Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

Сказочное королевство ВУНДЕРВУД

Цели: углублять познавательные представления детей в процессе решения творческих задач; развивать творческую компетенцию; способствовать сплочению коллектива и поддержанию благоприятного психологического климата.

Возраст: младший школьный.

Время проведения: 1 час 30 минут — 2 часа.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Представьте себе, что вы — бродячие артисты, которые зарабатывают себе на жизнь своими выступлениями, песнями, танцами по всему свету. Зашли вы как-то в дремучий лес и потерялись. В лесу темно и сыро, нет ни души. И вот после нескольких дней мучений вы выходите на светлую поляну и видите сказочное королевство.

Макет игрового поля по окончании игры
Макет игрового поля
по окончании игры

Вроде бы все в порядке — птички поют, цветы растут, король с королевой встречают, надпись красивая на воротах: «Вундервуд». Войти бы в замок, да только замка нет. Дело в том, что прошлой весной проиграл король свой замок по частям, растаскали его по разным королевствам и ничего не оставили. Каждого, кто приходит сюда, встречают душевно, по-доброму, с теплотой. Ничего не просят взамен, кроме одного — помочь вернуть замок. Ведь что за король без замка — ни власти, ни прислуги, ни балов — обычный житель.

Вот и нашим бродячим артистам представилась возможность помочь королю с королевой. Ну что, поможем построить замок?

Для того чтобы пройти на территорию замка, вам нужно отгадать сказочные загадки стражников.

Разминка «Сказочные загадки»

Направлена на активизацию мыслительных функций.

«Лиса и тетерев»

Бежит лиса, видит — тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:

— Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

Как же тетереву проверить, правду ли говорит лиса? Хочет он вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

«Сказка без конца»

Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды он приказал рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длинных сказок услышал император, много голов полетело, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался и пришел во дворец.

Что же он придумал?

«Семимильные сапоги»

Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из своего чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, требовались только семимильные сапоги.

Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нужно вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семимильных?

Макет игры в первоначальном варианте
Макет игры
в первоначальном варианте

Ведущий. Какие вы молодцы! Отгадали загадки и теперь можете взяться за настоящую интеллектуальную работу.

Вам будут предложены задания, с которыми вы должны справиться. Если отвечаете верно — получаете пазл (частичку) замка. Если нет, то остается пустое место. Сколько пазлов — столько и заданий будет предложено вам. Так как ваша цель — полностью построить замок, дается дополнительное задание — необходимо проявить свои творческие возможности, актерские таланты (рассмешить, развеселить короля с королевой). И за это вас наградят недостающим пазлом. Ну что, пожелаю вам удачи! Вперед!

Задание 1
«Составление предложений»

На установление связей, обобщение, создание целостных образов.

Ведущий предлагает наугад три слова, не связанные по смыслу друг с другом (озеро, карандаш, медведь; бант, корова, шляпа). Надо составить как можно больше предложений, которые включили бы все три слова. Ответы могут быть простыми, банальными или творческими, носить оригинальный характер.

Задание 2
«Выражение мысли другими словами»

На умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Группа детей знакомится с несложной фразой (например, «Нынешнее лето будет очень теплым»). Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Задание 3
«Разведчик»

Позволяет определить качество зрительной памяти.

В группе выбирают одного из участников — он будет «разведчиком». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех.

Пазлы для игрового поля
Пазлы для игрового поля

Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (входит в комнату), его задача — обнаружить все перемены.

Задание 4
«Перечень заглавий к рассказу»

На умение обобщать (выражать мысли одной фразой).

В данном задании нужно показать себя творческой личностью, способной найти оригинальный выход из сложной ситуации.

Группе предлагается рассказ. К нему надо подобрать как можно больше заголовков, отражающих его содержание.

Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, то есть по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными.

Рассказ
(Л.Н. Толстой. «Косточка»)

Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сосчитала сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то ему будет очень плохо. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Задание 5. «Логичность»

Позволяет определить последовательность умозаключений.

Участникам предлагается бланк, на котором даны задания с цепочкой рассуждений.

а) Построй цепочку рассуждений, определи причину и следствие.

— Если будет хорошая погода, то в воскресенье мы поедем за город.

— Если мы поедем играть в волейбол, то Вова, Саша и Антон обязательно выиграют у дяди Славы, Димы, Бориса.

— Если Вова, Саша и Антон выиграют, то дядя Слава, Борис и Дима захотят взять реванш.

— Если мы поедем за город, то будем играть в волейбол.

— Если дядя Слава, Дима, Борис выиграют матч-реванш, то будет боевая ничья.

— Если дядя Борис, Слава, Дима будут играть матч-реванш, то они выиграют у Саши, Вовы, Антона.

— Если будет боевая ничья, то в следующее воскресенье все снова поедут за город.

б) Подумай, каких рассуждений не хватает в следующем рассказе.

— Если мы поедем на дачу, то возьмем с собою Тузика.

— Если мы возьмем с собою Тузика, то будем ходить с ним в лес.

— Если мы пойдем в лес, то будем собирать грибы.

— Если мы будем собирать грибы, то можем заблудиться.

— …

— Если Тузик быстро найдет дорогу, то мы вернемся домой еще до вечера.

Задание 6. «Опечатка»

Помогает активизировать такие свойства внимания, как концентрация, объем и распределение.

Группе предлагается текст, в котором допущена опечатка — пропущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Необходимо найти это предложение и исправить опечатку.

Текст

Многие знатные вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьмы и казнил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян.

Задание 7. «Сказка»

Задание направленона развитие творчества, воображения.

Группе предлагается текст, который необходимо рассказать в виде сказки. Оценивается оригинальность, необычность сюжета.

«Лебеди»

Лебеди стаей летели из холодной стороны в теплые края. Они летели через море. Летели день и ночь, и другой день и другую ночь, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди устали, но они не останавливались и летели дальше.

Впереди были старые, сильные лебеди, сзади те, что моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его таяли. Он взмахнул крыльями и не смог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его летели дальше и дальше – белые в свете месяца. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Стадо лебедей чуть виднелось белой полосой на светлом небе. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь закрыл глаза. Перед зарей легкий ветерок стал тревожить лебедя. Он открыл глаза. На востоке краснела заря, месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и, взмахнув крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над темными волнами.

Задание 8. «Что нового?»

Направлено на развитие творческой компетенции, воображения.

Предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от ручек, гвоздей, пенопласта.

Ведущий. Какие вы молодцы, что справились со всеми заданиями! Теперь, уходя из этого сказочного леса, мы будем уверены, что король с королевой заживут счастливо в своем сказочном королевстве Вундервуд.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ончукова Л.В. Введение в логику. Логические операции: Уч. пособие для 5 кл. — Киров: Издательство ВГПУ, 2001.

2. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. Часть 1. — М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В. и др. / Под ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2004.

Екатерина ТУПИЦЫНА,
педагог-психолог
Дворца творчества детей и молодежи,
г. Киров