Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Личный опыт

Когда дети ломают голову

Лет пятнадцать назад на выставке “Мать и дитя” мой интерес привлекли головоломки. Понимающая и очень поддерживающая мои инициативы школьная администрация предоставила возможность заниматься с детьми этими головоломками, и не только… За эти годы скопилась значительная коллекция разнообразных головоломок, проведено много занятий с детьми от шести лет и старше по сбору головоломок. Многие родители с удовольствием не только стали участвовать в наших занятиях, но и приобретают головоломки в свою домашнюю коллекцию. Мы, взрослые, отмечаем, как возросли познавательная активность, концентрация внимания, усердие, ловкость, сообразительность и даже самооценка каждого ребенка, активно посещающего наши занятия.

Разнообразие видов головоломок увеличивается год от года. Переломным в отношении головоломок стал 1980 год, когда появился и стал популярным кубик Рубика. Связанный с ним бум привел к появлению фирм, специализирующихся на производстве головоломок, в Китае, Японии, Англии, Австралии и США. В настоящее время только в США насчитывается до трехсот специализированных печатных изданий на тему головоломок. Образуются десятки клубов ценителей головоломок, проводятся чемпионаты мира по решению головоломок.

С 1991 года российские любители головоломок объединились в клуб “Диоген”. Известные авторы и изобретатели головоломок Владимир Иванович Красноухов и Ирина Александрова Новичкова периодически организуют мастер-классы и обучающие семинары, где и мне удается поучаствовать. На очередном заседании клуба “Диоген” в редакции журнала “Наука и жизнь” весной 2009 года мне предложили утвержденную программу по курсу занятий “Развитие творческого мышления”, которая реализуется с 1999 года на базе Зеленоградского центра психолого-медико-социального сопровождения.

Вот некоторые выдержки из опубликованной в книге “Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми 9–14 лет” программы В.Н. Рыбинского и И.В. Мельниченко:

“В начале XXI века на человека обрушивается все возрастающий поток информации, требующей принятия решения. В этих условиях мозг человека, защищаясь от перегрузок, во многих ситуациях начинает широко использовать типовые, стандартные, шаблонные решения: вызов лифта, звонок по телефону, получение почты через Интернет. Школа вынуждена постоянно усложнять и увеличивать объем учебного материала по основным дисциплинам, что можно делать только до известного предела.

В то же время в практической работе человека увеличивается поток задач, требующих принятия срочных творческих, эвристических, нестандартных решений в условиях дефицита времени и информации.

Для совмещения этих противоречивых требований и предлагается курс “Развитие творческого мышления”, направленный на решение нестандартных задач, требующих использования уже полученных знаний. Образно говоря, предлагаемый курс призван превратить “умственный жир” в “умственные мускулы”.

Решение и разбор специально подобранных и систематизированных заданий, требующих не накопления новых знаний, но исследовательской работы ученика, призваны привести также к обнаружению и развитию скрытой одаренности личности”.

Для развития одаренности детей в нашей школе проводятся занятия, правда пока только по одному разделу курса “Развитие творческого мышления”, а именно: ГОЛОВОЛОМКИ.

К нам на еженедельные развивающие занятия по головоломкам приходят и первоклассники, и ученики средних и старших классов, и родители. Все рассаживаются за столы и начинают выполнять задания, которые выдает ведущий (педагог-психолог). Есть задания легкие и посложней и даже такие, для решения которых надо основательно поломать голову, — на то они и головоломки.

Задания, предлагаемые на развивающих занятиях:

• собрать картинку по сюжету детской сказки из 12 или 24 кубиков;

• найти кратчайший путь в лабиринте плоском и объемном;

• собрать по образцу уникуб Никитина (более 20 видов заданий);

• собрать плоские раскладки в виде квадрата Никитина (20 заданий);

• собрать по образцу салфетку-квадрат Воскобовича (20 заданий);

• развязать и связать “русские гвозди” (8 пар гнутых гвоздей);

• перецепить проволочные системы;

• сборка-разборка нераспадающихся конструкций (узлы);

• упорядочение типовых элементов по окраске (двух- и трехмерные мозаики);

• манипуляция группами элементов (полишар, кубик Рубика и др.);

• конструкции из спичек;

• бирюльки и манипуляция с помощью крючка и китайских палочек;

• уникальные головоломки авторов-изобретателей В.И. Красноухова и И.А. Новичковой.

Общение на наших занятиях мы рассматриваем как сотрудничество “умеющего взрослого” и пока еще “не умеющего ребенка-новичка”. В роли “умеющего взрослого” для конкретного задания может выступить и шестилетний ребенок, который понял идею головоломки, умеет ее ловко собрать и толково объяснить правильные действия.

Следуя положению Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития”, мы определяем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. “Зона ближайшего развития” гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития. То, что сегодня является для ребенка “зоной ближайшего развития”, завтра станет уровнем его актуального развития.

На наших занятиях по головоломкам дети приобретают навыки, необходимые для обучения. У них развиваются концентрация и переключение внимания, а также поисковая активность. На любом этапе сборки головоломки у ребенка есть возможность переделать работу с самого начала, что обеспечивает снятие страха ошибки. Поэтому регулярные занятия головоломками снижают тревожность и повышают комфортность обучения.

Сами по себе головоломки делятся производителями на восемь категорий сложности. Первоначально сложность задания определяется самими детьми исходя из количества элементов в головоломке. И эта скоропалительная оценка часто не совпадает с реальной сложностью. Такое несовпадение позволяет детям обучаться оценке сложности заданий и развивает критичность к результатам собственного труда.

После окончания работы ребенок объясняет ведущему, как он собрал конкретную конструкцию. На первых занятиях это вызывает очень большие сложности, но постепенно ребенок учится планировать и объяснять свои действия. Его словарный запас обогащается названиями геометрических фигур, понятиями о симметрии, ротации и пр. Во время занятий дети приобретают умения следовать инструкции, доводить задание до конца, работать как в паре, так и самостоятельно, принимать и предлагать помощь, радоваться чужим успехам. Эти занятия “на интерес”, а не за приз формируют у детей усидчивость, познавательную мотивацию, так необходимую на уроках в школе.

Важной частью занятий с головоломками является периодическое участие в них родителей. Часто родители видят в сборке головоломок простое развлечение, сродни игре в крестики-нолики, поэтому они оказываются в замешательстве, когда дети собирают конструкцию быстрее. После этого родители начинают интересоваться головоломками и приобретать их. У многих наших родителей занятия головоломками разнообразили семейный досуг с детьми.

Головоломки являются очень эффективным средством развития логического и пространственного мышления, вдобавок к этому они чуть ли не уникальный инструмент для развития эвристического мышления, способности находить решение нетиповых задач, чему в современной школе пока не уделяется должного внимания. Также головоломки являются прекрасным инструментом стимулирования творческих способностей — креативности.

Но самое главное достоинство этих игр лежит в принципиально иной области, выходящей за рамки сознательного мышления. Конструкция идеальной головоломки очень проста: как правило, одного взгляда достаточно, чтобы понять парадоксальность задачи, весь вид которой говорит о том, что решения быть не может. Фактически решение головоломки воспринимается субъектом как выход из безвыходной ситуации.

Для человека, регулярно решающего головоломки, нахождение выхода из безнадежной ситуации становится делом повседневного опыта, что меняет его мировоззрение на бессознательном уровне. Безысходность больше не властна над таким человеком — какой бы сложной ни была жизненная ситуация, какой бы безвыходной она ни казалась, человек знает, что решение существует!

В статье использованы рисунки М. Эшера

Галина ВОСКРЕСЕНСКАЯ,
педагог-психолог,
“Школа здоровья” № 149,
Москва
(фото автора)

Спонсор публикации статьи московская "Клиника травматологии и ортопедии". В клинике "травматолог-ортопед" работают высококвалифицированные специалисты, знающие своё дело. Клиника травматологии и ортопедии предлагает Вам услуги эндопротезирования тазобедренного сустава, лечения травм голеностопного сустава, хирургии стопы и многое другое. Ознакомиться с полным списком услуг и узнать более подробную информацию о клинике, Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: травматолог-ортопед.рф.