Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2008


Книжный шкаф

Памяти Л.С. Выготского
17 ноября (5 ноября по старому стилю) 2008 года
исполнилось 102 года со дня его рождения

 

История культурного развития
дефективного ребенка

Cлова, взятые в качестве названия статьи, – не досадная ошибка и не вызов современным установкам в отношении детей с нарушениями развития; они принадлежат Л.С. Выготскому и достаточно точно отражают его понимание основных закономерностей развития, обучения и воспитания таких детей. Словосочетания «дефективный ребенок», «ребенок с дефектом» встречаются в работах Л.С. Выготского так же часто, как и «слепой ребенок» или «умственно отсталый ребенок». По его утверждению, главный тезис дефектологии звучит следующим образом: ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть менее развитый, чем его нормальные сверстники, он просто иначе развитый.

Выготский предвидел, что настанет время, когда педагогика будет стыдиться понятия «дефективный ребенок» как указания на неустранимый недостаток его природы. Говорящий глухой или трудящийся слепой активно участвуют в общей жизни и не только сами не ощущают своей неполноценности, но и не дают это чувствовать окружающим. Выготский отмечал, что слепой останется слепым, а глухой глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что «дефективность есть понятие социальное», а «дефект есть нарост на слепоте, на глухоте, на немоте». Сама по себе слепота не делает ребенка дефективным, он становится таким только при известных обстоятельствах существования слепого.

«Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация… Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребенка – вот наиболее схематическая форма социальной обусловленности этого процесса». Так писал Л.С. Выготский в конце 20-х годов прошлого века. Какие изменения произошли в отечественной психолого-педагогической науке и образовательной практике за прошедшие десятилетия?

Л.С. Выготский и его ученики

Читателям «Школьного психолога» Л.С. Выготского представлять не надо: он – один из тех отечественных ученых, труды которых в последнее десятилетие переизданы многотысячными тиражами, а научный вклад отражен в различных публикациях как теоретической, так и практической направленности. Но все же в перечне заслуг Выготского – автора культурно-исторической концепции психического развития, одного из создателей отечественной психологии, выдающегося исследователя аномального детства, заложившего основы теории и практики воспитания детей с нарушениями развития, – иногда подчеркивается лишь их исторический характер. Порой создается впечатление, что сегодня положения ученого не столь актуальны, как это было раньше, а многочисленные ссылки на его работы – скорее дань уважения, чем объективная необходимость.

Одним из надежных доказательств жизненности идей Выготского выступает включение их в обиход не только теоретических исследований, но и практических разработок, в частности, в области дефектологии, или, как сейчас говорят, коррекционной педагогики. Правда, следует отметить, что практики далеко не всегда утруждают себя поисками ответа на вопрос, почему проводятся те или иные коррекционные мероприятия, и иной раз не догадываются, какие подходы они реализуют.

Профессиональное становление авторов книг, о которых пойдет речь, происходило либо под непосредственным руководством Выготского, либо под влиянием его научных взглядов. Именно это обстоятельство и явилось решающим при разработке основ соответствующих областей дефектологической науки. Необходимо отметить, что все эти издания увидели свет в последние несколько лет и потому доступны заинтересованному читателю.

Педагогические взгляды Р.М. Боскис и Р.Е. Левиной наверняка известны нынешнему поколению специалистов в области аномального детства, но, как правило, в пересказе их учеников и последователей. С выходом представляемых изданий появилась возможность обратиться к первоисточникам. Работы О.С. Никольской и ее коллег, посвященные проблеме раннего детского аутизма, в последнее время печатались неоднократно, и не исключено, что для кого-то из читателей они не будут новинкой. Однако это не мешает обратить на них специальное внимание тех педагогов и психологов, кому приходится постоянно общаться с детьми, имеющими нарушения аффективной сферы. Что касается книги по специальной психологии под редакцией В.И. Лубовского, то это капитальный труд, в котором изложены основные закономерности психического развития детей (познавательных процессов, аффективной сферы, личности) при различных типах дизонтогенеза. И наконец, практико-ориентированное пособие С.Д. Забрамной и О.Г. Боровика представляет собой образец научно обоснованного (с опорой на идеи Выготского) подхода к педагогической практике.

 


Р.Е. Левина
Нарушения речи и письма у детей
Избранные труды
Ред-сост.
Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин.
– М.: АРКТИ, 2005

Книгу открывает фотография автора, далее следует небольшая биографическая справка, в которой рассказывается не столько о научных достижениях – они составляют основное содержание «Избранных трудов», – сколько об этапах личностного и профессионального самоопределения Р.Е.Левиной.

Р.Е.Левина (1908–1989) известна своими исследованиями детской речи, которые легли в основу отечественной логопедии – науки об аномальном развитии речи при сохранном слухе. Левина – непосредственная ученица Выготского, в 1930-е годы вместе с Л.И.Божович, А.В.Запорожцем, Н.Г.Морозовой и Л.С.Славиной входила в знаменитую «пятерку» его учеников. Одного перечня этих имен достаточно, чтобы почувствовать ту атмосферу, в которой происходило формирование научных взглядов Левиной.

Книга издана в полном соответствии с требованиями к публикациям научного наследия: она включает в себя научно-биографический очерк, избранные труды по психологии и патологии детской речи, воспоминания сотрудников и коллег Левиной. Как отмечают составители книги, ее разделы отражают замысел автора, который она не успела осуществить. Можно сказать, что это издание – не только дань памяти известному отечественному исследователю в области коррекции речевых нарушений, но и возможность проникнуть в основания логопедии, изложение которых построено в соответствии с авторской логикой.

Научное наследие Р.Е. Левиной представлено в четырех частях. Для психологов наиболее интересна последняя, самая объемная часть – «Развитие идей Выготского в области психологии и патологии детской речи». В нее включены две работы, которые были выполнены в начале 1930-х годов по инициативе и под непосредственным наблюдением Выготского.

В главе из книги 1936 года «К психологии детской речи в патологических случаях», посвященной памяти учителя, рассказывается о так называемой автономной речи, которая, с одной стороны, выступает этапом нормального речевого развития, а с другой – признаком замедленного развития. Приведенные автором данные могут быть использованы в практической работе, в частности при диагностике речевой готовности ребенка к обучению в школе.

Другая работа позволяет лишний раз понять наличие тесной связи между речевой деятельностью ребенка и регуляцией высших форм его поведения, что также обладает диагностической ценностью.

Воспоминания учеников Р.Е. Левиной логично завершают книгу и способствуют появлению законченного образа исследователя детской речи.

 


Р.М. Боскис
Глухие и слабослышащие дети
– М.: Сов. спорт, 2004
(Золотые страницы сурдопедагогики)

Характер данного издания отличается от «Избранных трудов» Р.Е.Левиной прежде всего отсутствием биографической справки, но некоторые факты из биографии Р.М.Боскис (1902–1976) можно почерпнуть из книги Р.Е.Левиной: оказывается, их связывала многолетняя дружба. Сфера их научных интересов не совпадала, но методология мышления, навеянная идеями Выготского, была общей. Нелишне добавить, что и Левина, и Боскис работали в Институте дефектологии (сейчас Институт коррекционной педагогики).

Как отмечается в предисловии, в истории любой отрасли есть исследования, которые остаются значительной вехой для последующих научных и практических разработок. Таким отправным пунктом для каждого сурдопедагога (и сурдопсихолога тоже) является монография Боскис 1963 года, которая по прошествии 40 с лишним лет наконец-то переиздана.

Книга содержит данные о своеобразии психического развития детей, имеющих нарушения слуха. Ее автор вошла в историю специальной педагогики как создатель типологии детей с нарушениями слуха: глухие (ранооглохшие и позднооглохшие) и слабослышащие (с зачаточной речью и с развернутой, но имеющей недостатки). Следует сказать о том, что автор описывает аномальное развитие ребенка и с точки зрения его положительных возможностей. Педагогическая типология детей с недостатками слуха положена в основу сети школ для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. При этом дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха обусловлено не столько состоянием их слуха, сколько (и главным образом) уровнем речевого развития.

Заслуживают особого внимания последние страницы издания, где автор подчеркивает, что речь шла о дифференцированном подходе к детям, которые не прошли специальной дошкольной подготовки. Исключительная роль раннего обучения детей с недостатками слуха – то, о чем писала Боскис на основании экспериментальных исследований, – в настоящее время полностью подтверждена практически.

Работа Боскис выполнена сурдопедагогом и предназначена в силу этого прежде всего сурдопедагогам, однако автор поднимает общую проблему психологических закономерностей аномального развития, в том числе закономерной зависимости речевых дефектов от слуховой недостаточности, что делает эту книгу полезной и интересной также и для школьных психологов. В практике массовой школы приходится сталкиваться со случаями замедленного речевого развития, причины которого могут быть самые разные, в том числе и слуховые нарушения.

 


О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг
Аутичный ребенок Пути помощи

– М.: Теревинф, 2007

Cловосочетание «пути помощи» не оставляет никакого сомнения в том, что это издание предназначено прежде всего практикующим психологам и педагогам, работающим с аутичными детьми. Оно также полезно и родителям, которые первыми замечают, что их ребенок «не такой, как другие». Такие особенности поведения детей, как стремление уйти от общения, ограничение контактов, неспособность играть со сверстниками, стереотипность и однообразие поведения в сочетании с выраженным стремлением сохранить привычное постоянство в окружающем, становятся поводом обратиться к специалистам. Впоследствии, по мнению авторов, состояние стресса для семьи остается хроническим по причине отсутствия в нашей стране системы помощи аутичным детям.

Авторы подробно описывают синдром раннего детского аутизма (к сожалению, это достаточно распространенная аномалия развития), особенности психического состояния аутичных детей, которые значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем и прогнозу возможного развития. В книге представлены четыре группы детей с совершенно разными типами поведения.

Основное внимание в издании посвящено ответу на вопрос: как воспитывать и обучать такого ребенка. Коррекционная работа начинается с установления эмоционального контакта и пробуждения в нем радости эмоционального общения с близкими и далее продолжается в направлении развития активного и осмысленного отношения к миру и преодоления трудностей взаимодействия. На страницах книги речь идет о способах развития мелкой моторики, внимания, восприятия, памяти, речи, о подготовке аутичных детей к обучению в школе – к овладению навыками чтения, письма и счета.

Книга весьма информативна, написана доступным языком, но нельзя не сказать об одной ее особенности, которая позволяет выделить это издание среди других работ по коррекционной педагогике. При ее чтении создается впечатление живого непосредственного общения с умными и опытными специалистами, которые не только знают, как помочь ребенку, но и верят в возможность достижения желаемого результата.

В заключение нелишне сказать, что работа с аутичными детьми позволила О.С. Никольской построить модель организации аффективной сферы человека и представить ее в виде целостной системы адаптации, обеспечивающей решение стоящих перед человеком задач. Эта модель создана с опорой на исследования как зарубежных, так и отечественных ученых, и прежде всего на идеи Л.С. Выготского, в частности на его положение о переживании как единице изучения личности и среды. Этому вопросу посвящены другие работы автора.

 


Специальная психология
Учебное пособие
Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд.,
испр. – М.: ИЦ «Академия», 2005

Это издание – учебное и потому рассчитано на тех, кто только собирается посвятить себя делу обучения и воспитания аномальных детей. В то же время не вызывает сомнения, что содержащиеся в нем сведения представляют профессиональный интерес для уже нашедших себя в образовании психологов.

Книга задумана как попытка рассказать о специальной психологии как целостной области психологической науки, об общих и специфических – в зависимости от характера отклонений – особенностях нарушенного психического развития. В этой связи нелишне напомнить, что одним из создателей как дефектологии, так и специальной психологии является Л.С. Выготский, выделивший общие закономерности развития ребенка. К ним, в частности, относятся следующие: определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных возрастов, роль речи в формировании высших психических функций, закон о влиянии обучения на умственное развитие и др. В качестве возможной классификации отклонений приведена классификация, предложенная В.В. Лебединским, в основу которой положен характер нарушения. Соответственно выделяются недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное и дисгармоничное развитие.

В силу того что специальная психология как самостоятельная область исследований начала формироваться относительно недавно, в книге речь идет не обо всех типах отклонений в развитии. Специальные главы знакомят с умственно отсталыми детьми, имеющими задержку психического развития, также говорится о детях с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и о слепоглухих. Недостаточность накопленных психологических данных выступила основанием для того, чтобы пока не освещать нарушения эмоциональной сферы и поведения, а также речевого развития.

Одним из самых сложных в последнее время является вопрос о формах обучения детей с нарушениями в развитии, о возможности их пребывания в массовой школе. Интегрированное обучение, как показывает опыт, оказывается эффективным далеко не для всех категорий аномальных детей. В этой связи самостоятельный практический интерес представляет последняя глава, посвященная прикладным аспектам специальной психологии.

 


С.Д. Забрамная, О.В. Боровик
Практический материал для проведения
психолого-педагогического
обследования детей

Методические рекомендации
– М.: ВЛАДОС, 2008

Как следует из аннотации, это издание представляет собой набор из 115 карточек и адресовано специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, а также всем, занятым реабилитацией детей с нарушениями развития и трудностями обучения. К наиболее значимым диагностическим показателям авторы относят понимание инструкции задания и способность следовать ей до конца задания, состояние моторики, уровень речевого развития, умение переносить способ действия на аналогичные задания, критичность оценки результатов работы самим ребенком. Соответственно карточки направлены на исследования восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, а также школьных знаний и навыков. Прежде чем проводить диагностику психического развития детей, целесообразно ознакомиться с методическими рекомендациями, оформленными в виде брошюры.

Воспользоваться данными конкретными материалами – дело нехитрое, хотелось бы обратить внимание потенциальных читателей на теоретические основания, которые лежат в основе предлагаемых практических рекомендаций по проведению обследования детей. Об этом автор С.Д. Забрамная писала в своих предыдущих работах. Она обращала внимание на то, что особая роль в разработке научных основ дифференциальной диагностики принадлежит Выготскому, который призывал не ограничиваться одноразовыми испытаниями того, что может сделать ребенок сам, а проследить за тем, в состоянии ли он воспользоваться помощью со стороны взрослого. Разработанная Выготским схема педологического (мы бы сейчас сказали: психолого-педагогического) исследования детей легла в основу современного подхода к научному изучению и практическому обследованию состояния психической сферы детей.

Данное методическое пособие, вне всякого сомнения, может выступить надежным средством для получения достоверных сведений о состоянии познавательных процессов и личности ребенка.

От науки к практике

Знакомство с профессиональной литературой преследует разные цели. Одна из них, лежащая на поверхности, – получение сведений, необходимых для проведения диагностико-коррекционной, профилактической и консультативной работы. Понятно, почему многие практикующие психологи отдают предпочтение практико-ориентированным пособиям. Оборотной стороной этого выступает ничем не подкрепленный страх перед научной литературой и именами прославленных ученых. Есть один неоднократно проверенный способ справиться со страхом – обратиться к соответствующим изданиям и попробовать их почитать. Книги по такой сугубо практической тематике, как коррекция нарушений психического развития, наглядно показывают, что нет четкого деления на научную и практическую литературу, а единственно допустимым и оправданным является лишь различение профессиональных изданий, рассчитанных на специалистов, и популярных, предназначенных широкому кругу читателей (прежде всего, родителям). При этом и те, и другие издания должны отвечать критерию научности, речь идет лишь о форме изложения с учетом их адресата. И монография Боскис, и труды Левиной, и учебное пособие под редакцией Лубовского, и предлагаемые практические пособия по диагностике психического развития детей и детскому аутизму научны по своему содержанию, что не мешает им быть полезными и даже необходимыми в практической работе. Скорее наоборот: научная обоснованность содержания становится главным и, пожалуй, единственным условием применения авторских идей на практике. А объединяет все эти книги верность их авторов идеям Выготского, одного из создателей отечественной психолого-педагогической науки о трудном детстве.

Выготский надеялся, что воспитание победит дефективность и о слепом скажут, что он слепой, а о глухом, что он глухой, и ничего больше. Авторы книг, о которых шла речь, смогли продвинуться в намеченном их Учителем направлении.

Марина СТЕПАНОВА