Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2010


Метод в теории и на практике

Мостик от слова к делу

Работа внутри метафорического пространства клиента

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Ох, мудра поговорка! А времени как жалко! Сказка придумана, рассказана, разжевана да в рот положена, а клиенту-то не легче. И глядит он на вас, ногой качая, как будто лично вы сокровище его зажали да в сказку припрятали. “Вынь да положь!” — намекает. Так и тянет волшебство изобразить, руками помахать да сказануть так утробно:

— Прикладывай, сын мой (или дочь), эту сказку к больному месту три раза в день, и будет тебе счастье. Когда? А смотря как прикладывать будешь. Ежели с усердием — скорее, как попало — дольше. И воздастся тебе по вере твоей… в меня!

И пойдет от вас клиент счастья ждать. Прямо в регресс. И ведь дождется когда-нибудь, обязательно! Вот только все это время, да и потом тоже вы за его счастье в ответе. К вам благодарности, но к вам же и претензии. А почему так долго? А почему сокровище такое маленькое? А еще можно?

Ох и трудно быть богом! Равно как и рыбкой золотой, и щукой из проруби. Поздравляю, вы стали вымышленным персонажем! И зачем это вам — по чужим правилам?

Стоп! Как вы вообще очутились в чужой сказке? Скорее выбирайтесь! Вы же загораживаете дорогу! Пропустите клиента к сокровищу!!!

А если серьезно — готовая клиентская сказка, даже записанная и проанализированная, — это только сценарий без постановки, карта непройденного маршрута. А проходить его кто и когда будет? Конечно же, он и сам сможет… когда-нибудь потом! Почему не здесь и не сейчас и не с вашей помощью?

Вот он, этот мостик от слова к делу! Предлагаю усовершенствованную формулировку: скоро сказка… делается. Итак, за дело!

Cтроим сказкодром

Коллаж В. Евладенко

В группе 12–15 человек. Таких же клиентов, которые тоже свою сказку сочинили. Вместе, по методике из предыдущей статьи (см. № 10/2010. — Ред.). Спросите, кто теперь желает сказку свою поставить. Как в театре. Думаете, все захотят свою сказку? Нет, все не захотят, большинство в первый раз предпочитает поглядеть, страшновато все же, да и не совмещаются сразу сказка и дело в одной голове. Но кто же сознается, что страшно? Просто неохота. Или другим важней, я просто погулять вышел. Или быть первым невежливо (вариант: женщин — вперед, даже в пещеру с медведем). И прекрасно! Обычно желают два-три человека, самых отважных. Или любопытных. Или — кому совсем невмоготу — так сокровище добыть охота. они-то нам и нужны, последние. А теперь как? Кого из трех в сказку?

Не волнуйтесь, не вам решать. Сказочное пространство уже дышит и работает, и целая группа уже в нем, сказки свои по кусочкам вместе собирали! Энергия бурлит! Не мешайте, ваше дело — слегка направлять и практически отдыхать.

Предложите каждому из трех (или четырех) отважных произнести речь. О том, почему, собственно, именно его сказку нужно сейчас оживить. Что за нужда у него такая, что все должны немедленно бросить свои дела (они же сказки) и заняться им?

Группа внимательно слушает выступающих и одновременно… каждый себя. Чей рассказ больше в душе отзовется, за ту сказку и голос свой отдаст. Отдавать голос лучше без объяснений, ритуально. Например, молча положить некий предмет (желудь, каштан, камешек) к ногам того, чьи слова вызвали наибольшее волнение. Чья кучка больше, тот и пойдет в сказку. Сейчас. Никто не проиграл, другие смогут сделать это позже.

Такая вот плата за “аренду” общесказочного пространства — искренность и глубина переживаний.

Далее победивший начинает строить свой “сказкодром”. Автор сценария, режиссер и главный герой в одном лице.

• Он озвучивает свою сказку (из настоящего времени). Например, не “пошел Иванушка в лес и увидел там…”, а “идет Иванушка по лесу, видит…”.

• Рисует на листочке карту путешествия (схему маршрута), отмечая место начала, конца сказки, место сокровища и этапы пути.

• Перечисляет персонажей (одушевленных и нет), кто на каком этапе встречается.

• Выбирает актеров на роли персонажей. (Не забыть спросить согласия, не противоречит ли предлагаемая роль эстетическим, нравственным или религиозным убеждениям кандидата, и это без шуток. Хорошо, если сам откажется! А если из приличия согласится, чревато психотравмой. Если сыграет против воли. Или срывом постановки, если в процессе вдруг поймет, что не совсем хочет “этим” быть.) Но в основном здесь начинаются чудеса совпадений, когда выбранный на роль участник группы радостно сообщает, что ее, родимую, он и захотел сразу и сильно.

• Проводит инструктаж каждого актера. Просто ставит задачу: в каком месте сказки и что именно надо сделать. Например, “Ты — Баба-яга. Незлая, но прижимистая старушка. Встречаешь меня на поляне. У твоей избушки заело левую куриную ногу, не вертится. Я чиню ногу, ты даришь мне за это клубочек волшебный…” Текст роли произвольный.

• Размечает в пространстве этапы сказки, места входа и выхода.

Актеры по возможности наряжаются, преображаются и размещаются на своих этапах сказки, застраивая и осваивая выделенное пространство возможными подручными средствами…

Сказкодром готов! Герой готов, актеры готовы!

На старт, внимание, стоп! А безопасность? Это уже к нам, пора поработать!

Границы сказки

Построенная реальность должна располагаться в своих, четко очерченных границах. Дабы не было соблазна размазать сказку по были, смешать волшебные законы с физическими. Полететь, например, на метле из своего окошка на пятом да без пробок на работу (учебу) и там отрубить голову злому дракону-начальнику.

И чтобы не беспокоить службу спасения, очертим границы сказки.

А как? И люди, и воздух, и место существуют по обе стороны, и в сказке, и в жизни. Вот эти самые, что перед нами, как разграничить их?

Не надо их, давайте разграничим клиента. Да будет в сказку ВХОД. Его личный вход. И выход. Какой? Естественно, волшебный. В начале и в конце сказки соответственно. И чтобы войти туда (как и выйти), надо слово волшебное сказать и ритуал магический совершить. Например, “дважды топнуть, трижды хлопнуть, что-то крикнуть… в норку спрыгнуть”. Выход: или все проделать наоборот, или сделать что-то совсем другое, главное, чтоб отличалось, а то забудет герой — вошел он в сказку или вышел!

Рекомендую оговорить, какие законы действуют только в сказке и теряют силу вне ее. Например, отсутствие гравитации по желанию или обратимость смерти. Но это лучше сделать после выхода, дабы не лишать сказку очарования.

А кто же будет вход да выход придумывать? Да уж не вы, конечно! Сам клиент и придумать должен, во всех подробностях. И подписку дать, что сам туда не полезет, а только со страховкой. И не денежной, а физической, непосредствено под присмотром инструктора-психотерапевта. Перебор, думаете? А на скалодром без инструктора со страховкой не думали полезть? То же самое!

В коллаже использованы
фото с сайта
www.fotki.yandex.ru

Кроме этого, стоит предусмотреть аварийный выход, из любого места в сказке. Ну страшно вдруг или непонятно. Обсудить что-то срочное с вами захотелось. Или вам не по себе стало — за клиента, персонажей или окружающую мебель и вещи. Предлагаю запланировать такие островки безопасности — это как бы сказка остановилась, но клиент из нее не вышел, а как будто заявил: “я в домике!” Или сказочное действо пультом на паузу. А пульт — и у клиента, и у психотерапевта — две штуки.

Теперь — все! В смысле, готово, можно начинать.

Да, могут быть зрители! Кому роли не досталось. Вернее, именно роль зрителя и досталась. Их задача — смотреть и чувствовать одновременно. Смотреть сказку и чувствовать себя, после расскажут — как.

А дальше сказку — в дело. Группа работает, ведущий с пультом отдыхает. Герой поэтапно проходит свой путь, встречаясь с персонажами, получая помощь или преодолевая препятствия. Самостоятельно так движется от сцены к сцене, актеры поджидают его в нужных местах и выполняют свою задачу произвольным текстом. И не стоит путаться у них под ногами. Наблюдайте в сторонке и про безопасность не забывайте.

И вот сказка пройдена до конца, сокровище добыто, все запыхались, кто-то радуется, герой соображает, куда бы пристроить добытое сокровище и куда пристроиться самому… Самое время спросить у героя, закончена ли сказка? Причем не по сценарию, а по ощущениям. А если нет — куда хочется? Вернуться и доделать-переделать что-то? Договорить-довоевать с кем-то? Или вперед — продолжить сказку после намеченного конца? Если продолжить — сейчас или стоит спокойно подумать над продолжением? Можно легко повторить нужный кусок, внеся желаемые поправки. Сказка должна быть законченной или с намеченным продолжением.

И вот герой вышел, живой и… какой-то еще.

Предстоит обратная связь. Количество материала огромно, тут уже есть риск захлебнуться самому ведущему. Поэтому стоит побеспокоиться о себе.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Терра окна». Воспользовавшись услугами компании «Терра окна», Вы сможете приобрести высококачественные пластиковые окна дешево, с бесплатной доставкой на дом. Опытные специалисты компании «Терра окна» демонтируют старые окна и осуществят профессиональный монтаж приобретенных стеклопакетов, обеспечив их долгую и надежную эксплуатацию. Узнать больше о предложении компании «Терра окна» можно на сайте http://TerraOkna.Ru

Варианты дальнейшей работы

1. “НИЧЕГО”

Например, если вы устали или не поняли сами, что это было, или просто не знаете, что дальше делать, — можно не делать ни-че-го! Поверьте, у группы есть что сказать и чем поделиться. Вы просто вовремя произносите парочку сакраментальных психодраматических фраз: “Поделитесь переживаниями от имени ролей!.. Деролинг!.. А теперь от имени себя, любимых!.. Спасибо, до свидания!” И можно спать спокойно, каждый получил, что хотел или смог. Сами разберутся.

2. “ПОЧЕМУ?”

Другой вариант — интересно вам в сценарии покопаться. Или Юнг безудержно нравится. Тогда можно прицепиться к герою или любому из персонажей с коронным вопросом “почему?”. А почему, собственно, все так, а не иначе? А почему туда пошел, а не сюда? А почему с ним, а не с ней? А что раньше было и почему? А планы какие? и снова — почему? Пусть выкручиваются! Столько всего наслушаетесь, а объяснять они должны! Равно как и осознавать. Удобно!

3. “КАК?”

Третий вариант — феноменологический. Для тех, кому по душе старик Перлз и компания гештальтистов. Рассматриваем исключительно то, что было здесь и сейчас, не интересуясь ни причинами, ни прошлым с будущим. Для удобства можно рассматривать отдельно каждый этап сказки. Внутри одного этапа или сцены можно расспросить отдельно главного героя, участников действия и зрителей. “Как вам там было? (Быть, действовать, наблюдать?) Какие эмоции чувствовали к себе и окружающим? Чего хотелось и совпадало ли желание со сценарием? Где нравилось, а где не очень? Где жил полной жизнью, а где изображал?”

Отвечая на такие вопросы и слушая другие ответы, главный герой, да и не только он, получает огромный обзор себя! Практически 360 градусов. И свои переживания, и участников встречи с собой, и переживания наблюдателей. Слепым пятнам просто нет места! Объем осознания расширяется до предела. Это как будто отразиться во всех возможных зеркалах ощущений. Но есть риск получить слишком много и совсем не того, чего хотелось или ожидалось. Для защиты клиента разрешайте только Я-высказывания, и никаких интерпретаций от участников. Только чувства и ассоциации о себе.

С главным героем стоит обсудить разницу между планируемыми ощущениями и реально испытанными. Например, была ли радость при получении сокровища? Что вместо этого? А как показалось другим? Чего хочется теперь?

А это уже выход на новую сказку…

Янина СТЕРНИНА,
психотерапевт,
Москва