Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2009


Конкурс

 

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

В погоне за идеалом

Коррекционно-развивающая программа

Программа направлена на формирование и развитие социально адаптированной личности, способной в полной мере реализовать свой потенциал. Подростковый возраст, являясь одним из кризисных периодов в жизни человека, требует сопровождения, особенно в современном обществе, когда быть совершенством часто требуют с детства. Любящие родители ждут от ребенка самых лучших отметок в школе, самых высоких результатов в спорте, развивают творческие способности, надеясь если не на гениальность чада, то хотя бы на его талант. Попытки соответствовать завышенным ожиданиям перерастают в недовольство собой, повышенную чувствительность в отношениях с другими, тревогу, что приводит к девиантному поведению

Цель программы: сформировать позитивный образ Я, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал.

Публикация статьи произведена при поддержке стоматологической клиники "Вита-Стом" в Москве. Лечение, гигиеническая чистка, удаление, протезирование, пародонтология, исправление прикуса, имплантация, отбеливание зубов. Высококвалифицированные врачи-стоматологи, широкий спектр услуг, доброжелательный персонал, доступные цены, современное оборудование и высококачественные материалы. Подробная информация, контакты и запись на приём на сайте: https://www.vita-stom.ru/.

Задачи программы:

—осознание образа Я и противоречий между Я-реальным и Я-идеальным;

— переоценка образа Я, интеграция полярностей внутреннего мира;

— создание условий для познания себя как личности и своего потенциала;

— профилактика социальной дезадаптации обучающихся.

Актуальность данной темы связанна с тем, что подростки подчас имеют противоположные идеальные модели, для достижения которых намечают для себя различные пути самоутверждения — как социально одобряемые, так и социально порицаемые. Кроме этого, они предъявляют развернутый перечень благ, которыми им хотелось бы обладать, не прилагая усилий.

Форма и режим занятий

Для реализации программы используются следующие методы: психокоррекционная и развивающая работа, а также тренинговые занятия (с элементами сказкотерапии и арт-терапии).

Занятия проводятся один раз в неделю. Количество участников в группе от 8 до 16 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: приветствие и рефлексию после каждого упражнения.

Возраст участников: программа рассчитана на подростков в возрасте от 12 до 16 лет.

Учебно-тематический план

№ занятия Тема Всего часов Практическое занятие
1 Встреча с самим собой 2 1
2 Наедине с собой 2 1
3 Я — могу 2 1
4 Мои ресурсы 2 1
5 Я и не-Я. Я и другие 4 1
6 Нравится или нет? 2 1
7 Идеал. Что это? 3 1
Итог 17 7

ЗАНЯТИЕ 1.
ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ

Цель: знакомство с участниками группы, выявление представлений о своем образе Я, его противоречиях.

Задачи: снять эмоциональное напряжение; обеспечить психологическую безопасность; принять правила работы группы; выявить противоречия между Я-реальным и Я-идеальным у участников группы.

Оборудование: листы формата А4, ручки, ватман, маркеры, стикеры.

Упражнение «Имена» [2]

Участники по очереди называют свое имя. Каждый следующий должен назвать имена предыдущих участников. Можно при этом начинать знакомство с ответа на один из вопросов или с общей фразы: «Меня зовут… Я мечтаю…»

Упражнение «Рукопожатие или поклон» [3]

Участники делятся на две равные группы и образуют два круга — внешний и внутренний. Ведущий зачитывает информацию о традициях приветствия в одной из стран. Участники приветствуют друг друга по этой традиции. После каждого приветствия происходит смена партнера по кругу: внешний круг сдвигается на одного человека по часовой стрелке.

Упражнение заканчивается, когда все пары завершат свое приветствие.

Упражнение «Принятие групповых норм»

Ведущий. При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Есть правила, которые наиболее важны. Что для вас важно при общении?

Такое обсуждение позволяет выделить необходимые качества для успешного общения и понять, чего не хватает большинству подростков.

Упражнение «Сейчас я осознаю» [4]

Ведущий. Условно разделите мир вашего сознания на три зоны:

• внешний мир;

• мир вашего тела;

• мир ваших чувств, мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием внешнего мира, каждый раз начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что...» — и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях, связанных с внешним миром, затем с вашим телом, затем с вашими чувствами, мыслями. Каждый в паре должен проговорить все три зоны.

Упражнение «Кто Я? Какой Я?»
(модифицированное из книги И.В. Вачкова)

Ведущий. Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой Я?» Ответьте на него 20 раз. То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, — автопортрет вашего «Я».

Необходимо подсчитать, сколько и каких (физических, социальных, психологических) характеристик дает себе участник.

Обсуждение итогов занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 2. НАЕДИНЕ С СОБОЙ

Цель: осознание собственной индивидуальности.

Задачи: выявить представления об ожиданиях других в отношении своего поведения; познакомить с приемами психологической защиты от манипулятивных воздействий окружающих; осознать свои индивидуальные способы ухода от искреннего, открытого общения.

Оборудование: ватман, маркеры, карточки с заданием.

Другая распространенная проблема связана с противоречивыми стремлениями: с одной стороны, принадлежать к группе, а с другой — стать индивидуальностью, побыть наедине с собой.

Упражнения «Глаза партнера» [3]

Ведущий. Сейчас вам необходимо рассмотреть ваших товарищей, пока я считаю до 10. После этого одному из вас предстоит ответить на мои вопросы. Вопросы касаются внешности участников.

В ходе обсуждения делается акцент на том, замечали ли раньше цвет глаз партнера (или что-либо другое, в зависимости от инструкции). Если было трудно, то почему, с чем связаны ошибки при описании товарищей.

Упражнение «В стране ловушек»
(авторское)

Цель: сформировать умение противостоять давлению ближайшего окружения, отстаивать собственные интересы.

Оборудование: карточки для участников.

Ведущий. Все мы попадали в ситуацию, когда нужно выбрать то, что нам действительно необходимо в данный момент, что часто не соответствует желаниям окружающих. Итак, представьте, что вы должны отработать пропуск по математике и ждете учителя, который освободится через 30 минут. Если вы его не отработаете, то в четверти останетесь неаттестованным. Но тут как назло вы всем понадобились. Ваша задача: не поддаться влиянию и уговорам просителей, при этом не обидев их.

Вы понадобились лучшему другу, девушке, одноклассникам, тренеру, завхозу, незнакомцу (для девушек подобрать соответствующий набор карточек).

Участникам раздаются карточки с инструкциями:

Лучший друг
У вас есть два билета на матч, он начинается через час, вам бы очень хотелось пойти на него с вашим лучшим другом

Девушка
Сегодня состоится премьера фильма, на который вам очень хотелось бы попасть. Ваш молодой человек обещал вам, что вы пойдете туда вместе

Одноклассники
Вы решили поиграть в футбол, но в вашей команде не хватает одного человека. Вы знаете, что ваш одноклассник является очень хорошим нападающим, а вам очень хочется выиграть

Тренер
Завтра ответственные соревнования, необходима еще одна тренировка

Завхоз
Привезли новые стулья в классы, в школе уже почти никого нет. Нужна помощь

Незнакомец
Убедить в чем угодно, чтобы школьник пошел с вами

Упражнение «Через окно»

Ведущий. Вы видели, конечно, как разговаривают сквозь окно. Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки докричаться бесполезны. Однако вам необходимо сообщить ему важную вещь. Как бы вы повели себя, что бы вы делали в подобных обстоятельствах?

Упражнение заканчивается обсуждением того, почему, даже находясь в компании, мы часто чувствуем себя одинокими.

ЗАНЯТИЕ 3. Я — МОГУ

Цель: формирование представления о своих возможностях.

Задачи: повысить самооценку; найти ресурс для уверенного поведения в незнакомой ситуации; развить коммуникативные навыки.

Оборудование: листы А4, цветные карандаши, ручки, бланки для игры «Справься с ситуацией».

Упражнение «Лови кастрюлю!»

Участники стоят в кругу и перебрасывают воображаемый предмет. Он может быть любым, но партнеру необходимо сказать, что за предмет ты бросаешь, и придумать, для чего он ему нужен. Бросающий и ловящий должны увидеть и ощутить в руках воображаемый предмет.

Упражнение «Принятие себя» (авторское)

Ведущий. Сейчас мы поработаем с некоторыми вашими недостатками и привычками. Для этого разделите лист пополам, одну колонку подпишите «Мои достоинства», другую — «Мои недостатки». Сейчас вы будете заполнять колонку «Мои недостатки». На это вам дается 5 минут.

Хорошо. Теперь напротив каждого вашего недостатка в колонке «Мои достоинства» напишите ваши достоинства. На это отводится еще 5 минут.

Следующий этап — объединение в группы. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не критиковать выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к вам. Время выполнения — 10 минут.

Упражнение «Выставка»
(модифицированное из книги И.В. Вачкова)

Ведущий. В наш город приехал человек, который разыскивает таланты. Все жители города решили продемонстрировать ему свои способности. Но этот человек, поскольку желающих слишком много, решил устроить выставку, на которой будут представлены необычные картины. Сейчас вы будете рисовать картины для этой выставки: вам необходимо вспомнить один свой талант и нарисовать его. У вас есть 10 минут.

Упражнение «Волшебная чайная» [4]

Выбирается водящий, который выходит из комнаты.

Ведущий. Все вы — кондитерские изделия. Сейчас подумайте буквально минуту, кем вы являетесь (изделия не должны повторяться) и по кругу назовите себя. Просто наименование. А остальные запоминают. Сейчас к нам придет покупатель.

Заходит водящий, ему объясняют, куда он попал, и предлагают набор кондитерских изделий. После того как он выбрал, дается следующая инструкция: «Но наши кондитерские изделия непростые. Чтобы попробовать их, нужно угадать, кто за каждым из них скрывается. Вы можете задавать вопросы любому присутствующему здесь: какое это кондитерское изделие, какая у него начинка, упаковка и т.п. Те, кто отвечает на вопрос, описывают кондитерское изделие, не забывая, кто стоит за ним. Надо описать это изделие так, как если бы этот человек действительно им был».

Обсуждение итогов занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 4. МОИ РЕСУРСЫ

Цель: способствовать самоанализу и самопознанию учащихся.

Задачи: прояснить Я-концепцию учащихся; сформировать умение находить в себе личностные особенности; активизировать личностные ресурсы.

Оборудование: ватман, маркеры, цветные карандаши, бланки с набором личностных качеств, листы А4, ручки.

Упражнение «Опиши меня» (авторское)

Каждому участнику выдается бланк со следующей инструкцией: «Отметьте галочками в каждой колонке те качества, которые, как вы считаете, присутствуют у вас (Реальное Я), видят в вас другие (Социальное Я), и те, которые вы хотели бы иметь (Идеальное Я). На все у вас 5 минут. Вы можете дописать качества, если их нет в списке, а вы считаете, что у вас они есть. Затем вы получите листочки с именами ваших товарищей. Ваша задача: написать на листочке с именем то качество, которое, как вы считаете, есть у этого человека, каждый должен написать по одному качеству всем участникам».

По окончании упражнения каждый участник получает список качеств, которые выделили у него окружающие.

Обсуждение:

— Сравните список полученных качеств, со столбцом Социальное Я. Отличаются списки или нет?

— Что нового вы узнали о себе?

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» [1]

Ведущий. Нарисуйте солнце. В центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.

Время — 5 минут, обсуждение полученного результата.

Постарайтесь ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

Упражнение «Самый-самый» (авторское)

Ведущий. Каждый из нас в чем-то совершенно неподражаем и не имеет конкурентов. Но часто не все это видят. Дайте попробуем исправить ситуацию. Сейчас вы разделитесь на три команды. Участники каждой команды рассказывают друг другу о своих достоинствах и подтверждают это фактами. В командах выберите «самых-самых». На обсуждение — 5 минут.

А теперь мы организуем конкурс из «самых-самых» и выберем «самого-самого-самого».

Упражнение «Крик» (авторское)

Участники встают в круг. Сначала по очереди говорят: «Я самый (самая)…» После того как все проговорят, по команде они говорят хором, сначала тихо, потом все громче и громче.

 

ЗАНЯТИЕ 5. Я И НЕ-Я. Я И ДРУГИЕ

Цель: переоценка образа Я.

Задачи: интеграция полярностей внутреннего мира; работа с чувствами, преодоление жесткого самоконтроля; осознание влияния родителей (матери) на образ Я; принятие других.

Оборудование: ватман, маркеры, цветные карандаши, бланки с набором личностных качеств, листы А4, ручки.

Упражнение «Разыгрывание ролей» [4]

Участники группы по предложению ведущего по очереди проигрывают некоторые ситуации, в которых ведут себя не свойственным им образом. При этом участников просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у них особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противоположными чертами характера.

Для разыгрывания ролей отводится 5–10 минут.

Личностные качества Реальное Я Социальное Я Идеальное Я
Ответственный      
Витающий в облаках      
Беспокойный      
Требовательный      
Чванливый      
Искренний      
Честный      
Возбудимый      
Незрелый      
Смелый      
Честолюбивый      
Жалеющий себя      
Спокойный      
Индивидуалистичный      
Серьезный      
Дружелюбный      
Зрелый      
Артистичный      
Умный      
Забавный      
Идеалистичный      
Понимающий      
Теплый      
Расслабленный      
Активный      
Милый      
Эгоистичный      
Проницательный      
Нежный      
Самоуверенный      
Бодрый      
Упорный      
Шумный      

Упражнение «Внутренний разговор» (авторское)

Ведущий определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Идеального, другому — Неидеального.

Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Идеальный должен критиковать партнера, ругать его, поучать. Неидеальный — оправдываться, объяснять, почему у него не получается то, чего от него требует Идеальный.

Дискуссия длится 10 минут.

Затем участники сравнивают сыгранные ими роли со своим поведением в реальной жизни. Обсуждение полученного опыта.

Упражнение «Антикварный магазин» [2]

Ведущий. Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вообразите себя этим предметом.

Рассказывайте от имени этого предмета о себе: как вы себя чувствуете; почему оказались в магазине; кто ваш прежний хозяин и т.д.

Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с группой.

Упражнение «Два стула»
(модифицированное из гештальт-терапии)

Ведущий. Нередко человек ощущает некоторую двойственность, несоответствие между оценкой себя окружающими и самооценкой. Вам предлагается сыграть диалог между этими двумя персонажами. С каждой сменой роли вы будете менять стулья.

Варианты: исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца.

Упражнение «Перефразирование стихов» [5]

Участникам предлагается объединиться в команды. Каждая команда получает листок с каким-либо известным четверостишием или куплет песни. Задача команды: перефразировать стихотворение или песню таким образом, чтобы ни одно слово не осталось неизмененным. Например, «степь» заменяется «полем», «обаяние» — «очарованием» и т.п.

При этом вовсе не обязательно сочинять в рифму, достаточно просто перефразировать все стихотворение. После того как работа будет закончена, каждая подгруппа читает свое произведение вслух, а остальные пытаются догадаться, что послужило прототипом этого произведения.

Благодаря этому упражнению участники вновь убеждаются в том, насколько богаты возможности и самовыражения, и понимания.

Обсуждение итогов занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 6. НРАВИТСЯ ИЛИ НЕТ?

Занятие посвящено проблеме взаимоотношений с противоположным полом. Подростковый возраст — это пора первой любви.

Цель: развитие представлений об особенностях взаимоотношений между полами.

Задачи: познакомиться со способами и моделями поведения с противоположным полом; повысить уверенность в себе; формировать взаимопонимание с противоположным полом.

Оборудование: маркер, ватман, лист А4, ручки, карандаши.

Упражнение «Двое на скамейке»
(модифицированное из книги С.В. Гиппиус)

Ведущий. Сидит юноша, ждет приятеля. Подходит девушка, садится рядом. Итак, рядом сидят два незнакомых человека. И вдруг в какой-то момент, приглядевшись, юноша понимает, что где-то видел девушку. Но где? Однако ему неудобно начинать разговор. Задача юноши — вспомнить как можно больше мест, где можно было бы встретиться, и улучить момент, когда удобно завязать разговор.

Группа делится на пары, каждая пара должна показать этюд. По окончании происходит обсуждение:

• Что вы чувствовали, когда она села рядом с вами?

• Что мешало сразу заговорить?

• Что помогло заговорить?

• Какие места возможных встреч пришли в голову?

• О чем вы думали, когда сидели рядом?

• Чувствовали ли вы, что с вами пытаются (хотят) заговорить?

• Что чувствовали, когда с вами заговорили?

Упражнение «Тень» [3]

Ведущий. Выберите себе партнера. Первый (молча договоритесь — кто) будет Человеком, пусть он ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения.

Обсуждение итогов занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 7. ИДЕАЛ. ЧТО ЭТО?

Цель: осознать противоречия между запросами ближайшего окружения (и общества) и личными стремлениями человека.

Задачи: выявить представления об ожиданиях других; осознать ценности своего настоящего; осознать собственные желания.

Оборудование: журналы, ножницы, клей, маркеры, ватманы, карандаши.

Упражнение «Если б я был султан» (авторское)

Ведущий. Вы оказались на Востоке, и вас выбрали султаном. Теперь вы можете пожелать все, что хотите. Однако ресурсы вашего царства не безграничны. Подумайте, чего бы вам хотелось больше всего, а также способы достижения желаемого.

На первом этапе работы участники записывают все свои мечты и желания, затем ведущий просит пронумеровать этот список по степени значимости. Дальше группа разбивается на микрогруппы, в которых обсуждаются способы достижения первых трех желаний из списка каждого участника. Последний этап — групповое обсуждение.

Упражнение «Мой идеальный мир» (авторское)

Участникам предлагается сделать собственный коллаж на тему «Мой идеальный мир».

В нем должны быть отражены пять сфер Я-идеального: для семьи, школы, друзей, противоположного пола, себя. На листе они располагаются следующим образом: в центре создается образ той сферы, которая наиболее значима для данного человека, а по бокам — менее значимые (см. рис.).

Упражнение «Реинкарнация» (авторское)

Ведущий. Представьте, что у вас появилась возможность изменить свою жизнь так, как вы хотите. В течение 5 минут подумайте над тем, какие моменты своей жизни вы хотели бы исправить и почему.

Обсуждение может происходить в парах или в общей группе.

В данном упражнении важным является осознание участниками уникальности своей жизни.

Анна БЕЗРУКОВА,
Татьяна ПАЛКИНА,
ассистенты кафедры психологии и педагогики
Волгоградского государственного университета

 

Литература

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2008.

2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. — М.: Эксмо, 2007.

3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности: гимнастика чувств. — СПб.: Речь, 2001.

4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2002.

5. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003.