Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2010


Репортаж

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, объявленная президентом России Д.А. Медведевым и утвержденная им на уровне проекта, начинает постепенно приобретать реальные очертания. Психологическому обеспечению этого проекта была посвящена V Всероссийская конференция “Психология образования”, которая прошла 27–29 января в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Ресурс для перемен

Основные вопросы для обсуждения на секционных заседаниях и круглых столах были определены выступлениями на пленарном заседании.

А.А. Левитская долго отвечала
на вопросы психологов

Говоря об основных стратегических направлениях реализации проекта “Наша новая школа”, А.А.Левитская (директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ) особо отметила роль психологов, без участия которых не представляется возможным достижение главной цели новых образовательных стандартов: “формирования российской идентичности”. Особое внимание Алина Афакоевна уделила поликультурной модели общеобразовательной школы как модели гражданской идентичности личности учащегося.

Роль психологической службы в меняющейся системе образования была подчеркнута и Л.Е.Курнешовой (первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы), которая является куратором столичных психологов. Она уверена, что без психологического сопровождения невозможна полноценная работа с одаренными детьми, формирование здорового образа жизни учащихся, поддержка семьи.

Возможностям внедрения инновационных проектов в работу по психолого-педагогической поддержке образования (через сеть экспериментальных площадок) посвятила выступление Е.С.Романова (директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ).

Свою озабоченность тем, что современные психологи на стадии обучения не получают достаточного представления о возрастных и психофизиологических особенностях развития ребенка высказала М.М.Безруких (директор Института возрастной физиологии РАО). Она с сожалением констатировала, что в программы их подготовки не входят “современные нейронауки”, и выразила надежду на то, что проект “Наша новая школа” станет необходимым ресурсом для перемен в этом направлении. Действительно, введение новых образовательных стандартов как общеобразовательной, так и высшей школы является ключевым направлением этого проекта.

Практиков очень заинтересовал
семинар Л.А. Ясюковой

О том, какие принципы были положены в основу новых государственных стандартов общего (начального) образования, который начинает вводиться с сентября 2011 года, говорил в своем выступлении А.М.Кондаков (генеральный директор ФГУП “Просвещение”). Этот стандарт задает новые цели и определяет критерии оценки результатов общего образования — предметные, межпредметные и личностные компетенции, для которых необходимо разработать технологии их формирования и оценивания.

С повествования о непростых взаимоотношениях системы образования с психологами начал свое выступление А.Г.Асмолов (директор Федерального института развития образования). По мнению Александра Григорьевича, они прошли три этапа своего становления: “кому это нужно?”, “в этом что-то есть” и “а кто же этого не знает?”. Последняя позиция имеет как свои минусы, так и плюсы: психология незаметно, но прочно вошла в систему образования. Это подтверждает тот неоспоримый факт, что впервые принят образовательный стандарт, в основу которого положен системно-деятельностный подход.

От стандарта как необходимого минимума знаний современное образование переходит к стандарту новой организации жизни школы. А он коренным образом меняет миссию школы и учителя: обновленное образование призвано формировать личность ученика, а не влиять на нее. Благодаря этому образование становится ведущей социальной деятельностью, которая может повлиять на развитие всего общества.

Ю.П.Зинченко (декан факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, президент РПО, председатель УМО классических университетов по психологии) в своем выступлении “Методологические проблемы психологического обеспечения “Новой школы” затронул проблему подготовки новых стандартов высшего образования, философия которых также основана на психологических принципах. Эти стандарты призваны обеспечить качественно иной уровень подготовки специалистов-психологов, в том числе и для системы образования, с учетом общеевропейских требований.

Одним из важнейших ресурсов “Новой школы” является принципиально новая по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога с учетом ориентации на знания о возрастных и индивидуальных особенностях развития учащихся. Об этом говорил в своем выступлении Ю.М.Забродин (проректор по научной работе МГППУ, вице-президент ФПОР). Изменение парадигмы педагогического образования превращает его в образование психолого-педагогическое. Для этого, по мнению Юрия Михайловича, необходимо создание единых для всех вузов принципиально новых образовательных программ.

Результатом трехдневной работы конференции стала резолюция, в констатирующей части которой приводится единодушное мнение участников о том, что введение нового стандарта общего образования существенно меняет всю образовательную ситуацию в школе, определяя “точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса”.

И хотя роль психологии и психологов в обновленной системе образования кажется неоспоримой, в существующем образовании им, к сожалению, часто места вообще не находится. В редакцию газеты продолжают поступать полные отчаяния письма о том, что во многих регионах ставки психологов продолжают сокращать или финансировать “по остаточному принципу”.

Многие секционные заседания
превратились в круглые столы

С просьбой о поддержке психологов на уровне Министерства образования и науки России участники конференции обратились к А.А.Левитской, которая не только внимательно выслушала всех выступающих и прочитала каждую адресованную ей записку, но и обещала психологам необходимую поддержку на уровне субъектов федерации. “Мы будем направлять в регионы письма о том, что решения о сокращении психологов являются неверными, и работать непосредственно с руководителями системы образования на местах”, — сказала она. По мнению Левитской, эти решения не только вступают в противоречие с основными положениями концепции “Наша новая школа”, но и не соответствуют новому закону “Об образовании”. Психологи должны активнее участвовать в решении всех задач образования, в том числе заниматься экспертизой учебников и учебных программ.

Завершая свое общение с педагогами-психологами, Левитская предложила внести их пожелания в резолюцию конференции, которая после ее принятия будет разослана во все органы управления образованием субъектов РФ.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
(Фото автора)