Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2009


Разное

Уважаемые читатели!

Вашему вниманию предлагается проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В рамках проекта стандарта разработана компетентностная модель подготовки психолога образования, определены его профессиональные задачи — как общие для всего психолого-педагогического направления, так и для деятельности психолога, описаны необходимые для решения этих задач общекультурные и профессиональные компетенции.

Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психолог образования» в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», в которое, помимо указанного, включены профили — воспитатель, учитель начальных классов и ряд других.

В основу разработки положен деятельностный подход, связанный с выделением общего круга профессиональных задач, необходимых для освоения во всех профилях подготовки.

В основу образовательной программы профиля «Психолог образования» положен модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности.

Проект подготовлен с участием Российской академии образования, Совета ректоров вузов Москвы, учрежденных Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ.

Основной разработчик — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет».

Мы будем благодарны читателям «Школьного психолога» за конструктивные замечания и предложения, которые можно направлять по электронному адресу rectorat@list.ru

С полным текстом проекта Федерального государственного профессионального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» можно познакомиться на сайте МГППУ: http://mgppu.ru/.

В.В. РУБЦОВ,
ректор Мгппу
А.А. МАРГОЛИС,
первый проректор
Ю.М. ЗАБРОДИН,
проректор по научной работе

 

ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВПО)
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Обоснование соответствия предлагаемого проекта ФГОС ВПО стратегическим целям развития высшего профессионального образования, потребностям учащихся, общества и рынка труда

Развитие образования в России предполагает «формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... что предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения... создание возможностей гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 гг.).

Указанные задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость задания в программах подготовки педагога такого содержания, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

По мнению разработчиков представленного проекта ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, которая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разработанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожецем, В.В. Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки — «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.

Включение в направление «Психолого-педагогическое образование» профиля «психолог образования», основанного на общем с другими профилями базовом профессиональном цикле подготовки, позволит более эффективно решить проблемы взаимодействия психолога с воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и обеспечит возможность для реального, а не декларативного построения индивидуальных траекторий обучения учащихся, формирования их компетенций, необходимым условием чего является общий «профессиональный язык», т.е. одинаковое понимание организации в условиях учебно-воспитательного процесса индивидуальной и совместной деятельности учителя и самих учащихся.

Включение в данное направление новых профилей «психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми» и «психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании» обусловлено существенным объемом необходимого психологического содержания в подготовке специалистов по работе с учащимися с особыми потребностями. Использование психологических методов в профессиональной деятельности социального педагога и психолого-педагогической деятельности профессионального образования также является основанием для включения этих профилей в психолого-педагогическое направление.

Обоснование сформированных компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров как основы новых ФГОС ВПО

Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основные виды профессиональной деятельности по указанным выше профилям направления. Для рассматриваемых видов профессиональной деятельности в основном отсутствуют современные и утвержденные с привлечением общественно-профессиональных ассоциаций стандарты профессиональной деятельности, что, безусловно, затрудняет разработку любого образовательного стандарта. В этих условиях, в соответствии с разъяснениями технической документации конкурса, при обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению, коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления, утвержденные соответствующими документами Правительства РФ), на экспертное заключение и мнение представителей академического и профессионального сообщества, работодателей (региональные департаменты образования), обсуждение и экспертные заключения общественно-профессиональных ассоциаций (Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России), а также на существующий международный опыт, прежде всего на уже существующие стандарты профессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ассоциация, Международная ассоциация школьных психологов и др.)

В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определены необходимые для реализации профессиональных задач по профилям подготовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным видам профессиональной деятельности). Созданная таким образом модель подготовки бакалавра и магистра по психолого-педагогическому направлению была положена в основу разрабатываемого ФГОС ВПО.

К специфике данного направления следует отнести тот факт, что в большинстве развитых стран мира бакалавр данного направления не является ступенью профессионального образования и не получает возможности доступа к самостоятельной профессиональной деятельности из-за недостаточного уровня его практической подготовки. Для профиля «Психолог образования», например, в соответствии с нормами Европейского союза («Европейский диплом психолога») обязательной является программа профессиональной подготовки, которая описывается формулой «4+2+3», т.е. бакалавр — (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование (3 года) в условиях супервизии (т.е. интернатура).

Указанное обстоятельство следует принять за основу и для подготовки по другим профилям психолого-педагогического направления. Это согласуется с поручением Президента РФ Правительству РФ (по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию от 15.10.2008 г.) в той его части, где ставится вопрос о введении годовой педагогической интернатуры для выпускников педагогических вузов.

Руководствуясь этим, коллектив разработчиков ФГОС ВПО (при соответствующем изменении существующей нормативной базы) считает целесообразным введение аналогичной интернатуры в образовательных учреждениях для бакалавров всех профилей психолого-педагогического направления. При разработке проекта стандарта на уровне магистра разработчиками предлагается организация модели производственной практики (54 кредита) на втором году обучения в магистратуре, что должно обеспечивать необходимый уровень практической подготовки выпускника-магистра к профессиональной деятельности.

Обоснование путей реализации уровневой подготовки в данном направлении подготовки

Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности. Наличие базовой части профессионального цикла на уровне «бакалавр» и «магистр», а также базовой части циклов ГСЭ и МЕЦ («бакалавр») и общенаучного цикла («магистр») определяет универсальное ядро общекультурных компетенций и профессиональных компетенций, общих для всех видов профессиональной деятельности, которое является механизмом реализации индивидуальных траекторий образования на переходе от «бакалавра» к «магистру» в пределах данного направления.

Такая образовательная модель создает возможность для «бакалавра» любого профиля психолого-педагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по другому профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области. Так, например, «бакалавр» по профилю «учитель начальных классов», уже получив достаточно глубокую психолого-педагогическую подготовку, сможет продолжить свое обучение в магистратуре, где будет осваивать профессиональную деятельность психолога образования. Это справедливо и для образовательного маршрута «воспитатель-психолог».

Реализация таких сопряженных образовательных маршрутов позволит на практике осуществить подготовку педагогов, способных решать сложные профессиональные задачи организации, учебной, организационно-управленческой или научно-методической деятельности, ориентированных на развитие учащихся, построение их индивидуальных образовательных траекторий с учетом возрастных и личностных особенностей.

Возможность реализации «смешанных» маршрутов является значимой и для «магистров» психолого-педагогического образования, готовящихся к профессиональной деятельности в области научных исследований, для разработчиков и экспертов в области образовательных программ и технологий и др. Возможность смены профиля в пределах направления позволит координировать жизненные и профессиональные планы выпускника-бакалавра после начала его профессиональной деятельности в связи с возможными изменениями на рынке труда.

Реализация различных образовательных траекторий в пределах направления при переходе от «бакалавриата» к «магистратуре» в полной степени отвечает целевым установкам создания системы непрерывного образования в РФ.

Обоснование предлагаемой структуры ООП и ее соответствие компетентностной модели подготовки выпускника

Предлагаемая структура основной образовательной программы соответствует техническому заданию на разработку в ГОС ВПО, утвержденному заместителем министра образования и науки РФ И.И. Калиной, и разъяснений по формированию ГОС ВПО подготовки «магистра», данных 01.09.2008 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко. В основу реализации ООП положен в данном случае принцип соответствия разрабатываемой программы структуре макета, с наличием всех заданных блоков (циклов подготовки), сочетанием базовой и вариативной части (в соответствии с предельно допустимыми значениями базовой части программы «бакалавра» и «магистра»), наличием в структуре ООП дисциплин по выбору студента и факультативов, позволяющих выбирать индивидуальные траектории обучения студента с учетом его познавательных и профессиональных интересов.

За основу формирования ООП взято соответствие между наличием определенного цикла учебных дисциплин и группы формируемых в пределах этого цикла компетенций. Так, например, в структуре ООП «бакалавра» гуманитарному и социально-экономическому, естественно-научному и математическому циклам ставится в соответствие формирование у выпускника общекультурных компетенций. Механизмом реализации этого принципа внутри указанных циклов является подбор разработчиками проекта таких учебных дисциплин и таких форм организации учебной и научно-исследовательской работы «бакалавра», которые позволяют освоить образовательные результаты учебных дисциплин цикла способом, ориентированным на формирование названных выше компетенций выпускника. Аналогичный принцип построения ООП и указания учебных дисциплин базовой части приведенных в структуре макета циклов позволяет последовательно осуществлять формирование у выпускника полного набора необходимых компетенций, составляющих компетентностную модель подготовки выпускника.

Обоснование условий реализации ООП, позволяющих обеспечивать качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями

К основным условиям реализации ООП, позволяющим обеспечить качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями, относятся:

1. Построение программы подготовки в соответствии с компетентностной моделью выпускника, содержащей полный и исчерпывающий набор общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, и разработанной с учетом требований работодателей и международных стандартов в области психолого-педагогического образования.

2. Наличие высокой доли интерактивных форм учебных занятий, что составляет у «бакалавра» 25 %, у «магистра» 40 %, высокой доли объема самостоятельной работы студентов, отраженной в виде занятий лекционного типа, которые составляют не более 25 % у «бакалавров» и 25 % у «магистров». Ограничение максимального объема аудиторно-учебных занятий в неделю составляет не более 27 академических часов для «бакалавра» и не более 14 — для «магистра».

3. Широкое использование инновационных технологий обучения, эффективной организации практической подготовки выпускника, выражающееся в форме 30 недель прохождения практики у «бакалавра», 38 недель — у «магистра», рациональная система организации различных видов практики и освоения навыков и умений профессиональной деятельности в ходе практической подготовки.

4. Организация научно-исследовательской работы студента, как значимой и существенной формы его общей и профессиональной подготовки, в объеме 8 недель для «бакалавра» и 10 недель — для «магистра».

5. Кадровое обеспечение процесса: не менее 60% для «бакалавра» и не менее 75 % для «магистра» преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук; привлечение к образовательному процессу не менее 3% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений для «бакалавра» и не менее 20 % для «магистра», не менее 80 % преподавателей, обеспечивающих учебный процесс для «магистра» по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12% преподавателей, а для «бакалавра» — не менее 8 % процентов преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук или / и ученое звание профессора; к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла «магистра» должны быть привлечены не менее 20 % преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Допускается одновременное научное руководство не более чем тремя «магистрантами».

6. Обязательный доступ студентов к профильным периодическим изданиям (отечественным, зарубежным), современным электронным базам данных по профилю подготовки.

7. Доступ студентов к современным компьютерным средствам, в том числе с выходом в интернет не менее 4 часов в неделю — для «бакалавра», 8 часов в неделю — для «магистра».

8. Необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса, включая наличие практикумов, учебно-методических кабинетов по профессиональной подготовке, лекционных аудиторий с мультимедийным оборудованием и доступом в интернет, компьютерных и лингафонных классов.

9. Достаточное финансовое обеспечение ООП.

10. Фонд оценочных средств, обеспечивающий полноценный и всесторонний контроль формирования требуемых компетенций в соответствии с компетентностной моделью подготовки выпускника, высокими требованиями, предъявляемыми к итоговой государственной аттестации «бакалавров» и «магистров».

Задачи профессиональной деятельности бакалавров

 

Общие для всех видов профессиональной деятельности:

• знание и реализация на практике прав ребенка;

• соблюдение норм профессиональной этики;

• систематическое совершенствование своего профессионального уровня;

• повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

• участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

• использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

• создание условий для полноценного взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся;

• повышение собственного общекультурного уровня;

• использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

• соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

• участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении.

В области психолого-педагогического сопровождения образования:

• проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

• проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;

• проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

• повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

• работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

• взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды;

• использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.

Требования к результатам освоения основных
образовательных программ бакалавриата

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

• знает основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

• владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

• знает моральные нормы и основы нравственного поведения (ОК-3);

• готов использовать теоретические знания гуманитарных наук и естествознания для решения профессиональных задач (ОК-4);

• способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

• готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6);

• умеет работать с современными компьютерными средствами и владеет информационными (в том числе сетевыми) технологиями организации профессиональной деятельности (ОК-7);

• способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

• способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

• физически готов к профессиональной деятельности (ОК-10);

• знает и выполняет требования гигиены, охраны труда и способствует формированию здорового образа жизни и безопасной образовательной среды (ОК-11).

б) профессиональными (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

• знает основные закономерности психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека (ОПК-1);

• знает основные закономерности психического и психофизиологического развития детей (ОПК-2);

• готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности учащихся (ОПК-3);

• способен учитывать возрастные и индивидуальные особенности, способности и интересы детей в психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

• готов организовать игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и другие виды деятельности учащихся (ОПК-5);

• способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие учащихся (ОПК-6);

• готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской области (ОПК-7);

• способен понимать высокую социальную значимость своей профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи (ОПК-8);

• готов соблюдать принципы профессиональной этики в своей профессиональной деятельности (ОПК-9);

• готов применять математические методы для анализа и обработки информации (ОПК-10);

• способен оценить особенности социальной и культурной среды как ситуации развития (ОПК-11);

• знает и умеет оценить риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

• способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-13);

• знает основные международные и отечественные документы о правах личности и правах ребенка (ОПК-14);

• способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности (ОПК-15).

В психолого-педагогической деятельности (ПКПП):

• способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

• готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

• способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

• способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);

• способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

• способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

Требования к структуре основных
образовательных программ бакалавриата

Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов:

• гуманитарный, социальный и экономический цикл;

• математический и естественнонаучный цикл;

• профессиональный цикл;

и разделов:

— физическая культура;

— учебная и производственная практики;

— итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Структура ООП бакалавриата

 

Задачи профессиональной деятельности магистров

Общие для всех видов профессиональной деятельности магистров данного направления:

• изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития учащихся;

• разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность учащихся, взаимодействия педагога и учащегося и др.;

• эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности учащимися, испытывающими трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия;

• осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;

• организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;

• участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

• организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

• формирование у субъектов образования потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании;

• организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды.

В области психолого-педагогического сопровождения образования:

• разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;

• разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

• осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;

• разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;

• мониторинг сформированности компетенций учащихся;

• разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

• взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;

• контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;

• реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;

• обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса.

Требования к результатам освоения основных
образовательных программ магистратуры

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

• способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

• владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

• владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

• способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

• способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

• способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного и расово-этнического происхождения (ОК-6);

• способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

• способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

• способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (в том числе в ситуациях риска) (ОК-9);

• способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

• способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

б) профессиональными (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):

• знает феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);

• готов выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);

• использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);

• владеет современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);

• умеет организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);

• умеет организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);

• владеет научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);

• владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);

• способен организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);

• способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);

• способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);

• способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);

• способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13);

• способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);

• готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);

• знает особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16).

В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):

.способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);

.способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

.способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

.способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

.готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

.способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

.способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

.способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8);

.способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

Требования к структуре основных
образовательных программ магистратуры

Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов:

—общенаучный цикл;

— профессиональный цикл;

и разделов:

— практики и научно-исследовательская работа;

—итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.

Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Структура ООП магистратуры