Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

Cкоро в школу

Работа педагога-психолога в группе
кратковременного пребывания на базе сельской школы

Одной из наиболее актуальных в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. Важная предпосылка общедоступности качественного среднего образования — повышение стартовых возможностей первоклассников. Необходимо создавать условия для полноценного развития всех дошкольников. Особенно остро проблема доступности образовательных услуг для детей дошкольного возраста стоит на селе. Сейчас из всех детей, приходящих в первый класс в нашу школу, детский сад посещали трое–пятеро, остальные воспитывались дома. Так как производства в селе никакого нет, родители вынуждены ездить на работу в Белорецк и даже в Магнитогорск. Дети либо под присмотром бабушек и дедушек, либо предоставлены сами себе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Учителя отмечают, что дети с каждым годом все сложнее и сложнее в плане готовности к школьному обучению.

Для подготовки детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, в нашей школе уже два года действует группа кратковременного пребывания. Ее посещают шестилетние дети, с которыми ежедневно (5 раз в неделю) проводятся занятия, в том числе два занятия в неделю отданы психологу.

Итак, совершенно новая задача встала передо мной в начале прошлого (2006/2007) учебного года, которая требовала большой, серьезной подготовки. Нужно было составить развивающую программу. Работала с большим количеством литературы, подбирала необходимый материал. Благо достаточно много материала для работы с дошкольниками предлагается в «Школьном психологе». Правда, это, в основном, сравнительно короткие программы, рассчитанные на 7–10 занятий, решающие конкретные развивающие или коррекционные задачи, мне же нужно было составить программу на учебный год (32 недели по два занятия, итого 64 занятия). Работа продолжалась в течение всего года, конспекты занятий сразу печатала на компьютере. И теперь передо мной лежит папка, в которой сто с лишним страниц с конспектами занятий, а также необходимый раздаточный материал.

Чтобы определиться с целями и задачами работы, вначале еще раз для себя уточнила понятие «школьная готовность». Существуют три компонента школьной готовности: физиологический (физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму), педагогический (знания, умения, навыки — все, чему научили ребенка) и психологический (совокупность особенностей развития и формирования). Какой из них наиболее важен при определении школьной готовности?

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации, в том числе и «мнимых» (психосоматических) болезней.

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

— зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и т.д.);

— эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);

— наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);

— сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения со взрослыми).

Учитывая вышеизложенное, я и определила следующие цели программы:

• развитие познавательных психических процессов;

• развитие эмоционально-волевой сферы (способствовать формированию желания познавать новое, осознанного восприятия эмоций, эмоциональной устойчивости, умения подчиняться требованиям);

• развитие навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми (умения адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения со взрослыми);

• развитие навыков самопознания;

• формирование психологической готовности к обучению в школе.

Цели программы достигаются с помощью конкретных, частных задач, которые поставлены к каждому занятию.

Составляя тематический план, я посчитала целесообразным следующее распределение тематики и содержания работы по четвертям:

I ЧЕТВЕРТЬ (16 ч.) Образ «Я». Развитие самовосприятия и самоощущений

Содержание: «Я и мое имя», «Мое тело», «Я и мой язык», «Я и мои эмоции», «Самооценка», «Моя семья», «Взросление», «Познание мира».

II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч.) Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Содержание: «Я и мои друзья», «Дружба и ссоры», «Качества, способствующие эффективному общению» (правила доброты, правила честности, правила вежливости), «Тренинг общения».

III ЧЕТВЕРТЬ (18 ч.) Формирование психологической готовности к школе: интеллектуальная сфера, произвольная сфера, речевая сфера

Содержание: развивающие игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов.

IV ЧЕТВЕРТЬ (16 ч.) Скоро в школу: мотивационная сфера

Содержание: «Школа и школьные правила», «Дошкольник и школьник», «Элементарные поведенческие навыки, ситуативно адекватные реакции».

Таким образом, первое полугодие используется для расширения психологических знаний детей о том, что им близко и знакомо (он сам и его ближайшее окружение), а во втором работа направлена уже непосредственно на формирование психологической готовности к школе. Хотя, конечно же, такое разделение условно, ведь на любом занятии мы имеем возможность с помощью различных игр и упражнений развивать и познавательные психические процессы, и навыки общения, и навыки самопознания.

Исходя из тематического плана, решила в I и II четвертях проводить работу с детьми в форме тренинговых занятий, а в III и IV — в форме психологических уроков. Занятия рассчитаны на 25–30 минут. В программе приводятся подробные конспекты каждого занятия.

В начале 2007/2008 учебного года в школе было создано два первых класса, один из которых больше чем наполовину состоял из бывших воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП). Поскольку традиционно 1 раз в неделю в начальных классах проводятся занятия с психологом, то у меня была возможность сравнивать. И я могу с уверенностью сказать, что год в стенах школы для воспитанников ГКП не прошел даром. Эти дети более организованны, дисциплинированны, готовы к деловому сотрудничеству со взрослым, у них сформирован статус школьника, дети готовы к сложной работе (например, к самопознанию, самопрезентации), а не только к выполнению развивающих заданий. В параллельном же классе пришлось уделить много внимания вопросам дисциплины, говорить о том, для чего нужны правила, и т.д.

Таким образом, опыт работы (хотя пока и небольшой) позволяет говорить о действенности новой формы подготовки детей к школе и о том, какой существенный вклад может внести психолог в эту работу.

Я предлагаю вашему вниманию по одному конспекту занятий из каждой четверти.

ЗАНЯТИЕ 7 (I четверть)

Я и мои эмоции. Радость
(тема рассматривается на двух занятиях)

Задачи:

— знакомство с эмоциями человека;

— осознание детьми своих эмоций;

— изучение мимики и связанных с ней эмоциональных состояний человека;

— тренинг выразительной мимики;

— создание условий для упражнения детей в распознавании эмоциональных реакций других людей, развития умения адекватно выражать свои эмоции;

— дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

Доброе утро, Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу).

Доброе утро, солнце (поднять руки, затем опустить).

Доброе утро, небо (аналогичное движение руками).

Доброе утро всем нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Работа по теме

«Мимическая гимнастика»

Предложить детям выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. При этом детям задаются вопросы типа: «Когда мы так делаем?» Возможно и обратное задание: изобразите ту или иную эмоцию (например, страх).

• Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение минуты.

• Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.

• Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно — равнодушие).

• Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться.

• Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расслабиться.

• Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).

Беседа

— Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?

— На что похоже ваше настроение?

— Что такое радость?

Варианты ответов:

Радость — это когда все радуются, всем весело; когда у всех праздник; когда никто не плачет, ни один человек; когда нет войны; когда все здоровы.

— Что вы делаете, когда вам весело?

Этюд «Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Предлагается им изобразить, показать без слов (используя выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания), как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями.

4. Подведение итогов занятия.

5. Домашнее задание: вспомнить самый веселый (смешной) случай, который произошел с тобой, нарисовать.

 

ЗАНЯТИЕ 3 (II четверть)

Кого мы называем добрым
(тема для двух занятий)

Задачи:

• рассмотрение некоторых человеческих качеств, способствующих эффективному общению (доброта), способов развития данных качеств;

• создание условий для развития у детей навыков совместной деятельности;

• развитие социальных эмоций, умений проявлять сочувствие, сопереживать;

• развитие коммуникативных навыков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Психолог просит детей встать в круг, взяться за руки и молча улыбнуться друг другу. Предлагает спеть песенку «Улыбка» (мне приходилось разучивать с детьми один куплет, так как дети песни не знают!).

2. Рефлексия прошлого занятия

Темапрошлого занятия — «О ссорах с друзьями и родными».

—Пришлось ли за время, прошедшее с прошлого занятия, с кем-то поссориться? Что это была за ссора?

— Использовали ли средства, о которых говорили на прошлом занятии (ругаться овощами, говорить ласковые слова, использовать «мирилку», сочиненную на занятии)?

3. Работа по теме

Этюд «Злодей»

Психолог читает стихотворение В. Еремина «Злодей»:

Выселил Петя из норки жука;
Кошку с котенком согнал с чердака;
Новые классики в скверике стер,
Скучную книжку забросил в костер.
И услыхал от знакомых людей,
Что из него вырастает Злодей.
Стыдно и страшно стало Петру.
Бросился Петя обратно к костру.
Скучную книжку спешит он спасти,
Только костер догорает почти…
Грустно склонился Злодей над золой.
Значит, он добрый, а вовсе не злой?

— Почему люди назвали мальчика злодеем?

— Какие плохие поступки он совершил?

— Как вы бы поступили?

Детям предлагается разыграть этюд. Если на роль Пети не найдется желающего, можно разыграть только вторую часть этюда.

Беседа «Кого мы называем добрым»

Дать возможность всем желающим высказаться по поводу рассматриваемой проблемы. Высказывания детей обобщаются, выводятся


ПРАВИЛА ДОБРОТЫ

• Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.

• Прощать ошибки других.

• Не жадничать.

• Не завидовать.

• Жалеть других.


Игра «Иголка и нитка»

Выбирается водящий с помощью «Мирной считалки» М.Д. Яснова (разучиваем с детьми):

На дороге, у развилки,
повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
     не сдержались — и сцепились!
Прибежали разнималки — помешали перепалке.
И к развилке на кобылке прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка, и тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять —
Хорошо друзей считать!

Водящий будет «иголкой», а остальные дети — «нитка». «Иголка» ходит по комнате, «петляет», а нитка — за ней.

4. Подведение итогов занятия

Упражнение «Солнечные лучики»

Дети стоят в кругу, ладони кладут друг на друга.

Психолог. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте почувствовать его тепло… А теперь давайте соберем солнечные лучики (поворачиваемся в круг, ладони перед собой) — попрощаемся друг с другом и со мной (машем ладошками, приветствуем друг друга).

 

ЗАНЯТИЕ 2 (III четверть)

Существенные признаки предметов
(тема рассматривается на трех занятиях)

Задачи:

• формирование внимания детей, их интеллектуальных способностей;

• формирование умения выделять главные, существенные признаки предметов;

• развитие быстроты реакции, активизация словарного запаса;

• обучение приемам релаксации.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

Игра «Имя+прилагательное»

Дети стоят в кругу, первый играющий называет свое имя и еще прилагательное, которое начинается с такой же буквы (например: Марина, милая).

2. Основная часть

Игра «Кто летает?»

Дети сидят за столами. Психолог знакомит их с правилами игры.

Психолог. Сейчас мы выясним, кто летает, а кто не летает. Если я назову кого-то или что-то, способное летать, вы говорите «летает» и разводите руки в стороны. Если же названный мной предмет не летает, вы молчите и руки не поднимаете.

Стихи-путаницы

Детям надо послушать и назвать, что не так.

Радость

Рады, рады, рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град,
То посыпался из облака виноград.
И вороны над полями вдруг запели соловьями,
И ручьи из-под земли сладким медом потекли…

(К. Чуковский)

 

Игра «Два круга»

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3–4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с психологом и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое».

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.

Игра продолжается («…с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся во внешнем круге, должен выполнить какое-нибудь задание — штраф за нерасторопность.

Игра «Спящий котенок»

Инструкция: вы — веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик (усаживаются на стульчики) и засыпают. Котята спокойно дышат.

3. Заключительная часть

Игра «Поделитесь своим настроением…»

 

ЗАНЯТИЕ 1 (IV четверть)

Школа и школьные правила
(тема рассматривается на четырех занятиях)

Задачи:

• осознание ребенком специфики позиции школьника;

• формирование адекватного представления о школьной жизни;

• повышение школьной мотивации;

• дальнейшее развитие внимания и памяти;

• развитие чувства общности и способности «увидеть» другого.

Оборудование: карточки с заданиями на каждого ребенка.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

Приветствие

Пропеть по кругу, обращаясь к соседу по имени, приветствие: «Доброе утро …»

2. Основная часть

Психолог предлагает вниманию детей стихотворение А. Гиваргизова «Вот так птаха!»

Школьник, с виду очень тихий,
Вдруг он сильно стал кричать,
И на крик его из окон
Стали люди вылезать
И даже падать на асфальт,
Как бы спрашивая этим:
«Что случилось? Что за крик?»
Ну а школьник не ответил,
Стал зубами рвать дневник.
Был он школьник, первоклассник,
А теперь он хулиган.
Вот он встал на четвереньки
И пополз, как таракан.
Он пополз по стенке дома.
Кто его так научил?
И дополз до самой крыши —
Там немножко поскулил.
А потом залез на крышу,
«Улетит, — сказали люди, —
Чтобы в школе не учиться».

По содержанию стихотворения проводится с детьми беседа, в ходе которой дети делают вывод о том, правильно ли ведет себя ученик — герой стихотворения.

Психолог. Совсем скоро вы станете первоклассниками, настоящими учениками. А что вы знаете о школьной жизни? (Дать детям возможность поделиться всей имеющейся у них информацией).

Полученные ответы обобщаются: в школе бывают уроки и перемены. Во время уроков дети учатся, читают, считают, пишут, во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко. На перемене тоже можно говорить громко. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там могут лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи.

Упражнение «Что лежит в портфеле?»

Дети стоят в кругу. Психолог бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-нибудь предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич и т.д. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно.

Игра «Первобытные школьники»

Каждому ребенку выдается карточка с заданием на внимание — найти две одинаковые фигурки (см. рис.).

 

Игра «Муравьи»

Психолог. Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому общаются жестами.

(Психолог вместе с детьми изображает спящих муравьев, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми «муравьиный танец».)

Прекрасная весенняя погода радует и учеников. Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, сколько мальчишек побросали свои портфели и помчались на улицу?

Работа с карточками.

3. Заключительная часть

Упражнение «Пожелания»

Ольга ПАХОМОВА,
педагог-психолог
МОБУ СОШ с. Тирлянский,
г. Белорецк,
Республика Башкортостан

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абдурасулова Т. Коррекционно-развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) // Школьный психолог. – 1999. – № 45, 46.

Бармашова Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста // Школьный психолог. – 2005. – № 6.

Дьяченко Л. Релаксация в «Гнездышке» // Школьный психолог. – 2005. – № 11.

Ионова В., Минина Н. Тренинг общения // Школьный психолог. – 1999. – № 42, 43.

Карпекина Н. Весело и с пользой: развивающие игры для дошкольников // Школьный психолог. – 2002. – № 14.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду // Школьный психолог. – 2000. – № 25. – с. 4–7.

Панфилова М. От проверки к обучению // Школьный психолог. – 1999. – № 12.

Пикулева Н. Слово на ладошке. – Челябинск, 1993.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: в 4 т. – М.: Генезис, 1998.

Чибисова М. Психогимнастические занятия для будущих первоклассников // Школьный психолог. – 2002. – № 11.

Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.