Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 1(26)

Марина ЧИЛИКИНА,
Наталья ИЛЬИНА,
ГОУ Центр детского творчества
“Строгино”,
подразделение социально-творческой реабилитации “Круг”,
Москва

 

Театр на столе

Театрализация с элементами сказкотерапии в швейной мастерской1

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует дефицит форм работы с применением метода сказкотерапии для данной категории детей. Для них важно не только услышать сказку, но и пережить ее телесно. Важно, чтобы были задействованы не только слуховые, но и тактильные и зрительные анализаторы, чтобы ребенок погрузился в сказку всесторонне. Только тогда, многократно рассказанная, она начнет в нем жить и действовать.

Цель программы: развитие мотивации к учебной и трудовой деятельности с применением элементов театрализации и метода сказкотерапии в рамках швейной мастерской.

Задачи:

• познакомить с элементами традиционной народной культуры, в том числе с образцами речевого и игрового фольклора, с различными видами сказок;

• познакомить с различными видами тканей, нитей и сопутствующих материалов;

• развивать крупную и мелкую моторику и сенсорное восприятие;

• помочь освоить простейшие приемы работы с материалами;

• способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям;

• воспитывать у детей нравственные качества по отношению к окружающим, научить взаимодействовать в группе;

• способствовать формированию коммуникативных навыков.

Фото Д.Давыдова

В программе большое внимание уделяется созданию различных кукол, в том числе народных, с использованием натуральных природных материалов, таких как лен, шерсть, лыко, солома, трава, и натуральных тканей без использования инструментов. Важно насытить простые действия руками определенными культурными смыслами. Это позволяет сформировать у детей представление о месте человека в отношении природы и культуры.

Работа с куклой была выбрана не случайно. Это предмет, значимый для ребенка. Кукла притягивает детское воображение, она таит в себе связь времен. В ней фиксируется эмоциональный и физический образ человека. Кукла в руках ребенка оживает, он вступает с ней в диалог и во взаимодействие, переносит на нее свои чувства, эмоции и переживания. Для ребенка важно не только сделать куклу, но и оживить ее! Поэтому сделанная ребенком кукла становится участником игрового и сказочного действия.

Куклы — участники спектакля по сказке (“Театр на столе”). Для постановок используются народные сказки: кумулятивные, о животных, бытовые, волшебные. Сказка — особый способ освоения мира, позволяющий детям в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать весь поток информации и событий. Сказка способствует расширению границ мира ребенка, в том числе и предметного. Работа над куклой и сказкой находится в зоне непосредственного интереса детей. У них появляется эмоциональная заинтересованность, желание работать за счет того, что результат работы эмоционально для них значим. Ведь кукла выступает в данном случае и как объект игры, и как предмет деятельности.

Сначала все операции осваиваются детьми при участии педагога, постепенно он свое участие ограничивает. На этом уровне работа ведется в группе. Только в группе ребенок может пережить и закрепить достижение результата, чувство уверенности, свою значимость.

Многим детям с ограниченными возможностями здоровья бывает трудно приступить к занятиям, переступить барьер в общении со взрослым и другими детьми, хочется куда-нибудь спрятаться, убежать. Кукла, являясь посредником, помогает наладить контакт, войти в пространство мастерской и приступить к занятиям.

В начале занятия дети здороваются с куклой, называют свое имя. Видя, что она заинтересована в них, радостно и с удовольствием отвечают на вопросы и сами задают их, постепенно вспоминают, что было на прошлом занятии, и концентрируют внимание на том, что происходит сейчас. Кукла попадает в смешные ситуации и этим вызывает живую реакцию и смех, она может рассказать короткую сказку. В конце занятия кукла вновь выступает посредником между взрослым, ребенком и другими детьми. Ребята показывают ей сделанные работы — это помогает увидеть работы друг друга, на каждой зафиксировать внимание, увидеть свою работу в контексте других. Кукла объединяет детей в группу, в которой признается ценность каждого.

Театрализованные игры с куклами — одна из основных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках швейной мастерской.

Игры включают в себя:

• рассказывание сказки, которое подкрепляется жестами;

• игровое действие с куклами;

• спектакль по сказке — “театр на столе”.

Сказка с жестовым подкреплением

Важно, что ребенок является не просто слушателем сказки, но и активным ее участником. Сказка рассказывается вместе с детьми многократно. Каждую фразу в сказке мы подкрепляем действием, жестом. Это помогает лучше понимать и усваивать ее смысл. Для ребенка важно, что петушок — это гребень, который он показывает рукой; вода — это волна; озеро — сомкнутые кольцом руки и пр. Жесты могут быть мелкими, как гребешок, и крупными, когда мы изображаем озеро.

Сказка не может быть усвоена ребенком целиком и сразу, поэтому важно, чтобы он слушал ее много раз. Сначала ребенок воспринимает качества героев, затем отдельные события и только после этого — общий смысл происходящего. Причем одни дети включаются в сказку самостоятельно, другие в коллективе, а некоторые вначале демонстрируют протестные реакции (например, сидя под столом), но при этом все равно находятся в поле сказки.

Образы героев представлены жестами символически, тем самым интригуют ребенка и предоставляют свободу для его фантазии. На этом этапе дети в процессе активного взаимодействия друг с другом и эмоционального переживания сказки побуждаются к предстоящим действиям.

Игровое действие с куклами

Важно, что ребенок, изготовив куклы, продолжает с ними играть. Игра — это серьезный этап на пути формирования мотивации. В недрах игры зарождается мотивация к деятельности, в том числе и к учебной, а также формируются знания, умения и навыки.

Спектакль на столе

Такой спектакль — один из этапов работы по введению ребенка в театральную деятельность (Попова Н.Т. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов. Методическое пособие. — М., 2003). Ребята не только играют с куклой, но и проигрывают сказку, создают спектакль. Он может быть показан как педагогом, так и детьми. Эта форма театрализации близка к детской игре, дети играют и показывают сказки. За основу берутся народные сказки.

Для формирования мотивации к учебной деятельности важно развивать зрительное и слуховое восприятие у детей. Игровое действие с куклами, “спектакль на столе” способствуют развитию зрительного восприятия, так как во время показа спектакля используются экспозиция, цвет, блестящие предметы, материалы разной фактуры, движение. Здесь есть место созерцанию, наблюдению за ритмичностью явлений, неожиданному появлению героев в поле зрения и др. Во время рассказывания сказки у детей развивается слуховой навык.

Важно, как сказка рассказывается педагогом. Слова, которые произносятся, должны захватывать детей и приковывать их внимание к тому, что они слышат. Во время игрового действия у детей есть возможность пережить различные качества героев, разные эмоциональные состояния. Они могут примерить на себя различные роли и проиграть различные отношения, что способствует развитию чувства социальной компетентности.

Структура занятия:

Фото А. Степанова

1. Встреча с куклой-посредником.

2. Разминка.

3. Рассказывание сказки с жестовым подкреплением.

4. Изготовление кукол.

5. Игровое действие с куклами.

6. “Спектакль на столе”.

7. Прощание с куклой-посредником.

 

Публикация статьи произведена при поддержке Галереи Анастасии Чижовой. Галерея Анастасии Чижовой приглашает Вас посетить незабываемую выставку кукол ручной работы признанного мастера Олины Вентцель. Выставка расскажет про то, какой может быть авторская кукла, поможет погрузиться в волшебный мир различных эпох и позволит весело и с интересом провести досуг как взрослым, так и их детям. Подробнее ознакомиться с Галереей Анастасии Чижовой и увидеть красочные фотографии кукол можно на сайте http://agallery.ru/

Методическая разработка занятий по сказке “Теремок”

Занятия можно проводить с дошкольниками и младшими школьниками, а также с детьми 10–14 лет с выраженными нарушениями психофизического развития. Занятия проходят в группе по 5–6 человек. Курс состоит из семи занятий.

1. Встреча с куклой-посредником

Задача: наладить контакт ведущего с детьми и помочь им войти в пространство мастерской.

Материалы: куклы-марионетки, у каждой из которых свой характер: Иришка — озорная девчонка, всегда попадает в разные истории; Василисушка — рукодельница, очень трудолюбивая; Ивашка — добрый молодец.

Все садятся за стол по кругу. Ведущий обозначает начало занятия колокольчиком.

Приходит одна из кукол, здоровается со всеми, называет свое имя, может рассказать небольшую историю о том, как она прожила прошедшие дни, и задать вопросы детям. Затем здоровается за ручку с каждым ребенком, присутствующим на занятии, спрашивая, как того зовут. Может сама попробовать вспомнить имя, часто ошибается, вызывая тем самым реакцию у детей.

Затем вместе с ребятами вспоминает, что было на прошлом занятии, и настраивает их на предстоящее. Может загадать загадку о том персонаже из сказки, над которым предстоит работать.

2. Разминка

Задача: настроить детей на работу, побудить их к предстоящим действиям.

Все встают в круг. Разминка состоит из набора различных игровых действий. В нее могут входить круговые игры, стихи с жестовым подкреплением, пальчиковые игры. В речевом сопровождении разминки предпочтение отдается звучанию природных тем: о животном и растительном мире, о стихиях. Хорошо, если используются речевые оппозиции.

Разминка строится следующим образом:

• круговые игры: “Я точу, молочу…”, “Протекала речка…”, “Мы охотимся на льва”;

• стихи с жестовым подкреплением: “Гном”, “Карлик”, “Рот, нос, голова…” и др.;

• пальчиковые игры: “Утро настало…”, “Апельсин”, “Замок”, “Птичка” и другие.

Для того чтобы не наступило утомления, во время занятия ряд упражнений повторяются в виде минут отдыха и эмоционального подкрепления.

3. Рассказывание сказки с жестовым подкреплением

Все садятся в круг на коврики. Важно, чтобы сказку предваряло вступление. Присказка — это своего рода маленькая сказка, в которой важны речь, ее интонация, мелодия, сочетание звуков. Поэтому ведущий сначала говорит присказку, например такую: “Ай, туру-туру-туру, сидит ворон на дубу, дует ворон во трубу. Труба точеная, позолоченная, песня ладная, а сказка складная! Это только присказка, а сказка впереди!”

Важно также правильно закончить сказку, поэтому ведущий говорит: “Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! А теперь садимся за стол”.

4. Изготовление кукол

Начинается основная часть мастерской — рукоделие.

Материал для изготовления кукол — цветная непряденая шерсть. Куклы схематичны, имеют один или два определяющих признака без каких-то дополнительных деталей, очень просты в изготовлении.

• Мышка — из куска серой шерсти, сложенной в три раза. Перевязываем черной ниткой носик, привязываем длинный хвост из серой шерстяной нитки.

• Лягушка — из куска шерсти болотного цвета. Кусок шерсти складываем втрое так, чтобы остался свободный конец для лапок, обвязываем ниткой — туловище. Оставшийся конец шерсти делим пополам — две лапы, на концах их тоже можно перевязать нитками или завязать узелки.

• Зайчик — из кусочка белой шерсти. Кусок шерсти складываем пополам, завязываем узел так, чтобы остался свободный конец шерсти, из которого сделаем два уха.

• Лисичка — из кусочка рыжей шерсти. На одном конце куска шерсти завязываем узел — это голова лисы, с другой стороны, отступив от края на определенное расстояние, обвязываем шерсть ниткой — это пушистый хвост.

• Волчок — из кусочка серой шерсти. Делаем подобно лисе, только кусок шерсти берем более тонкий.

• Медведь — из двух кусочков коричневой шерсти. Один кусок складываем пополам, сверху обвязываем ниткой — это голова. Второй кусок поменьше и потоньше, чем первый. С двух сторон этого куска завязываем узелки — это передние лапы. Вставляем его в первый кусок между двумя концами и под лапками перевязываем. На оставшихся свободных концах также завязываем узелки.

При изготовлении кукол дети осваивают навыки обматывания шерсти нитями и завязывания узелков.

Важно, что процесс изготовления кукол предваряют игры на тактильные ощущения. Ведущий предлагает детям по очереди опустить руку в мешочек с шерстью и попробовать угадать, что там. Дети делятся впечатлениями и пытаются ответить на вопрос ведущего: “Какие качества у того, что там лежит?” (Мягкое, пушистое, теплое.)

Затем ведущий достает шерсть из мешочка и еще раз дает ее потрогать. Оказывается, что она еще и летать может, если на нее дунуть! Можно прислонить шерсть к щечкам или шее ребенка. Затем можно поговорить об овечке, которая дает шерсть, и рассказать стишок.

Каждое занятие посвящено изготовлению одного персонажа.

5. Игровое действие с куклами

Важно, чтобы ребенок, изготовив куклы, продолжал с ними играть. Для этого ведущий раскладывает на столе различные ткани, которые могут изображать лес, речку или озеро, поляну и др. В разное время года цвета тканей могут меняться: осенью — красно-желтые, зимой — белые, весной — зеленые.

Можно использовать дерево, вылепленное из глины. Деревьями могут быть и руки ребят. Они могут качаться от дуновения ветра. Когда дует ветер (ребята могут сильно дуть), на озере поднимаются волны (при этом можно пошевелить тканью голубого цвета).

Куклы, которые ребята изготовили на занятии, являются героями истории или сказки, которую может начать ведущий, а дети ее продолжают. Кроме изготовленных кукол могут вводиться и другие персонажи. Сказки или истории рождаются прямо на занятии в процессе игры.

Затем ребята сами изображают соответствующий персонаж, переживают его образ телесно: бегают, как мышки, прыгают, как зайчики или лягушки, пробираются, как волки, идут вразвалку, как медведи.

6. Спектакль на столе

Затем ведущий предлагает разыграть сказку “Теремок” с участием изготовленных персонажей. На столе ведущий раскладывает ткани, в качестве декорации — домик-теремок из картона (летом его можно сделать из веток и пучков травы).

На первом занятии, посвященном этой сказке, в теремок забегают только мышки, на последующих прибавляется каждый раз еще по одному персонажу, и на последнем занятии сказку рассказываем целиком. На это занятие можно пригласить родителей, провести открытый урок, который можно закончить чаепитием.

7. Прощание с куклой-посредником

Это также важная часть занятия, которая позволяет ребенку увидеть результат своего труда и труда других ребят, эмоционально его пережить и закрепить. Важно, чтобы дети, поздоровавшись с куклой, также попрощались с ней.

Кукла-посредник вновь приходит в конце занятия, ребята показывают ей свои работы, она эмоционально реагирует на каждую, может задать какие-нибудь вопросы. Затем помогает ребятам убрать на столе после занятия.

Вместе с куклой это может быть весело и интересно. После этого кукла прощается с каждым ребенком с надеждой на будущие встречи.

ТЕРЕМОК

Стоит в поле теремок. Руками изображаем крышу дома.

Бежит мимо мышка-норушка, Сложенными ладошками изображаем мышку, бегущую по полу.

постучала в теремок и спрашивает: Стучим все вместе по полу и проговариваем.

“Кто-кто в теремочке живет?”

Никто не отвечает, зашла мышка

в теремок и стала там жить. Пальцами, сложенными в кулачки,

Бежит мимо лягушка-квакушка, изображаем скачущую лягушку

увидела теремок, Руками изображаем крышу дома.

постучала и спрашивает: Стучим все вместе по полу и проговариваем.

“Кто-кто в теремочке живет?”

— Я, мышка-норушка, а ты кто? Повторяем движения мышки.

— А я лягушка-квакушка.

— Заходи, будем вместе жить. Делаем приглашающий жест.

Бежит мимо зайчик-побегайчик, Двумя пальцами изображаем

ушки зайчика.

увидел теремок, Руками изображаем крышу дома.

постучал и спрашивает: Стучим все вместе по полу и говорим.

— Кто-кто в теремочке живет?

— Я мышка-норушка! Повторяем движения мышки.

— А я лягушка-квакушка, а ты кто? Повторяем движения лягушки.

— А я “на горе увертыш”.

— Заходи, будем вместе жить. Делаем приглашающий жест.

Бежит мимо лисичка-сестричка, Делаем волнообразное движение рукой, изображая лису.

увидела теремок Руками изображаем крышу дома.

постучала и спрашивает: Стучим все вместе по полу и говорим

— Кто-кто в теремочке живет?”

— Я мышка-норушка! Повторяем движения мышки.

— А я лягушка-квакушка! Повторяем движения лягушки.

— А я “на горе увертыш”, а ты кто? Повторяем движения зайчика.

— А я “везде поскокиш”!

— Заходи, будем вместе жить. Делаем приглашающий жест.

Бежит мимо волчок-серый бочок, Делаем двумя руками жест, как будто показываем когти.

увидел теремок, Руками изображаем крышу дома.

постучал и спрашивает: Стучим все вместе по полу и говорим

— Кто-кто в теремочке живет?

— Я мышка-норушка! Повторяем движения мышки.

— А я лягушка-квакушка! Повторяем движения лягушки.

— А я “на горе увертыш”! Повторяем движения зайчика.

— А я “везде поскокиш”, а ты кто? Повторяем движения лисы.

— А я “вас всех хватыш”!

— Заходи, будем вместе жить. Делаем приглашающий жест.

Идет мимо медведь косолапый, Расставляя руки в стороны, покачиваясь, изображаем медведя.

увидел теремок, Руками изображаем крышу дома.

постучал и спрашивает: Стучим все вместе по полу и говорим.

— Кто-кто в теремочке живет?

— Я, мышка-норушка! Повторяем движения мышки.

— А я лягушка-квакушка! Повторяем движения лягушки.

— А я “на горе увертыш”! Повторяем движения зайчика.

— А я “везде поскокиш”! Повторяем движения лисы.

— А я “вас всех хватыш”, а ты кто? Повторяем движения волка.

— А я “вас всех давишь”!

Сел и раздавил теремок. Все падают в разные стороны.


1 Данная работа явилась результатом экспериментальной деятельности в рамках ГЭП “Обеспечение доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья” (2004– 2007 гг.), подразделение социально-творческой реабилитации “Круг” ГОУ ДЮЦ “Норд-Вест”. Авторы методических рекомендаций в разделе “Пути и способы формирования учебной мотивации в рамках деятельности мастерских народных ремесел”: “Работа с куклой как этап формирования учебной мотивации в рамках деятельности мастерской рукоделия” — Н.Т. Попова, М.Б. Чиликина, Н.С. Ильина; “Педагогическая технология мотивирующего образа: образы стихий, животных, человека” — М.В. Милованова, Н.Т. Попова, М.Б. Чиликина, А.Р. Шахназарова.