Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2009


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 1 (21)

 

Ирина НИЛОВА,
педагог-психолог ГОУ
«Детский сад комбинированного вида» № 1825, ЦАО,
г. Москва

 

Cолнечные дети

Сюжетно-ролевая игра в подготовительной
группе детского сада

Цель занятия: повышение учебной мотивации, тренировка принятия ответственных решений, развитие внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, произвольности, воображения и креативности.

Методы и методики: сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, игры с правилами, дидактические игры, беседа.

Материалы: венки из желтой мишуры по количеству участников, «пропуск на Землю» для всех детей, мячик, просторное помещение с ковром.

Количество участников: ведущий и 8 детей (можно и больше, тогда нужно изменить данные в сказочном зачине).

Время: 35–42 минуты.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Введение и принятие ролей (5 минут).

Испытания: пальчиковая гимнастика (2 минуты); игра «3, 13, 30» (3 минуты); дидактическая игра на развитие памяти (5 минут); загадки (10 минут); беседа о профессиях и школе (5–10 минут).

Деролинг и шеринг (5–7 минут).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Введение и принятие ролей

Ведущий приглашает детей сесть в кружок на ковер и послушать сказку, а может быть, даже очень реальную историю:

Однажды на планете Солнышко в самой обычной семье солнечных человечков родились брат и сестра Рари и Риру. Через несколько лет они пошли в солнечный детский сад. Они учились там рисовать с помощью света, считать, петь, танцевать, лепить солнечных человечков, летать по воздуху – так они готовились к поступлению в первый класс солнечной школы. И вот как-то на одном из занятий они узнали, что в их солнечной системе существует планета, которая называется Земля. На ней совсем другая природа. Свет там настолько плотный, что превращается в материю. Там есть вода, леса, горы, а живут там не солнечные человечки, а земные. Они не летают по воздуху, потому что гораздо тяжелее солнечных человечков и совсем по-другому выглядят. Рари и Риру очень захотели побольше узнать о земных человечках и о самой планете Земля, но время занятий кончилось, и все дети отправились отдыхать.

На следующий день наступили выходные. Рари и Риру сидели дома с родителями и смотрели свою любимую передачу по солнцетелевидению. Вдруг передали экстренный выпуск новостей. Ведущая сообщила, что на солнце произошли небывало сильные вспышки, и солнечные ученые очень озабочены этим явлением. Знания об этих вспышках есть только у ученых планеты Земля. Тут по солнцетелевидению выступил верховный правитель Солнышка и сообщил, что происходит набор первоклассников, которые готовы отправиться на планету Земля и пройти там обучение. Выучиться в земных школах и университетах, получить земные профессии, изучить образ жизни земных человечков и как можно больше узнать про астрономию, а конкретно: всё-всё-всё о вспышках на Солнце. Так как время на планете Земля идет по-другому – 5 земных лет равны 1 солнечному дню, то все путешествие займет несколько дней.

Земные правители готовы принять только первоклассников или дошкольников с планеты Солнышко, так как более взрослых представителей планеты пускать к себе боятся: вдруг солнечные обитатели захотят захватить планету Земля, а не просто набраться знаний. Всего земляне готовы принять десять детей, поэтому отбор будет очень строгим.

Всем желающим необходимо пройти три испытания:

1. Научиться правильно держать и использовать земные приборы – ручку и карандаш.

2. Слушаться земных учителей, быстро выполнять инструкции и соблюдать земной распорядок дня.

3. Солнечные дети должны обладать очень хорошей памятью и смекалкой, а также должны быть любознательными, чтобы изучить всё про вспышки на Солнце и, вернувшись, помочь спасти свою планету.

Когда Рари и Риру услышали слова верховного правителя, они поняли, что у них появился шанс попасть на Землю, да еще и спасти свою собственную планету. Рари и Риру решили как можно скорее пройти все испытания».

Ведущий. Понравилась вам история? Знаете, а ведь Рари и Риру удалось пройти все испытания и попасть на Землю. А как вы считаете, вы смогли бы так же, как они, пройти все испытания и помочь своей планете? Давайте попробуем прямо сейчас.

Закройте глаза и представьте себя солнечными человечками. Вы светитесь ярким желтым светом. Вы легкие, как воздух. Взмахните руками – они стали очень легкими. (В это время ведущий надевает на голову детям и себе венки из мишуры и продолжает говорить.) На голове у вас появляются солнечные лучики. Почувствуйте себя солнечными человечками и придумайте себе имена – имена солнечных человечков. А сейчас откройте глаза.

Испытания

Дети открывают глаза и осматриваются.

Ведущий. Здравствуйте, меня зовут Ирра. Я председатель комиссии по отбору солнечных детей на планету Земля. Сейчас вы пройдете несколько испытаний. Если вы пройдете их успешно, то получите пропуск на планету Земля. По очереди назовите свои имена.

Дети называют придуманные имена. При затруднениях ведущий напоминает имена из сказочного зачина как образцы имен.

Итак, первое испытание: научиться правильно держать и использовать земные приборы – ручку и карандаш. Сейчас мы проверим, насколько ваша рука готова к тому, чтобы успешно использовать ручку и карандаш. Я буду показывать вам различные движения руками, а вы должны их повторять.

Ведущий использует упражнения из пальчиковой гимнастики.

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Прижать руку к столу ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.

5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.

6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Задача ребенка – поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Ведущий. Что ж, молодцы. Похоже, все справились с первым испытанием. Перейдем ко второму.

Итак, избранные дети должны слушаться земных учителей, быстро выполнять инструкции и соблюдать земной распорядок дня. Начнем с распорядка дня. Какие части суток вы знаете? (Дети отвечают.) Молодцы, я вижу, вы всерьез хотите попасть на Землю. Проверим, насколько хорошо вы умеете слушаться и выполнять инструкции.

Ведущий объясняет детям правила игры «3, 13, 30» и начинает игру.

В кругу ведущий называет нараспев числа. На 3 нужно хлопать в ладоши, на 13 – приседать, на 30 – маршировать на месте. Кто ошибается – приседает до следующей команды.

Ведущий. У избранных солнечных детей должна быть очень хорошая память. Что ж, проверим и память.

Ведущий предлагает дидактическую игру из книги «Развиваем память» (Задания для подготовки к школе. Весна-Дизайн, 2007) либо игру «Что изменилось».

Дети стоят в кругу или в ряд, ведущий выбирает одного из детей и просит остальных, чтобы они как можно лучше пригляделись к выбранному ребенку. После этого все дети закрывают глаза, а ведущий что-то меняет в одежде, прическе или в позе ребенка. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Отгадавший занимает место водящего.

Ведущий. У избранных солнечных детей должна быть очень хорошая смекалка. Проверим, как вы отгадаете загадки. Сейчас я по очереди каждому из вас буду читать загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Если у детей возникают затруднения, то ведущий просит решить загадку коллективно.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

Сидит девка на крыльце, а коса на улице. (Морковь.)

Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)

По воздуху белый летает, на руках прозрачный тает. (Снег.)

Сорок одежек и все без застежек. (Капуста.)

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков… (Горох.)

Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

Ведущий. Солнечные дети должны быть любознательными, чтобы изучить всё про вспышки на Солнце и, вернувшись, помочь спасти свою планету. Всем избранным детям предстоит получить профессию на планете Земля. Подумайте, кем вы хотите стать и чем вам может помочь земная школа для освоения этой профессии. Первый класс в любой школе – это очень важный этап в освоении профессии. Подумайте, чему вы хотите научиться в первом классе земной школы.

Далее ведущий передает по кругу мяч, и дети высказывают свои мысли. Если кто-то не готов говорить, он пропускает свою очередь и говорит в конце.

Деролинг и шеринг

Ведущий. Испытания закончились. Сейчас я вынесу решение, кто из вас получит пропуск на Землю. Закройте глаза и вытяните вперед ладошки. (Пока у детей закрыты глаза, ведущий снимает со всех мишуру и вкладывает в руку пропуск на Землю.) Откройте глаза и посмотрите на свои ладони. Поздравляю, ваши кандидатуры одобрены, и вы все отправитесь на землю учиться.

Еще раз закройте глаза. Наша игра закончилась, и я прошу вас, открывая глаза, произнести вслух свое настоящее имя. Открывайте глаза. А сейчас скажите мне, понравилась ли вам игра. Назовите испытание, которое вам больше всего понравилось. (Дети высказываются.) Что ж, спасибо всем вам за старание. Наше занятие окончено.