Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2010


Игротека

Баба-Яга

Игра для работы с педагогами и старшеклассниками

Рис. Е. Медведева

Цель: интеграция собственного “Я-образа”, развитие жизнерадостности.

Основные задачи:

— осознание своих индивидуальных особенностей;

— формирование позитивного отношения к себе и другим;

— развитие конструктивных форм сотрудничества;

— актуализация личностных ресурсов.

Необходимые материалы:

— музыка для релаксации;

— листы формата А4;

— краски, кисточки, цветные карандаши;

— различные вырезанные из журналов (открыток, газет) картинки;

— ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Приветствие

Ведущий и участники садятся в общий круг. Ведущий приветствует всех, представляется и знакомится с участниками.

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать “нет”, активность и пр.

Разминка

Ведущий предлагает участникам группы показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении они пришли на занятие.

Если настроение радостное, бодрое — палец поднят вверх, грустное, подавленное — опущен вниз, а если нейтральное — палец находится в горизонтальном положении.

Начало сказки

Ведущий. Сегодня я познакомлю вас со сказкой о Бабе-яге. Послушайте.

Жила-была Баба-яга. Сварливая, глупая, жадная. Всё ей не нравилось, всего ей не хватало. Пойдет она, например, в лес погулять, видит: звери дома свои обустраивают, природе и друг другу радуются. Красота!

Так нет, злило это Бабу-ягу, да так сильно, что садилась она в свою ступу, метлу в руки брала и давай по лесу гонять, зверей распугивать. Завистлива, выходит, была к тому же Баба-яга.

И прожила она в таком пренеприятнейшем настроении аж целую тысячу лет.

Друзей у нее не было, в гости никто не приходил. А в доме кроме мышей и пауков никакой живности не наблюдалось.

Хотя, впрочем, был у нее приятель один — Кощей Бессмертный. Заходил он к Бабе-яге раз эдак в 30 лет, сидел в покосившейся избушке на курьих ножках да о делах своих никчемных рассказывал: как Ивана Царевича обманул, как Елену Прекрасную в плен завлек. Хвалился Кощей, а радости на лице его видно не было. Устал, что ли? Яга его слушала, грибами-мухоморами потчевала, водицей болотной поила. Вкусно. А чего им на старости лет еще надо-то? Тысяча лет, поди, срок немаленький.

Игра “Маска”

Часть 1

Ведущий предлагает участникам нарисовать или составить с помощью коллажа, используя вырезки из журналов, свой портрет, при этом надо изобразить себя таким (-ой), каким (-ой) вы бываете, когда проявляете свои негативные качества.

Время для выполнения — 20 минут.

Продолжение сказки

Но однажды проснулась Баба-яга от громкого стука в дверь.

“Кого это нелегкая принесла? — подумала она. — В такой ранний час даже Кощей ко мне не наведывается”.

Закряхтела она, поднимаясь с постели, и пошла дверь открывать. Открыла, глядь — а на пороге Иван, добрый молодец, стоит. Улыбается.

— Здравствуй, красавица, — говорит, — с добрым утром! Разреши в дом твой войти.

Посмотрела Баба-яга по сторонам — нету нигде никакой красавицы. А Иван стоит да улыбается во весь рот. На нее смотрит.

— Это ты что, меня красавицей назвал? — оторопев, спросила Баба-яга.

— Тебя, милая, тебя, хорошая, — подтвердил добрый молодец. И еще раз спросил: — Так в дом войти-то можно?

— Входи, раз пришел, — проворчала яга и почему-то улыбнулась. Пропустила она Ивана вперед, а сама ненароком в зеркало посмотрела. Вот чудеса — триста лет как не бывало! Смотрит на нее красотка всего семиста лет от роду да улыбается. Выпрямилась Баба-яга, по сторонам осмотрелась: ой, а паутины-то в доме сколько!

Стыдно ей стало. Растопила она Ивану баньку, а сама — веник, тряпку в руки и давай дом чистить!

Убрала все, руки вымыла и опять в зеркало зачем-то посмотрела. Глядь, а оттуда смотрит на нее молодуха — всего пятиста лет, улыбается довольная.

Игра “Маска”

Часть 2

Участники делают новый рисунок или составляют коллаж, отвечая на вопрос: “Какой (-ая) я, когда проявляю свои позитивные качества?”

Время выполнения — 20 минут.

Затем участники делятся на пары, показывают друг другу свои рисунки и рассказывают, какими они бывают в разных ситуациях своей жизни; какие качества хотели бы сохранить в дальнейшем, а от каких хотели бы отказаться.

Продолжение сказки

Покружилась зачем-то Баба-яга, а здесь и Иван в дом вошел. Довольный, после баньки.

— Кушать, — говорит, — хочу. Накрывай, Яга, на стол!

Расстелила Баба-яга скатерть белую, шкафчики открыла, а там — одни мухоморы. Сконфузилась она, потупилась.

— Ничего, яга, не расстраивайся, — говорит добрый молодец, — у меня свой скарб есть — дорожный.

Открыл он котомку и достал оттуда грибы-ягоды разные, сок березовый, варенье малиновое да орехи лесные.

— Ешь, — говорит Бабе-яге, — угощайся!

Игра “Подарок”

Ведущий предлагает участникам подарить человеку, с которым они работали в паре, подарок. Для этого они могут нарисовать или выполнить в виде коллажа тот подарок, который, на их взгляд, необходим именно этому человеку.

Дарить можно все что угодно: дворцы, виллы, картины великих художников, личностные качества или символы потребностей данного человека: счастье, удачу и пр. Если группа небольшая (до 6 человек), участники могут сделать подарки и всем остальным членам группы.

Время выполнения 20–30 минут.

Продолжение сказки

Поели они даров природных, и спать Иван захотел — устал с дороги.

Постелила ему Баба-яга постель, а сама в лес пошла — прогуляться.

Идет, воздух свежий вдыхает. Вокруг птички поют, цветы благоухают, зверюшки разные бегают. Красота!

— Красота? — удивилась вдруг Баба-яга. — Что это со мной? Да я же раньше…

— Здравствуй, красавица, — вдруг услышала она чей-то голос. — Не подскажешь, как во дворец Кощея Бессмертного попасть?

Обернулась Баба-яга, а напротив Иван Царевич стоит. Волнуется.

— Это, извини, ты меня спрашиваешь? — уточнила Баба-яга.

— Тебя, тебя, красавица, — подтвердил царевич, — так где же замок Кощея? Подскажи.

— А что тебе надо там? — недоверчиво спросила Баба-яга и отчего-то почувствовала себя на сто лет старше.

— А впрочем, — подумав, сказала она, — вон в той стороне дворец его. Езжай, молодец.

— Спасибо, добрая душа, — молвил царевич. — Невесту я свою вернуть хочу, Елену прекрасную. Уж очень скучаю без нее.

Поклонился Иван Царевич Бабе-яге и в путь отправился.

— Красавица, добрая душа, — удивленно повторила Баба-яга. — Это он все мне?

Постояла она, подумала и к озеру пошла. Посмотрела в зеркальную гладь его, а оттуда девица-красавица на нее смотрит.

— Вот это да! — удивилась Баба-яга и давай танцевать, упражнения всякие делать. И так разошлась она, что не заметила, как на берегу зрители появились — зверюшки да птички разные.

Смотрят они на Бабу-ягу и движения за ней повторяют.

(Окончание следует)

Ирина СТИШЕНОК,
практический психолог,
старший преподаватель
ГУО “Гомельский областной
институт развития образования”,
Республика Беларусь