Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2010


Вместе с учителем

Родительские собрания в начальной школе

Продолжение. См. № 7/2010

1-й класс

Тема: “Светлая дружба греет сердца”.

Цели: осознание родителями необходимости воспитания у детей коммуникативных способностей.

Задачи: оказать помощь в овладении приемами взаимодействия с детьми; познакомить с обязательными составляющими коммуникативных способностей; обратить внимание на важность собственного примера.

Предварительная подготовка: рисунки детей на тему: “С кем я хочу дружить”; анонимное анкетирование родителей.

Необходимые материалы: плакаты с цитатами; тема родительского собрания; детские работы на тему “Мой друг”; диаграммы анонимного анкетирования родителей; плакат (формат А2) “Страна Общения”, разрезанный по диагоналям на четыре части, в одной из которых нарисован замок Мастера Общения; фигурки взрослого и ребенка; 3 цветные карточки (любого цвета); аналогичные карточки с надписью на обратной стороне: “Я хочу”, “Я знаю”, “Я могу” (формат А5); музыкальный сборник “Песенки о дружбе” и музыкальный фрагмент для упражнения “Визуализация”; 9 карточек с названиями препятствий; фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.

ХОД СОБРАНИЯ

На доске — плакаты с цитатами, тема родительского собрания, детские работы, диаграммы анонимного анкетирования родителей, плакат “Страна Общения”, разрезанный по диагоналям на четыре части, в одной из которых нарисован замок Мастера Общения; фигурки взрослого и ребенка.

I. Введение

Ведущий. Сегодня на родительском собрании мне хотелось бы затронуть тему общения. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими.

Как вы думаете, способность к общению — это дар или то, чему можно научиться? Ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. “Ну и что, — скажете вы, — мой все это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается”. Но практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Так давайте поможем нашим детям пройти необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. (Ведущий читает цитаты, написанные на доске.)

Цель нашего собрания — овладеть приемами взаимодействия родителей с детьми, которые помогут ребятам развить свои способности в общении. Сейчас мы попробуем в какой-то степени окунуться в детство и поиграть. Ответить на серьезные вопросы, которые стоят перед нами, нам поможет игра. Кто-то из вас попытается оказаться на месте ребенка, кто-то — на месте взрослого. Надеюсь, эта работа будет для нас увлекательной и плодотворной.

II. Деление на группы

Ведущий. Для начала я прошу выйти сюда трех человек, считающих себя достаточно общительными и коммуникабельными. Пусть каждый из вас выберет по одному человеку, с которым вам будет наиболее легко и комфортно работать. Этот человек встанет за вами. Выберите еще по одному человеку и т.д. Итак, мы создали три команды.

Попрошу подойти ко мне лидеров команд. Выберите одну из трех цветных карточек.

Займите, пожалуйста, места за столом, где находится карточка, соответствующая цвету карточки вашей команды. Переверните карточку на столе и прочитайте вслух надпись на обратной стороне.

Эти фразы не случайны.

“Я хочу” — означает желание человека вступить в контакт с окружающими.

“Я знаю” — говорит о том, что человек знает правила и нормы, которым необходимо следовать при общении.

“Я могу” — это конкретные умения.

Одним словом, все это — обязательные составляющие коммуникативных способностей любого человека.

III. Работа в группах

Ведущий. Начинается наша игра. Сейчас каждая команда получит свое творческое задание. О начале и окончании выполнения задания нас с вами будет оповещать музыка. Начинать выполнение задания можно, только когда зазвучит мелодия. Как только музыка замолкнет, значит, время, отведенное на выполнение задания, истекло, и мы переходим к следующему этапу игры.

Выслушайте, пожалуйста, задания для всех команд.

Команда “Я хочу”. Вам предстоит выполнить упражнение, которое называется “С кем дружить”. Для этого необходимо письменно составить словесный портрет друга для вашего ребенка. Выполнять задание вы будете на листе № 1.

Следующее задание для команды “Я знаю”. Вам предстоит выполнить упражнение “В гостях у сказки”. Вы получаете начало сказки. Оно напечатано на листе № 1. Предлагаю продолжить эту сказочную историю. Помните, что у сказки всегда счастливый конец.

Команда “Я могу” получает на листе № 1 определенный набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции ребенка. Затем — с позиции родителя.

На выполнение этих заданий отводится ровно 10 минут — пока играет музыка. Начали! (Включить музыку).

(Музыку выключить). Закончили работу.

IV. Выступление групп

Ведущий. Сейчас вам предстоит рассказать о результатах своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 3 минуты.

• Слово предоставляется команде “Я хочу”.

(Выступления родителей.)

В дополнение к вашим суждениям хочется сказать, что сейчас очень велико влияние родителей на выбор, мнение ребенка. Поэтому будьте очень осторожны, осуждая того или иного друга вашего ребенка, отговаривая от дружбы с кем-либо или навязывая дружбу.

• Слово предоставляется команде “Я знаю”.

(Родители полностью зачитывают получившуюся сказку.)

Давайте все вместе поразмышляем над услышанным.

— О чем, по-вашему, эта сказка?

— Согласны ли вы с тем, как история закончилась? Почему?

Даже в одной семье стили поведения взрослых значительно отличаются. Мы даем примеры различного поведения, и нельзя требовать от ребенка, чтобы он вас копировал. В конце концов ребенок сам выберет тот образец, стиль общения, который подходит только ему. Опираясь, естественно, на ваш пример. Очень важно, чтобы дети не видели в семье примеров отрицательного поведения.

• Слово предоставляется команде “Я могу”.

(Родители зачитывают ситуации и пути их разрешения.)

Конечно, мы понимаем — сколько людей, столько и мнений. И мы в этом еще раз убедились, выслушивая результаты работы команды “Я могу”. Из любой ситуации могут быть разные конструктивные выходы. Как ребенку понять, правильно ли он поступил? Объясняйте так: “Если после твоего поступка у тебя хорошее настроение, хочется улыбаться и играть — значит, ты принял правильное решение. А если стало грустно, играть не хочется и, может быть, хочется плакать — значит, выход ты выбрал неправильно”.

Теперь мы знаем, что для того, чтобы у ребенка все получилось в общении, он должен (беру таблички со столов и прикрепляю их на доску) хотеть вступить в контакт, знать нормы и правила, уметь организовать общение.

V. Работа в группах (визуализация)

Ведущий. Закройте, пожалуйста, глаза. Делаем глубокий вдох, выдох. Дыхание становится ровным, размеренным. Слушайте музыку и попробуйте представить себе то, о чем я буду говорить.

Сейчас мы отправляемся в путешествие по Стране Общения. Эта страна одновременно и знакома и незнакома вам. В ней мы постараемся найти Дружбу, Взаимопомощь, Сотрудничество, Понимание, Заботу, Сплоченность, Единство. Скорее всего, это будет трудное путешествие, так как на пути нам могут встретиться и ураган Вражды, и туман Равнодушия, и туннель Ссор и Раздоров. Мы вполне можем заблудиться в зарослях Непонимания, увязнуть в болоте Эгоизма, попасть в пустыню Одиночества и Отчужденности. Но мы вместе, и они нам не страшны, так как мы знаем цель и готовы преодолеть все препятствия на пути к ней.

А цель путешествия по Стране Общения — помочь нашим детям добраться до Мастера Общения. От нас самих зависит, как скоро доберутся наши дети до Мастера Общения.

В трудном путешествии очень важно представлять его примерный маршрут. Проследите мысленно маршрут нашего путешествия — тот путь, который нам предстоит осилить.

Что и кто ожидает нас в этом путешествии? Кто-то ясно и четко увидел разные препятствия и трудности, поджидающие нас в самом неподходящем месте, — например, ливень Лжи, пропасть Предательства, гололед Зависти. Другие подумали о том, что нам может помочь в путешествии — Доброта, Уважение друг к другу, Терпение, Умение слушать, Взаимовыручка, Поддержка. Каждый представляет что-то свое.

А теперь не спеша откройте глаза и посмотрите на доску. Сейчас мы попробуем изобразить то, что увидели.

VI. Работа в группах (создание страны Общения)

Ведущий. А сейчас попробуем изобразить то, что увидели. У меня в руках находятся карточки с теми препятствиями, которые вы только что попытались представить и которые могут встретиться в стране Общения.

Подойдите по одному человеку от каждой группы и выберите по 3 карточки. Помимо выбранных вами препятствий, можете добавлять свои, которые сочтете нужными.

VII. Выступление групп

Ведущий. Вам предстоит рассказать о результатах своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 1 минуте.

VIII. Продолжение работы в группах

Ведущий. Итак, мы в стране Общения. Главные путники — два друга, взрослый и малыш. Они только недавно попали в эту страну. Их цель — встретить Мастера Общения. Они готовы в любую минуту прийти друг другу на помощь, вместе преодолеть все трудности по дороге к Мастеру Общения.

Страна разделена на три части. Дорога к Мастеру Общения трудна и извилиста. Каждая команда получает один из трех кусочков территории. Какие препятствия встретят друзья и как их преодолеют — решать вам. Лист не должен быть пустым.

В помощь вам я приготовила клей, ножницы, цветную бумагу, фломастеры для изображения препятствий. А также папки, содержание которых тоже можете использовать в работе. Вы можете написать советы и взрослому, и ребенку или сразу обоим. Объяснить, какие конкретные знания и умения надо применить для преодоления трудностей по пути к Мастеру Общения. Все ваши идеи постарайтесь изложить на листе ватмана. Помните, что каждое препятствие требует определенного разрешения. Универсального решения всех проблем не бывает.

(По завершении работы командам предстоит сделать мини-презентацию на 1 минуту.)

IX. Выступление групп

Ведущий. Необходимо объявить результаты своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 1 минуте. (Ведущий в ходе выступления групп постепенно прикрепляет кусочки территории на доску.)

X. Подведение итогов собрания

Ведущий. Теперь нам предстоит самое трудное и важное — применить все это на практике.

Я благодарю всех за интересную творческую работу. Мне очень приятно, что именно в нашем классе собрались родители, всей душой любящие детей и готовые им помочь. Спасибо.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Приглашение на родительское собрание

Дорогие мамы и папы!

Приглашаем вас принять участие в работе родительского собрания на тему: “Светлая дружба греет сердца”. На нашем собрании мы попробуем ответить на вопрос: “Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться?” Собрание состоится … марта в кабинете 1-го “А” класса.

Заранее спасибо за то, что отложите самые срочные дела и поделитесь интересными мыслями и идеями. До встречи в рамках заинтересованного диалога!

Классный руководитель
Кузнецова С.В.

Плакаты с цитатами

(формат А4)

“Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца” (А.С. Грибоедов. “Горе от ума”).

“Дети — зеркало нравственной жизни родителей”. (В.А. Сухомлинский).

“Чтобы иметь друзей, нужно, в первую очередь, самому быть другом и ставить интересы дружбы на первое место”.

Детский рисунок на тему “С кем хочу дружить?”

На доске записаны характеристики, справа от них — кружочки с соответствующими им цветами: добрый — зеленый, равнодушный — серый, богатый — оранжевый, сильный — темно-зеленый, скромный — голубой, веселый — красный, честный — желтый, он всегда мне уступает — коричневый, у него много игрушек — черный, красивый — фиолетовый, играет только со мной — темно-синий, нравится моей маме — розовый.

Инструкция

Выберите из представленных характеристик самую главную для вашего друга.

Выберите из оставшихся характеристик самую главную для вашего друга.

Выберите из оставшихся характеристик самую главную для вашего друга.

Выберите из оставшихся характеристик самую главную для вашего друга.

Выберите из оставшихся характеристик самую главную для вашего друга.

Итак, у вас в руке 5 карандашей. Остальные уберите с парты. Нарисуйте своего друга только выбранными вами главными цветами — характеристиками. Рисовать друга необходимо в действии, чтобы всем было понятно, что он лучше всего умеет и чем любит заниматься.

(Анализ рисунков качественный.)

Текст анкеты для родителей “Друзья мои и моего ребенка”

1. Я знаю, кто его (ее) лучший друг:

а) совершенно точно;

б) приблизительно;

в) предполагаю.

2. Если мой сын (дочь) поссорится с лучшим другом:

а) сделаю вид, что ничего не замечаю;

б) сразу же подробно попытаюсь обо всем случившемся расспросить, даже если он (она) не захочет об этом говорить;

в) попытаюсь сделать так, чтобы он (она) сам захотел (а) обо всем рассказать.

3. Мне хочется, чтобы его (ее) друзья думали обо мне:

а) хорошо;

б) меня не интересует, что они обо мне думают;

в) мне не хотелось бы делить его с друзьями.

4. Если у моего сына или дочери появится новый друг или подруга, то:

а) я посмотрю на это отрицательно — незачем иметь много друзей и подруг;

б) я постараюсь как можно ближе с этим ребенком познакомиться и по возможности подружиться;

в) я оставлю это на усмотрение своего ребенка — он вправе сам выбирать себе друзей.

5. Если я узнаю, что друг или подруга моего сына (дочери) ведет себя в школе или на улице плохо, то я:

а) все-таки попытаюсь запретить дружить с таким ребенком;

б) обсужу создавшуюся ситуацию со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод;

в) не буду обращать на эти вопросы внимания, лишь попытаюсь больше общаться со своим ребенком.

6. Я считаю, что хорошие друзья:

а) самый бесценный подарок на всю жизнь;

б) порой бесцеремонно отнимают твое время;

в) это — большая редкость в наше время.

7. Нашей дружбе с лучшими друзьями уже:

а) 10 и более лет;

б) 5 и более лет;

в) мы не имеем друзей столь длительное время.

8. В нашей семье есть непреложное правило:

а) друзей не выбирают;

б) друзья познаются в беде;

в) друзья проверяются радостью твоего дома.

9. Если к моему ребенку приходят друзья:

а) я стараюсь с ними пообщаться;

б) я даю им возможность полной свободы общения без моего участия;

в) я не люблю, когда они приходят: они ведут себя шумно и бесцеремонно.

10. Мой ребенок рассказывает обо всех своих переживаниях, связанных с его друзьями:

а) всегда подробно и просит совет, если в этом есть необходимость;

б) рассказывает только то, что считает нужным;

в) не рассказывает вообще.

11. Если мы едем куда-то на экскурсию и с нами хотят ехать друзья ребенка, то:

а) мы с радостью берем их с собой;

б) мы категорически против таких поездок: за одним уследить и то трудно;

в) наш ребенок с такими просьбами не обращается.

Анализ анкет качественный.

Подборка методического материала для каждой группы

• “Я хочу”: лист № 1 “С кем дружить”. Задание: составьте словесный портрет друга для вашего ребенка.

• “Я знаю”: лист № 1 “В гостях у сказки”. Задание: продолжите сказочную историю.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот…

• “Я могу”: лист № 1 “Набор ситуаций”. Задание: заполните таблицу.

Ситуации Позиция ребенка Позиция родителей

1. Одноклассник забрал у ребенка любимую ручку.

2. Кто-то из одноклассников обидно обозвал.

3. По пути в столовую ребенка больно толкнули.

4. Сосед по парте сломал карандаш.

5. Во время рисования на ребенка случайно вылили воду с краской, но не извинились.

   

Карточки

Препятствия для “Страны Общения”:

• ураган Вражды,

• туман Равнодушия,

• туннель Ссор и Раздоров,

• заросли Непонимания,

• болото Эгоизма,

• пустыня Отчужденности и Одиночества,

• ливень Лжи,

• пропасть Предательства,

• гололед Зависти.

Помощники:

• Дружба,

Взаимопомощь,

• Сотрудничество,

• Понимание, забота,

• Сплоченность,

• Единство,

• Доброта.

Спонсор публикации статьи интернет-магазин распродаж "Обвал цен". Онлайн-магазин предлагает огромный выбор брендовой одежды, прекрасный сервис, конкурентные цены. "Обвал цен" - магазин одежды для всей семьи. Чтобы ознакомиться с полным каталогом продукции данной компании и сделать заказ, перейдите на сайт, который располагается по адресу: http://obvalcen.com.ua/.

Литература

Вачков И.В. Метафорический тренинг. — М., 2005.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. — М., 2008.

Клюева Н.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007.

Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. — М, 2002.

Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. — М., 2005.

Школьный психолог. — 2008. — № 4.

Школьный психолог. — 2008. — № 15.

Ирина СВЕТИКОВА,
учитель начальных классов
Елена ХАЦКЕВИЧ,
педагог-психолог,
МОУ” Видновская гимназия”,
Московская область

(Продолжение следует)