Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2010


Игротека

И на камнях растут деревья

Игра для педагогов

Цель: развитие эмоционально-личностной сферы педагогов

Задачи

• формирование мотивации на самопознание;

• раскрытие границ своего «я»;

• сплочение группы, формирование команды;

• гармонизация внутреннего состояния;

• накопление положительного эмоционального опыта;

• работа с бессознательными ресурсами;

• развитие творческих способностей.

Необходимые материалы: магнитофон, «чудесный мешочек» с небольшими камнями, цветные ленточки, фотокомпозиции с изображением различных природных стихий, бумага, веревка, бейджики, бумага формата А3, разнообразные дополнительные материалы, которые могут быть использованы при выполнении арт-терапевтических техник.

В игре используются методы и приемы аналитической психологии; веревочного курса тренинга; арт-терапии; социометрии; релаксации; эвритмии; расстановок.

В начале тренинга участники прикрепляют бейджики со своими именами.

Ведущий (весь текст произносится под музыку). Каждый раз, когда мы выходим из дома, мы попадаем в различные миры — живые и неживые, издающие звуки и молчаливые. Иногда мы проходим сквозь них, глядя себе под ноги, не замечая ничего, кроме пыльной дороги, зеленой травы, камней, которые лежат у нас под ногами. Бывает, мы останавливаемся, пинком отбрасываем камень, а порой, как в детстве, протягиваем руку и поднимаем какое-нибудь «каменное сокровище», рассматриваем его, бережно касаясь пальцами. Иногда нам кажется, что этот камень обладает определенной силой, что он может помочь, ведь он такой необычный и красивый.

Мы берем его и опускаем в карман. А потом… забываем о нем.

Через некоторое время, обнаружив камень в кармане, мы удивляемся: откуда он взялся?

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий. Вот и сейчас пришло время собирать камни. Достаньте из этого мешочка по одному камню.

(Участники вытаскивают из «чудесного мешочка» камешки.)

Какие ассоциации вызывает камешек? Как бы вы могли его назвать?

(Каждый по очереди сообщает о своих ассоциациях и имени камня.)

Упражнение «Каменная гряда»

Ведущий. Бывает такое время, когда мы должны оградить свой мир от посторонних, построить границы… (Участники раскладывают камни вдоль тренингового круга.) И тогда камни превращаются в стену, защищающую нас от других.

Упражнение «Каменистая дорога»

Ведущий. Но камни могут стать не только защитой для нас, но и преградой, которую надо преодолеть. Путь, проложенный по камням, труден но, преодолевая препятствия и трудности, мы учимся понимать себя. Каменистый путь в жизни легче пройти вместе с другими людьми. Чтобы легче было в пути, мы подстрахуем себя веревкой, ибо нить, соединяющая с другими, дает возможность быть сильным и не одиноким.

Участники берутся за веревку и выполняют команды ведущего: образовать спираль, кольцо, другие геометрические фигуры, преодолеть препятствия, например в виде перевернутых стульев, и т.п. Последний шаг — участники опускают веревку над камнями, образуется круг. Необходимо одновременно перешагнуть через нее, оказавшись за пределами круга и «каменной гряды». В момент, когда участники выполняют это действие, ведущий просит их символически попрощаться с негативным прошлым, принять настоящее, не бояться будущего.

Ведущий. Какие чувства вы испытали, работая в одной связке?

Упражнение «Каменный сад»

(Метод расстановок на фотокомпозициях)

Ведущий. В Японии есть традиция устраивать «сад камней». Давайте и мы попробуем создать свой маленький «сад камней», найдя каждому из них свое особое место.

Участники подбирают свои камешки и располагают их на фотографиях со специально подобранными изображениями природных ландшафтов и явлений, выбирая ту среду, которая отражает их эмоциональное состояние на данный момент. При желании участники могут объединять свои композиции в общую, что может свидетельствовать о реализующемся процессе командообразования в группе.

Ведущий. Опишите свою композицию тремя предложениями, передавая в ней свои чувства…

Если вы были внимательны, то наверняка заметили, что на многих ваших композициях присутствуют деревья. Жизнь дерева полна сложности и совершенства. И мы, люди, часто восхищаемся ими. Растения совершенны, потому что они живут в согласии с миром природы, будучи ее частью. Они самые чистые, самые светлые создания, единственные на Земле, не питающиеся чужой жизнью, а отдающие себя другим. Деревья «помнят, любят, сострадают»...

Упражнение «Если бы деревья могли говорить»

(Использование элементов эвритмии)

Ведущий. Сейчас вам необходимо продемонстрировать такие жесты и звуки, которые, на ваш взгляд, вызвали бы раздражение у деревьев.

(Кто-то из участников предлагает свой вариант, группа повторяет жест и звук участника.)

А теперь предложите такие, которые, на ваш взгляд, понравились бы вашему дереву.

(Участники выполняют задание.)

Медитация «Дерево»

(По мотивам Майкла Люнига в авторской обработке)

Ведущий. Человек обнимает дерево. Дерево посылает свои корни вглубь земли, черпая силу в пространстве Земли, в мудрости прошлых поколений деревьев. Проникая все глубже в поисках силы, корни крепко держат дерево в земле. Эти корни подобны семье, ибо она является началом жизни. И с этой поддержкой дерево растет, открываясь свету, солнцу и воздуху и выражая себя: свои ветви и листья, цветы и плоды.

Жизнь движется вокруг него и в нем.

Птицы и насекомые — спутники дерева, они поют ему песню природы и стихий. Дерево растет и меняется. Его разрывают ветра и молнии, обжигают мороз и огонь. Его не пугает серый асфальт, каменные глыбы, жара и холод.

Ветви умирают и ветви вырастают.

Дерево открыто жизни. Несмотря на все препятствия, оно все равно растет, все равно его корни уходят глубоко в землю, все равно его ветви наполняются соком и устремляются вверх — в будущее, такое неизвестное, но такое притягательное. Став на колени, человек обнимает дерево и размышляет о горестях и радостях жизни. Он представляет утро и вечер в великом лесу под названием Судьба.

Человек учится жить.

Упражнение «Образ моего дерева»

Ведущий. Представьте и нарисуйте себя в образе дерева. Для этого на листе бумаги обведите контур своей ладони, пальцами обозначьте листья, создайте крону дерева (техника отпечатков). Дополните свой индивидуальный образ дерева, используя имеющиеся материалы.

Беседа-опрос

(По Л.Д. Лебедевой)

1. Дайте название вашему дереву.

2. В какое время года растет ваше дерево?

3. Где растет дерево?

4. Что нужно ему для счастья?

5. Где найдет оно свои силы?

6. Что или кто окружает ваше дерево?

7. В какое время года растет ваше дерево?

По завершении беседы-опроса устраивается выставка образов деревьев.

Ведущий. Желание добра всему живому — первый необходимый шаг к сокровенным знаниям, гармонии с собой. И когда человек делает один шаг вперед по пути милосердия, природа сама дает ему силу.

У вас есть возможность поблагодарить деревья и камни за те открытия, которые вы сделали в себе.

Возвращаясь домой, найдите дерево, которое вас чем-то привлечет, и завяжите на нем ленточку с благодарностью за те силы и мудрость, которую несет все живое.

Мир не черный, не белый, он такой, каким ты его видишь,

Неважно, где ты находишься, важно, куда ты идешь.

Дорогу осилит идущий.

Рефлексия

— Что вы сейчас чувствуете?

— Какие у вас мысли возникли?

— Какой опыт вы получили?

Эрика ОСИПУК,
педагог-психолог,
г. Брест,
Республика Беларусь

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина кондиционер812.рф, в котором Вы можете купить кондиционеры в СПб. Всем жителям Санкт-Петербурга компания предлагает обширный выбор климатических систем от лучших производителей. Опытные специалисты не только помогут подобрать подходящую систему в квартиру или офис, но и произведут монтаж на выгодных условиях. Ознакомиться с продукцией Вы можете на сайте, который находится по адресу: http://www.konditsioner812.ru. Кондиционер 812 - это гарантия качества и комфортной жизни.

Литература

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М., 2002.

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М., 2007.

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб., 2008.

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб., 2006.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. — СПб., 2008.

Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. — СПб., 2001.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2002.

Свирепо О.А, Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М., 2004.

Символы, знаки, эмблемы / Под ред. В.Л. Теплицына. — М., 2005.

Трейсидер Дж. Словарь символов. — М., 2001.