Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2010


Всероссийская неделя психологии

Детско-родительский клуб
как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи

Процесс становления полноценной личности проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации.

Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе. Мы, специалисты дошкольного учреждения, при условии грамотного построения взаимодействия с семьей имеем уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья — ребенок — детский сад».

Независимо от того, какую форму взаимодействия с семьей мы выбираем, важно учитывать, что осознание себя в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.

Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться.

Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско-родительский клуб.

Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей и потребностей семей исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. Каждый родитель сам может выбрать семинар, тренинг, совместное занятие — всё, что ему важно и интересно посетить.

Кроме того, в рамках клуба созданы и постоянно действуют объединения родителей: «Вершки и корешки», «Карапузы», «Клуб родителей будущих первоклассников», «Клуб многодетной семьи».

Остановимся для примера на опыте «Клуба родителей будущих первоклассников». Эти родители остро нуждаются в психолого-педагогической помощи, ведь готовыми к школе важно быть не только детям, но и их папам и мамам. Родители тоже испытывают трудности в этот период жизни своих детей. Часто они не готовы увидеть своих чад повзрослевшими или предъявляют к ним завышенные требования, а порой переносят на детей груз собственных негативных переживаний.

В рамках «Клуба родителей будущих первоклассников» проводятся: анкетирование, консультации с участием педагогов, психологов, учителей, выпускников детского сада, совместные детско-родительские занятия и, конечно, праздники.

В течение года в подготовительной группе проходят три праздника, способствующие повышению мотивационной готовности к школе. В сентябре — «Один лишь только в жизни раз мы поступаем в первый класс!». Родители приносят собственные школьные фотографии, оформляется фотогалерея, дети с помощью воспитателей устраивают для родителей игру в фанты, где родители отвечают на вопросы:

• С кем ты сидел за одной партой?

• Как звали твою первую учительницу?

• С букетом каких цветов ты шел в первый класс? и др.

В середине года проходит праздник «В школу с радостью!». Там дети уже могут показать своим родителям знания и умения, которые они получили в детском саду, продемонстрировать свое воображение, разрабатывая в детско-родительских парах школьную форму будущего. Психолог на празднике проводит совместные игры для детей и родителей на внимание и произвольность, воспитатели готовят задания на сообразительность, а родители с удовольствием вспоминают школьные знания — от химических формул до разбора предложения, что вызывает неподдельный восторг у детей.

Третий праздник — это майский выпускной бал.

Систематическая работа по повышению мотивационной готовности к школе в нашем детском саду дает свои результаты. Так, готовность пойти осенью в школу повысилась у наших воспитанников на 30%. Эмоционально благополучное отношение к школе и учению, готовность к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем повысилась на 75%; тревога по поводу школьного обучения снизилась на 30%; страх перед школой исчез совсем.

Из опыта общения с педагогами других дошкольных учреждений мы знаем, что наших коллег пугают подобные формы работы с родителями, поскольку, по их словам, «родителей на такие занятия не заманишь». Это заблуждение, которое исчезнет после первой же встречи, первого же интересного семинара. Пусть на него придут всего три человека, но ведь потом «родительское радио» сообщит всем другим родителям, как было интересно, как много нового они узнали, как помогли советы воспитателя, психолога в построении отношений с ребенком в семье, в решении детско-родительских проблем.

Семинар «Готовы ли к школе… родители?»

Семинар начинается с упражнения «Ассоциации»: родителям предлагается написать или нарисовать на листе первую ассоциацию, которая приходит им в голову при слове «Школа». По желанию родители рассказывают о своих ассоциациях. Часто упражнение выявляет негативные ассоциации со словом «школа»: «опять двойка», «стою у доски и не знаю, что ответить», «кричащий учитель», «спрятанный дневник» и др. Психолог подводит итог: какую эмоциональную окраску имеют ассоциации родителей, побуждая их задуматься, не переносят ли они на детей груз своих негативных переживаний.

Затем с родителями проводится беседа о необходимости формировать у детей объективный образ школы. Подчас родители стараются создать эмоционально однозначный образ. Одни говорят о школе исключительно восторженно («Отличником у нас будешь!», «В школе появятся новые друзья!»); тогда в будущем ребенок, столкнувшись в школе с негативными переживаниями, даже самыми незначительными, может разочароваться и даже потерять интерес к учебе. Другие родители заранее готовят детей к неудачам («В школе тебе еще покажут!», «Ты не справляешься с таким заданием, тебе в школе еще трудней будет!»), такое поведение приводит к развитию у ребенка страха перед школой и неуверенности в себе. Что делать?

Мы рекомендуем нашим родителям следующее:

• привить ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе;

• вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музеи, покупать иллюстрированные энциклопедии и пр.;

• читать рассказы, смотреть кинофильмы о детях, которые хотят учиться;

• подружиться с детьми, которые успешно посещают школу;

• развивать у ребенка уверенность в себе.

После беседы проводится упражнение.

Психолог. Представьте мысленно, что ребенок приносит вам тетрадку с неудачно нарисованными буквами или цифрами. Вы рассматриваете тетрадь, у вас меняется выражение лица, поза, вы что-то говорите. Обратите внимание на то, какие именно слова вы скажете ребенку, на ваши жесты и выражение лица. Существуют ли у вас привычные реакции в подобных ситуациях?

Поразмыслите над тем, какой эффект (уверенность в своих силах, чувство тревоги, утрата желания идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы) могут вызвать следующие высказывания:

сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет еще лучше;

если ты нарисуешь лучше, я буду любить тебя еще сильнее;

учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть;

ты, наверное, будешь двоечником.

Психолог рассказывает родителям о силе родительского внушения.

После рассказа родителям предлагается нарисовать своего ребенка первоклассником.

В конце встречи родители получают задание принести в детский сад свои фотографии школьной поры.

Наталья БАРИНОВА,
Москва