Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

“Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому”

 

Все равно ты молодец!

Практикум для родителей будущих первоклассников

Данная разработка является завершающей в цикле системных встреч в “Школе для родителей будущих первоклассников”. Цикл предназначен для родителей детей 6,5–7 лет, готовящихся к поступлению в 1-й класс; может использоваться педагогом-психологом школы либо детского сада в период, предшествующий поступлению детей в школу.

Тема: “Первые школьные трудности: как с ними справиться?”

Цели:

подготовить родителей к принятию новой социальной роли “родители ученика”;

— познакомить их с трудностями, которые могут возникнуть при поступлении ребенка в первый класс, обсудить варианты их решения;

— способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А4 на каждого участника, маркеры, фломастеры, ручки для каждого, по одному листу с наклейками на каждый стол (к упражнению “На ошибках учатся”); карточки к упражнениям “Что делать, если…”, “Все равно ты молодец”; стилизованное изображение страниц дневника (на листе бумаги формата А3 или А2), самоклеящиеся звездочки четырех цветов в большом количестве.

Вступительная часть

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут встретиться у вас и ваших детей с началом их обучения в школе, и о том, что нужно для того, чтобы успешно с ними справиться.

Обсуждение домашнего задания

Анализ опыта применения знаний, полученных на прошлой встрече:

• Что получилось? Что не получилось?

• Какие трудности встретились? Как с ними справлялись?

Мини-лекция

1 сентября за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе — цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение (“Я уже школьник!”). Но все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведению. Жизнь ребенка-школьника изменяется и дома, в семье.

Упражнение “Новые правила в семье”

Инструкция. Объединитесь в группы по 6–8 человек и напишите несколько (5–10) правил, которые необходимо будет соблюдать вам и (или) вашему ребенку, когда он пойдет в школу.

Обсудим правила:

• Какое правило вам кажется самым важным?

• Какое правило вам кажется наименее важным?

• Считаете ли вы, что дети должны участвовать в принятии правил?

• Как вы считаете, должны ли взрослые тоже неукоснительно соблюдать установленные правила?

Мини-лекция

Итак, с поступлением ребенка в школу изменяется жизнь не только детей, но и родителей (и, как правило, становится не легче, а труднее). Положение осложняется еще и тем, что 6,5–7 лет — это период нового кризиса развития. И поэтому, чтобы не обострять проявления кризиса, необходимо общаться с ребенком на “языке принятия”. Давайте вспомним, что означает это понятие.

“Язык непринятия”:

• оценка личности (“Ты очень жадный мальчик”);

• “постоянный” язык (“У тебя никогда ничего не получается как следует”);

• невербальные проявления “языка непринятия” (нахмуренные брови, “жесткая” мимика, угрожающие позы, негативные интонации и др.).

“Язык принятия”:

• оценка поступка (“Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками”);

• “временный” язык (“Сегодня у тебя это задание не получилось”);

• невербальные проявления “языка принятия” (улыбка, доброжелательные интонации и др.).

Следует отметить, что “язык принятия” не означает согласия с ребенком, а показывает ему, что его понимают и признают его право испытывать те желания и чувства, о которых ребенок говорит.

Одна из трудностей обучения в школе — это необходимость выполнять домашнее задание. Надо ли помогать ребенку? Как ему помочь?

Упражнение “Аргументы”

Инструкция. Сейчас мы будем спорить друг с другом. Одна группа будет защищать мнение, что ребенку нужно помогать выполнять домашние задания, а другая — что не нужно.

Каждая группа должна привести как можно больше аргументов в поддержку той точки зрения, которую она защищает. При этом не имеет решающего значения, что вы на самом деле думаете о предмете спора.

Мини-лекция

Итак, подведем итог. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков.

Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределить внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении домашнего задания, родители подбадривают ребенка, объясняют, если он что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельности своей.

Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий, поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий.

В первое время первоклассников и их родителей может подстерегать еще одна трудность: ребенок может отказываться ходить в школу. Причин может быть несколько: трудности привыкания (адаптации) к новому образу жизни, к сверстникам, к учителю (процесс адаптации может длиться до нескольких месяцев); несформированность учебной и социальной мотивации к учению; низкий либо, наоборот, очень высокий уровень готовности к школе. Как вести себя с ребенком в таких случаях? Давайте попробуем проиграть эти ситуации.

Упражнение “Что делать, если…”

Инструкция. Представьте, что ваш ребенок после нескольких дней учебы говорит вам, что не хочет больше ходить в школу (причины нежелания указаны на карточках). Ваша задача — ответить ему так, чтобы желание учиться у него появилось вновь.

Возможные ситуации

— Не пойду больше в школу! Мне там неинтересно: надо все время сидеть и слушать, а поиграть некогда.

— Не пойду больше в школу! Я уже и так умею всё, чему там учат.

— Не пойду больше в школу! Я там ничего не понимаю, у меня ничего не получается.

– Не пойду больше в школу! Меня там ребята обижают.

– Не пойду больше в школу! Мне учительница не нравится.

Мини-лекция

Родителям первоклассников следует быть готовыми и к тому, что в 6–7 лет у детей родительский авторитет уже не так высок и непререкаем, как в то время, когда дети были дошкольниками. Теперь для ребенка учительница — безусловный авторитет. И обязанность родителей — всячески его поддерживать.

Еще одна проблема – как относиться к отметкам ребенка, к его успехам и неуспехам?

Так же как не следует делать трагедии из “двойки”, не стоит и слишком восторгаться “пятерками”. Ребенок ходит в школу не за “пятерками”, а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки — не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.

В настоящее время отметки в 1-м классе не ставят. В этом есть и положительное, и отрицательное (например, то, что родителям иногда трудно понять, что их ребенок усвоил, а что — не очень). Но несмотря на отсутствие отметок, родители все же видят, когда их ребенок совершает ошибку. И нередко сердятся на ребенка, считая, что ошибки “глупые”, недоумевают, как можно не понимать “таких простых вещей” и ошибаться. В этом случае родителям нужно помнить о том, что каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы сейчас вспомнить какую-либо свою ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем из того, что у них что-то сразу не вышло.

Мы, взрослые, должны следить за тем, чтобы дети, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Дети неизбежно будут делать много ошибок. В результате у некоторых из них может сложиться негативное ценностное суждение о самих себе. Если ребенок к тому же часто слышит от взрослых, что он сделал недопустимую, глупую ошибку, что он бестолковый, безмозглый, тупой, у него появится внутренний протест.

У ребенка повышается тревожность, растет напряжение, возникает чувство страха перед дальнейшей работой. А состояние тревоги, напряжения блокирует мышление, память и другие психические процессы; следовательно, ребенок совершает все больше новых ошибок (и часто не замечает этого). Получается замкнутый круг. Либо второй вариант — ребенок, постоянно слыша от взрослых, какой он “баран” и “тупица”, начинает таким себя и чувствовать и поэтому перестает стараться.

Таким образом, если мы замечаем, что это происходит, необходимо скорректировать позицию ребенка (а иногда и позицию родителей). Немецкий психолог К. Фопель в подобном случае рекомендует сделать вот что.

Упражнение “На ошибках учатся”

Инструкция. Возьмите большой лист бумаги и маркером или фломастером напишите на нем очень крупно: “Делать ошибки — это нормально. На своих ошибках мы учимся”.

Теперь украсьте этот лист (у вас на столах имеются наклейки, или вы можете просто разрисовать его), чтобы было приятно на него смотреть. Эти плакаты вы возьмете с собой. Поместите лист дома, там, где ребенок будет постоянно его видеть. А если к ошибкам ребенка болезненно относитесь вы, родители, то тогда этот плакат имеет смысл поместить перед вашими глазами.

Мини-лекция

Дети идут к родителям как к защитникам, к друзьям, к опоре, надеясь, что мама и папа в любом случае их поймут, поддержат и помогут (если не делом, то хоть словом). И поэтому, даже если хвалить ребенка (казалось бы) не за что, все равно необходимо найти что-то, заслуживающее поощрения. Лучше не ругать за то, что не получается, а похвалить за мизерный успех.

Упражнение “Все равно ты молодец!”

Инструкция. Сейчас мы выполним еще одно упражнение, которое называется “Все равно ты молодец”. Ваша задача — ответить ребенку, пришедшему к вам со своей неудачей. Отвечая, вы можете и пожурить ребенка, и выразить свое неодобрение или одобрение его действиям, но в вашей речи обязательно должна прозвучать фраза “Все равно ты молодец”, то есть вам нужно найти то, за что ребенка в данной ситуации можно похвалить.

Возможные варианты:

— Учительница сказала, что у меня буквы “пляшут”.

— А мне сегодня “звездочку” не дали.

— Я сегодня на математике ничего не понял.

— Я забыла записать домашнее задание.

— Я нечаянно порвал учебник.

— А мне поставили “двойку” за то, что я подсказывал.

— Меня сегодня выгнали из класса за то, что я на уроке кидал в Петьку резинкой.

Мини-лекция

В конце нашего занятия мне хочется сказать еще вот о чем. Несмотря на все прилагаемые вами и ребенком усилия, у него может и не быть особых успехов в учебе, и из-за этого может возникнуть чувство неуверенности в своих силах, чувство неполноценности, а это, в свою очередь, подчас приводит к отгороженности от других людей, к одиночеству. Поэтому необходимо помочь ребенку раскрыть свои способности, склонности, пусть даже не касающиеся учебы. Это поможет ему самоутвердиться, повысить свою самооценку, а в дальнейшем — найти свое место в жизни. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости.

Рефлексия

Ведущий. В 1-м классе учитель каждого ребенка за достигнутые успехи, за приложенные усилия каким-то образом поощряет, например — приклеивает в дневник или тетрадку звездочку, цветочек, сердечко и др. Сейчас я предлагаю вам оценить свои успехи во время сегодняшней встречи, прикрепив в наш общий “дневник” звездочки разных цветов.

Цвета обозначают:

• красный — возможные школьные трудности меня уже не пугают, мы с ребенком вместе с ними справимся;

• желтый — говорить легко, но получится ли так в реальной жизни;

• зеленый — то, о чем мы здесь говорили, все равно не поможет справиться со школьными трудностями;

• синий — да какие могут быть в 1-м классе трудности?!

Подведение итогов

Ведущий. На этом наша встреча завершается. Я благодарю всех вас за внимание, за работу. И пусть кто-то был более активен, кто-то менее, кому-то полученные здесь знания помогут больше, а кому-то меньше, но все равно вы все молодцы, потому что если вы пришли сюда, значит, ваши дети вам небезразличны, значит, вы беспокоитесь о том, какой будет их школьная жизнь; значит, вы сделаете все, что от вас зависит (или, по крайней мере, постараетесь сделать), чтобы в течение всех одиннадцати предстоящих лет они чувствовали себя в школе как можно лучше.

Желаю успехов вам и вашим детям!

Литература

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.

Фопель.К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4 томах. — М.: Генезис, 2001.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2001.

Елена БЕЛОУСОВА,
педагог-психолог,
Городской информационно-методический центр
Управления образования,
г. Красноуфимск,
Свердловская область