Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2009


Гильдия

 

Ежик в тумане, или Заметки начинающего психолога

Идешь по улице, ловишь на себе случайные взгляды прохожих и с гордостью думаешь: «Да-да, я психолог!»

Потом живо представляешь, как, уже окончив институт, идешь на работу. На очень хорошую, интересную, высокооплачиваемую работу. Заходишь в свой офис, здороваешься с коллегами, снимаешь пальто, садишься за стол и… Тут в мечтах возникает загвоздка — от недостатка информации. Ну правда, а чего делать-то, после того как пальто снял?

После школы я гордо заявлял: иду учиться на психолога, чтобы разобраться в людях и в себе. На первом курсе судорожно пытался учиться (немного мешал страх перед предстоящей первой сессией, новые люди, новое здание, местные порядки и беспорядки — во всем этом тоже необходимо было разобраться); на втором — судорожно пытался веселиться, забыв про учебу. На третьем курсе о людях стало понятно все, что нужно; а им, в свою очередь, стало понятно все о тебе. Да, теперь я на третьем.

Ходят слухи, что психолог должен быть наглым, уверенным в себе, артистичным, решительным, без комплексов, без жалости и т.п. Но очень редко ходят слухи о том, что же все-таки делает такой человек, чья профессия связана с наукой психологией.

Недавно на лекции по социальной психологии Е.П.Белинская, которая у нас ее ведет, ненавязчиво обрисовала перспективу профессиональной жизни (примеры мои, но аналогичные рассказанным). Очень похоже на то, как «дембеля практической психологии», побывавшие ТАМ, рассказывают растерянным новобранцам о предстоящей службе. А потом утешительно добавляют: «Да не боись, хорошо служить будете, мы ж служили…»

Не существует абстрактных тренингов «на коммуникацию вообще» — а поступает конкретный заказ на то, чтобы научить менеджеров по продаже голубых сорочек общаться с покупателями. И никому не нужны тренинги «на раскрепощение», а надо научить официантов из ресторана «Скушай сам» без комплексов и зажимов излагать меню. А психологическое консультирование, даже если попасть в частную школу школьным психологом, — что тоже, в каком-то смысле, везение, — должно быть уложено в рамки перемены (10–15 минут). Соответственно, никакого «влезания в душу» за такой промежуток времени не предполагается.

Есть еще куча видов терапий, но они кажутся не совсем адекватными российской действительности. Ведь не будешь просить уважаемого человека вылепить из глины изменяющую ему жену и оторвать ей голову или построить из песка замок и нарисовать необычное животное с необычным именем, чтобы уладить отношения дома с тещей. (В аудитории повисает гробовое молчание.)

Абсолютно не радужная перспектива — учить кого-то, тебе не интересного, чему-то, тебе совсем не интересному, и применять для диагностики успевшие стать ненавистными громоздкие классические методики. А как красиво и общо звучит: «Тренинги, индивидуальное консультирование, клиент, психолог, наука психология…»

Но за три года обучения прирост профессионализма все-таки происходит: действительно становишься наглым и артистичным. С легкостью пускаешь в дело профессиональный словарный запас, с интересом разглядываешь книжки в магазинном разделе «Психология»…

Наступает переломный момент. Думаешь: уже пора чем-то занять себя в психологии. Возникает внутренняя потребность отождествиться с какой-нибудь сферой, заинтересоваться и заняться чем-то всерьез, с перспективой на не такое уж теперь далекое будущее. Хочется начать становиться тем самым ПСИХОЛОГОМ, о котором сложено столько анекдотов, который уверен в себе, про всех всё знает. Поработать со взрослыми людьми или с детьми…

Зависть вызывают молодые ершистые аспиранты: они-то определились и знают, чем теперь заниматься. От них веет снобизмом начинающих ученых, уверенностью в стабильности собственных интересов. Они не мучаются каждый раз перед выбором темы курсовой. Так и подмывает спросить: «А как, как вы набрели на то, что вас захватило? Ну как же вы нашли такую тему, которая для вас настолько интересна? В чем секрет?»

Странным образом практических предметов, которые должны расширить наше представление о будущей профессии, у нас почти не прибавилось, зато появились правоведение и логика. А этого уже не хочется! Хочется чего-то реально-психологического, ведь мы уже скоро все закончим и станем «кем-то». А у нас даже и практики-то не было настоящей. Фиктивная — была, где надо было возить туда-сюда какие-то бумажки. (То есть курьерская социально-психологическая служба.) А что, кстати, — курьеры нужны были во все времена!

Вот мы ходим и друг у друга спрашиваем: «Да что могут делать эти психологи?» Ответ: «Да что ни попадя. Хотя это могут делать не только психологи с дипломом!»

Хотя, насколько я понял, сфер приложения иной — не рыночной и не рекламной — психологии не так уж много. Естественно, что в денежные сферы (типа бизнес-тренингов, разработки рекламы и товаров для потребителя) пробиться почти нереально, а в школьные психологи идти не тянет.

Очень важным становится опыт появляющегося перед тобой преподавателя. Если человек, стоящий у доски, рассказывает ненароком о жизни психолога, о трудностях его работы, о вариантах, возможностях, о реальных случаях и клиентах, его напряженно слушают. Может, скоро сами ТАМ будем. Если же преподаватель излагает только теорию, это не вызывает доверия. Не хватает интриги. Какой смысл в теории, если она не подкреплена реальным жизненным опытом? Такое преподавание не имеет «вкуса», лишено романтики будущего. Потому что преподаватель не был в «бою».

Конечно, можно сказать, что всё в наших руках: захотим — научимся всему, чему нас недоучили или не научили. Но тогда непонятно, какими мы должны все-таки стать в итоге обучения?

А у «народа» вопросы к начинающему психологу неожиданно просты и наивны. Останавливают меня приятели во дворе, дивятся тому, что я учусь на психолога, и говорят: «Ну, скажи, ведь вы ж ключ к людям имеете! А как надо грамотно баб кадрить? Уж наверное, вас этому учат!»

Или так: «Слушай, ты — психолог, ты в этом разбираешься! Как мне его отшить раз и навсегда?»

А можно так: «А если я бухал, бухал… а потом вдруг взял и домой ушел. Это нормально, ты как думаешь? По-моему, тут что-то не то. Что это со мной?»

Читал я как-то раз «Психологию переживания» Ф. Василюка и даже выписал цитату: «Психолог вообще не специалист по житейским советам, полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости, и, стало быть, факт наличия диплома не дает ему морального права делать конкретные рекомендации, как поступить в той или иной жизненной ситуации».

И просто отвечаешь друзьям, что это все миф о всезнайках-психологах, мы штудируем академическую науку: классификация эмоций, потребностей, стадий развития в онтогенезе, когнитивные механизмы, — а не изучаем, что делать человеку тогда-то или тогда-то. Вот, например, был Фрейд. Знаете, кто это? Он был сторонником пансексуализма, слушайте внимательно! Он выделял оральную и анальную стадию развития человека. (Публика замирает.) На любой из этих стадий каждый из здесь стоящих мог застрять. Да и я мог застрять. Нет, ничего страшного! Просто если вы скупы, слишком бережливы… Не надо хихикать и показывать на него. Разве ты сам вчера не говорил, что…

Через полчаса я ловлю себя на том, что читаю лекцию. Образы «анально-выталкивающего» и «орально-удерживающего» субъекта действуют безотказно. Все с трепетным ужасом мне внимают, а я размахиваю руками и тычу в слушателей пальцами. Потом говорю, что замерз, и ухожу. Меня вдогонку спрашивают: а дальше что? Я отвечаю, что дальше только неминуемый «эдипов комплекс». Без этого вообще никуда. Вот так: безжалостно и решительно. Может, вот он, пресловутый ключ к людям?

А потом, когда лежишь в кровати, думая перед сном о днях прошедших и днях предстоящих, обнаруживаешь внутри себя маленькие назойливые вопросы: «Что же со мной будет? Что я должен уметь делать?.. И кто теперь во всем виноват?»

Но потом решительно подавляешь в себе эту «антипсихологическую» минутную слабость.

Иосиф ФУРМАН,
педагог-психолог,
Москва

Статья опубликована при поддержке магазина ортопедических матрасов "выспись.рф". Компания предлагает широкий ассортимент матрасов, произведённых на фабрике "БЛАНЕС" по выгодным ценам. Все матрасы произведены из экологически чистых материалов высокого качества. "выспись.рф" - залог крепкого сна и Вашего здоровья. Узнать подробную информацию о компании, посмотреть полный каталог продукции, ознакомиться с ценами и оформить заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://выспись.рф.