Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2009


Репортаж

 

Школа для всех

Не так давно в средствах массовой информации был обнародован чудовищный случай. Подросток, больной лейкемией, был избит среди бела дня в Москве около театра «Современник» подвыпившим гражданином. Мальчик перенес тяжелейшую операцию по пересадке костного мозга и носил специальную маску, которая позволяла ему избежать инфицирования. Почувствовав себя лучше, он сбежал из больницы, чтобы посетить спектакль, на который приглашала ребят Чулпан Хаматова, возглавляющая благотворительный фонд «Подари мне жизнь».

На глазах прохожих, никто из которых не заступился за подростка, мальчик подвергся не только словесной агрессии, но и получил серьезные телесные повреждения только за то, что был болен и оскорбил варвара своим видом.

При всей своей чудовищности эта история не получила широкого резонанса. Возникает вопрос: такое отношение к тем, кто чем-то отличается от нас, уже стало нормой? Что же надо изменить в сознании, чтобы стать толерантными не на словах, а на деле? И можно ли вообще что-то сделать в этом направлении?

Оказывается, можно. И в этом я убедилась при посещении Калининградской области, где осуществляются реальные шаги по предоставлению всем детям, даже имеющим серьезные проблемы в развитии, равных возможностей не только в получении образования, но и в их интеграции в общество сверстников.

В беседе с министром образования Калининградской области Натальей Сергеевной ШЕРРИ, которая знакомила меня с реорганизацией образовательной системы области, я постоянно думала о том, что, по сути, мы говорим о постепенном, но реальном формировании толерантного сознания не только у детей, но и у взрослых.

Равные возможности для развития

Мы все прекрасно понимаем, что наше общество никогда не будет полноценным до тех пор, пока люди, имеющие особенности в развитии, не будут ощущать себя и восприниматься окружающими как полноправные члены общества. Мы слишком долго делали вид, что у нас нет инвалидов, поэтому менять отношение людей к тем, кто отличается от основной массы, приходится постепенно. И начинать эту работу надо с самого раннего возраста.

Для этого необходимо прежде всего предоставить всем равные условия для развития. Когда речь идет о детях, чем-то отличающихся от сверстников, в том числе детях-инвалидах, то единственно возможный путь формирования толерантного отношения к ним — их интеграция в образовательное пространство и социализация в среде сверстников. И чем раньше это произойдет, тем лучше. Опыт показывает, что если ребенок интегрирован уже с раннего возраста, то к нему формируется нормальное отношение и со стороны сверстников, да и сам он чувствует себя более комфортно.

У нас есть ряд школ, которые прекрасно реализуют проект интегрированного обучения. Есть дети-инвалиды, которые хорошо адаптированы в обществе. Есть молодежное общество инвалидов «Аппарель» — это общественная организация, члены которой считают, что им не нужны льготы, они сами могут заработать себе на жизнь.

Когда три года назад я возглавила министерство образования области и детально ознакомилась с состоянием дел, стало понятно, что систему коррекционного обучения надо серьезно менять. В своих поездках по области я видела, как правило, старые здания специализированных школ и интернатов. Все было запущено, молодежь не шла туда работать: основной контингент педагогов — предпенсионного и пенсионного возраста. Сейчас в области совсем другая ситуация: обновленные здания, грамотные руководители и квалифицированные специалисты, которые верят в то, что они делают.

У нас есть мечта — сделать серьезный ресурсный центр для учащихся школ VIII вида с усиленной трудовой, допрофессиональной и профессиональной подготовкой. Для этого есть база, есть ресурсы и кадры, но пока нет возможности достроить корпус, переоборудовать его под мастерские, создать рабочие места для ребят. Мы планируем создать систему постинтернатной адаптации, то есть первые рабочие места выпускникам предоставить на базе центра, чтобы они смогли приспособиться к жизненным реалиям, а потом уже заниматься их трудоустройством.

Ведь если такого ребенка сразу правильно не сориентировать на трудовую деятельность, то и у него, и у общества появятся серьезные проблемы. Он ведомый, он сложный, он может оказаться, в криминальном окружении. Но если с раннего возраста ребенок ощутит себя полноценным человеком, ситуация изменится кардинально.

Дистанционное обучение

Когда мы стали анализировать ситуацию в системе образования области, то поняли, что у нас есть категория детей, которые практически не учатся. Это дети-инвалиды из различных, как правило, удаленных уголков области, которые не могут посещать образовательные учреждения. Какая уж тут толерантность! Чтобы исправить положение, мы включили в Целевую программу развития образования Калининградской области проект создания школы дистанционной поддержки образования детей с особыми потребностями. Сначала было страшновато, потому что отстутствовал опыт, не было достаточного финансирования. Оставалась одна надежда — на энтузиастов, которые решили заняться этим проектом.

Работа шла трудно. Мы несколько раз ездили в Москву: смотрели, изучали, анализировали. Проект находился на постоянном контроле министерства. Нужно было подобрать и установить для каждого ребенка необходимое оборудование с учетом особенностей его развития. Найти педагогов, обучить их работать с ребятами дистанционно. Это был совершенно новый для преподавателей вид деятельности. Первое, что мы сделали, — провели конкурс проектов.

У нас вообще очень хорошо развита проектная деятельность. Мы никогда не даем деньги учреждениям просто так, только под реальные задачи, возможность выполнения которых четко обозначена. Если нам доказали, что запланированное реально, то мы даем возможность людям воплотить их замыслы. Но они обязаны обучать тому, что наработали, знают и умеют, всех специалистов области. Это очень большая ответственность.

В начале реализации программы дистанционного обучения мы встретились с неожиданными психологическими трудностями: оказалось, что к такому обучению не готова семья ребенка-инвалида, которая боится «пустить» в свой мир посторонних. Психологически не готов и сам ребенок, который привык находиться в замкнутом пространстве, а здесь у него появляется возможность открытого общения, т.е. проблема толерантности обернулась другой стороной. Поэтому психологами и педагогами проводилась работа и с детьми, и с семьями.

Сейчас проект успешно реализуется. Дети из всех уголков области с тяжелейшими заболеваниями становятся полноправными и активными членами детского сообщества. Они не просто осваивают общеобразовательную программу, но и участвуют в творческой деятельности — создают уникальные видеопроекты. Дети в них раскрываются самым неожиданным образом.

Ребята, мир которых был ограничен рамками одной комнаты, начинают общаться не только с другими детьми из школы, но и со здоровыми сверстниками, постепенно входя в их сообщество. Общение из виртуального становится реальным. И те ребята, которых могут привезти в Калининград или другой город, начинают общаться между собой, совместно готовиться к праздникам.

Эти дети начинают жить нормальной, полноценной (насколько это возможно) жизнью: имеют круг общения, возможность работать.

Ресурсные центры

Толерантность состоит, по-моему, и в том, чтобы предоставить всем детям области, и сельским и городским, равные образовательные возможности. мы решили создавать на базе интернатов и специализированных школ ресурсные центры. Возможности интегрированного и дистанционного обучения приводят к тому, что интернаты и спецшколы постепенно теряют свой контингент, хотя там сосредоточены высококвалифицированные кадры. Поэтому я считаю, что на их базе должны создаваться серьезные методические центры по различным направлениям работы с детьми, где будут не только оказывать методическую, консультационную помощь специалистам других образовательных учреждений, но и заниматься повышением квалификации.

В соответствии с этим мы перестраиваем всю систему повышения квалификации. Специалист, например учитель, который пришел на переподготовку, будет получать базовый компонент знаний, условно — 30%. Это то, что он должен знать о системе образования, приоритетах его развития. Другую часть будет составлять набор обучающих курсов, который ему профессионально нужен. Можно изучать информационные технологии, психологию. А дальше он будет осваивать практические навыки у тех специалистов, которые имеют реальные достижения. У нас есть свои талантливые педагоги, психологи, логопеды. Мы проводим олимпиады и конкурсы, где выявляем лучших. Поэтому специалист сможет выбрать любой курс обучения у более опытного коллеги. По нужному ему предмету или специальности он пойдет учиться не к методисту, который сам забыл, когда в школе преподавал, а к этому учителю, который достиг больших успехов и может научить других.

Мы будем создавать такие ресурсные центры по всей области. Они будут расположены в районных центрах, поэтому в сфере их деятельности окажутся все дети данного района. Таким образом, у любого ребенка, его родителей, учителя появится возможность воспользоваться его услугами — как методическими, так и консультационными. При центрах будут работать небольшие стационары, куда можно поместить детей на временный диагностический или реабилитационный курс. Это важно, потому что никакая школа, в которую мы интегрировали ребенка, не имеет такого оборудования, которым сейчас оснащен любой наш интернат. И все нуждающиеся в таких ресурсах смогут этим потенциалом воспользоваться.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА