возможно это внутреннее раздвоение переживаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где возникает внутреннее отношение, там и совершается такое изменение переживаний, без которого подростковый возраст был бы невозможен.

Поскольку «лавина трудностей», их глубинные причины имеют особое значение в жизни подростков, они могут вызвать у них интенсивные эмоциональные переживания. При появлении эмоциональных реакций на трудности изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности. Возникает аффективный конфликт как некоторое субъективное переживание, иногда блокирующее сознание, приводящее к дисгармоничному развитию личности.

Л.С.Выготский подчеркивает, что на пути психического развития личности встречается много препятствий и трудностей и весьма остро они проступают в критические периоды. Продолжая мысль Л.С.Выготского, А.И.Захаров9 полагает, что иррационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности приводит к образованию внутреннего конфликта. Затянувшийся конфликт занимает центральное место в жизни личности подростка, оказывается для нее неразрешимым, создает аффективное напряжение, усиливает трудности; повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом.

При изучении социального развития ребенка, по мысли Л.С.Выготского, недостаточно изучается его внутреннее отношение к окружающим людям, он не рассматривается как активный участник социальной ситуации.

Л.С.Выготский утверждает: поскольку сам ребенок есть часть социальной среды, раньше всего надо изучить, что она означает для ребенка, каково его отношение к ее отдельным сторонам.

Среда становится, с точки зрения развития, совершенно иной с той минуты, когда ребенок перешел из одного возраста в другой. Следовательно, динамическое изменение среды выдвигается на первый план.

По мнению Л.С.Выготского, единицей для изучения личности и среды является переживание, так как в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности.

Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка. Любой анализ трудного ребенка показывает, что существенна не сама по себе ситуация, взятая в ее абсолютных показателях, а то, как ребенок переживает эту ситуацию.

Внимательное изучение критических возрастов выявляет, что в них происходит смена основных переживаний ребенка. Кризис представляется прежде всего моментом перелома, который выражается в том, что от одного способа переживаний среды ребенок переходит к другому. Среда как таковая не меняется для ребенка в 3 года. Родители продолжают зарабатывать столько же, сколько раньше, на каждого едока приходится тот же бюджетный минимум или максимум; столько же выписывается газет, так же часто меняется белье, та же жилплощадь, и родители не изменили отношения к ребенку. Наблюдатели, которые исследуют кризис, говорят, что без всякой причины ребенок, который вел себя хорошо, был послушен и ласков, вдруг становится капризным, злым и упрямым.

Внутренний характер кризиса подчеркивают все исследователи, поскольку он не связан с изменениями, происходящими вокруг ребенка. Проще говоря, кризис представляет цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Например, когда ребенок пошел в школу, он меняется на протяжении школьного возраста год от года, и это не удивляет, так как изменилась вся ситуация, в которой растет ребенок, вся обстановка его развития. Когда ребенок из яслей перешел в детский сад, он изменяется, здесь его изменения находятся в связи с теми изменениями, которые произошли в условиях его развития. Но существенно для всякого кризиса то, что внутренние изменения происходят в гораздо большем размере, чем изменения внешней обстановки, и поэтому всегда производят впечатления внутреннего кризиса.

По мысли Л.С.Выготского, нет точного соответствия между внешними и внутренними изменениями. Ребенок вступает в кризис. Что так резко изменилось вовне? Ничего. Почему ребенок так резко в короткий срок меняется?

Внутреннее развитие совершается всегда так, что мы имеем здесь единство личностных и средовых моментов, то есть всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии.

Рост и изменение потребностей и побуждений представляют собой наименее осознанную и наименее произвольную часть личности, и при переходе от возраста к возрасту у ребенка возникают новые побуждения, новые мотивы. То, что для ребенка было существенным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени.

Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту. При этом меняется и среда, то есть отношение ребенка к среде. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, перестраивается сознание ребенка.

Итак, основной единицей внутренней жизни личности является переживание. Переживания в форме психических состояний, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражают события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту. Пережитое сохраняется в памяти личности и служит материалом для осмысления в процессе выработки жизненных планов и целей, определяющих поведение человека.

С этой точки зрения сущностью всякого кризиса является перестройка внутреннего переживания, перестройка, которая коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребенка.

Переживание рассматривается Ф.Е.Василюком как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования. Переживание понимается им как особая работа по перестройке психологического мира. Она направлена на установление смыслового несоответствия между сознанием и бытием, а ее целью является повышение осмысленности жизни.

Л.И.Божович в категории «переживания» выделяла компоненты отношения, ориентирования и побуждения. Переживание действительно отражает состояние удовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях с окружающей общественной средой. И, таким образом, выполняет в жизни субъекта крайне важную функцию: «осведомляет» его о том, в каком отношении со средой он находится, и в соответствии с этим ориентирует его поведение, побуждая субъекта действовать в направлении, уменьшающем или полностью ликвидирующем возникший разлад». Подход Л.И.Божович может служить объяснительным механизмом для понимания психологической природы переживания.

На основе вышеизложенного можно выделить основные черты личностного кризиса:

• Кризис вызывается ситуацией невозможности решить важнейшие жизненные проблемы привычными способами.

• Предполагает существенную перестройку личности и ее связей с окружающим миром.

• Является водоразделом между относительно стабильными фазами развития, уровнями зрелости, а также механизмом их смены.

• Обозначает время, когда в личности умирает всё старое и рождается новое.

• Влечет за собой освоение нового статуса и новых ролей.

• Кризис — это вызов, брошенный жизнью.

• Это не патология, а фактор эффективного развития личности.

• Может быть как источником силы личности, так и фактором, выявляющим недостатки и ограничения.

• Трудности преодоления могут стать причиной асоциализации и девиантного поведения.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем позитивное и негативное значение кризиса для развития личности?

2. Чем внутренние кризисы отличаются от внешних? Какие из них чаще встречаются?

3. По вашему мнению, какие защитные механизмы чаще используют подростки?

Литература

Абульханова-Славская   К.А.    Психологические   и   жизненные    потери // Психология личности в условиях социальных изменений. — М., 1993.

Зейгарник Б.Ф., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: МГУ, 1980.

Розин В.М. Кризис личности как отражение кризиса культуры // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — № 30.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 2002.


1 Розин В.М. Кризис личности как отражение кризиса культуры // Мир психологии и психология в мире. — 1994. № 30. — С. 4—26.

2 Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). — М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2001. — С. 4—5.

3 Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

4 Абульханова-Славская К.А. Психологические и жизненные потери // Психология личности в условиях социальных изменений. — М., 1993. — С. 1—36.

5 Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

6 Анцупов А.Я. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов // Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. — М. — Воронеж, 2003. — С. 270—277.

7 Cтолин В.В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983. — С. 106—121.

8 Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения: Дисс. ...канд. психол. наук. — М., 1986. — С. 40.

9 Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. Серия: Психология ребенка. — СПб., 2000.