Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Книжный шкаф

Современная методика развития детей
от рождения до 9 лет

А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк
М.: ТЦ Сфера, 2009

Заметной особенностью нынешнего книгоиздания в области педагогики и психологии является выпуск большого числа практико-ориентированных изданий, рассчитанных на специалистов, занятых решением конкретных образовательных задач. Читатель имеет возможность остановить свой выбор на той или иной книге в зависимости от своей профессиональной деятельности. Что касается данного издания, то оно задумано авторами как пособие, рассчитанное на широкий круг читателей — психологов, педагогов ДОУ, учителей начальной школы, студентов, родителей, и вышло в серии “Детский сад с любовью”.

Первая глава, носящая название “Особенности психического развития детей в период интенсивного роста”, начинается с параграфа “Анатомо-физиологическая основа высших психических функций”, а завершается выводом: “…психолого-педагогическое сопровождение детей до 7-летнего возраста должно опираться прежде всего на психическое развитие, а не на преждевременное формирование учебных навыков”.

Во второй главе речь идет о повреждающих факторах психического развития детей — авторы подробно останавливаются на влиянии особенностей протекания беременности и родов на здоровье ребенка, о последствиях родовой травмы, а также на тех заболеваниях и особенностях жизни ребенка в младенческом и раннем возрасте, которые в дальнейшем приводят к нарушениям психического развития.

Следующие две главы целиком посвящены описанию проводимых с детьми занятий, не случайно одна из них носит подзаголовок: “Дидактические материалы”. В эти разделы вошли все виды проводимых с маленькими детьми упражнений, в том числе направленные на нормализацию общего тонуса мышц тела, способствующие развитию сенсорной системы, артикуляции и др. Для психолога представляют интерес упражнения, обеспечивающие формирование произвольности поведения, внимания, самоконтроля, коммуникативных навыков. Правда, следует сказать о том, что само представление занятий носит сугубо педагогический характер без специального анализа собственно психологических механизмов конкретных видов детской деятельности. Предлагаемая авторами коррекционно-развивающая программа также сводится к описанию конкретных занятий.

Книга снабжена приложениями. Одно из них касается возрастной периодизации психического развития детей. Характеризуя психические особенности детей разного возраста, авторы ссылаются на некоторые исследования, но при этом имена Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина даже не упоминаются (а вообще-то книга рассчитана в том числе и на студентов). Завершает книгу список литературы из 268 (!) источников, среди которых, во-первых, труднодоступные издания середины прошлого века, монографии и статьи из научных журналов, во-вторых, наряду с психолого-педагогическими работами, специальные медицинские издания.

Итак, кому же предназначена эта книга? Можно сказать, что прежде всего воспитателям детских садов, так как основное внимание уделено дошкольникам, а также отчасти работающим с дошкольниками психологам.

Марина СТЕПАНОВА