Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2009


Личный опыт

Занятие по теме «Понимание — ключ к успеху»

Цель: формировать умение распознавать и преодолевать барьеры и ошибки понимания.

Задачи:

— рассмотреть особенности взаимопонимания людей, условия, препятствия к взаимопониманию;

— формировать навыки распознавания и преодоления барьеров понимания;

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на основе взаимопонимания.

Материалы: карточки с вопросами и названиями чувств для микрогрупп, доска, мел, карандаши, авторучки, листы бумаги.

1. Приветствие.
Сообщение темы и цели занятия

Ведущий. Ни для кого не секрет, что в процессе общения ценится умение понимать друг друга, причем не только с помощью слов, но и с помощью жестов, мимики. Сегодня мы как раз и будем говорить о взаимопонимании и потренируемся понимать друг друга в различных ситуациях.

Любое общение начинается с приветствия и умения расположить к себе собеседника. Давайте поприветствуем друг друга в круге.

Упражнение «Здравствуйте!»

Водящий выходит в круг. Один из участников подходит к нему и здоровается, пожимая руку, при этом не отпускает ее. Другой участник выходит и приветствует кого-нибудь из ребят таким же образом. Так образуется новый круг участников. Держась все вместе за руки, они говорят друг другу: «Здравствуйте!»

Упражнение «Я дарю тебе…»

Ведущий. А сейчас я предлагаю подарить друг другу по очереди самые невообразимые подарки. При этом соблюдается условие: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Валера, за …, а я дарю Маше …»

Примеры подарков: вечный праздник, молодильное яблоко, земной шар, остров сокровищ и др.

2. Групповая дискуссия
«Взаимопонимание в общении»

Ведущий. Сейчас мы в группах попробуем разобраться, в чем залог взаимопонимания людей.

Алгоритм проведения групповой дискуссии по типу эстафеты

• Микрогруппы располагаются в аудитории по кругу. Каждой из них выдается лист бумаги с вопросом, дискуссия заканчивается записью общего решения на листе.

Вопросы для обсуждения

1-я микрогруппа: «Понимание — ключ к…» (успеху, эффективному общению, другие ответы участников).

2-я микрогруппа: «Что необходимо для взаимопонимания людей?» (Интерес, дружба, хорошие отношения, визуальный контакт, знание языка жестов и др.)

3-я микрогруппа: «Что препятствует взаимопониманию людей?» (Негативное отношение, невоспитанность, искажение информации, неверное истолкование интонации, жестов, мимики и др.)

• Листок передается по кругу следующей подгруппе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя ответ на листке. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано микрогрупп.

• Каждой подгруппе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и согласование записанных на нем точек зрения.

• Микрогруппы озвучивают результаты своей работы.

Ведущий. С кем вам легче находить взаимопонимание — со сверстниками, детьми, взрослыми? Почему?

3. Упражнения на закрепление полученных знаний

Упражнение «Любое число»

Участники сидят на стульях, образуя круг. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот должен мгновенно назвать какое-нибудь число от 1 до числа, равного количеству участников группы. По команде ведущего: «Три-четыре!» — должны встать столько участников, какое число было названо. Участник, назвавший это число, сам может встать либо остаться сидеть.

Ведущий. Что было важно, чтобы понять друг друга? (Ответы детей: быть внимательным, понимать друг друга без слов, чувствовать команду.)

Упражнение «Угадай, что нарисовано»

Два участника выходят за дверь. Остальные в это время рисуют четыре картинки: 1) любовь, 2) закат, 3) валенок, 4) движение. Задача вошедших — по всем рисункам отгадать, что было загадано.

Ведущий. В чем была сложность при выполнении задания? Что помогло вам понять друг друга? (Ответы детей.)

Упражнение «Необычный опыт общения»

Участники разбиваются на пары. Затем одна пара выходит в центр круга, партнеры садятся спиной друг к другу и обсуждают какую-нибудь тему. Например:

• «Как я провел выходные»

• «Как я учился ездить на велосипеде»

• «Мой любимый фильм»

• «Мое хобби»

• «Мои друзья»

Ведущий. Испытывали ли вы затруднения в этом упражнении? Что вам мешало свободно общаться, понимать друг друга с полуслова? (Ответы детей: отсутствие визуального контакта и др.)

Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение. Получивший информацию участник приглашает следующего и передает ее, тот — следующему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи сообщения участники-эксперты запоминают, кто упустил информацию, исказил или привнес свою.

Текст сообщения:

«Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15.00 часам, то совещание можно начинать без него. А самое главное, объявите, что всем руководителям необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании в любое удобное время, но до 20 февраля».

Вопросы участникам:

— Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?

Вывод: когда вы говорите, обращайте внимание на собеседника: слышит — не слышит, понимает — не понимает. Если по выражению лица видно, что он не понимает вас, стоит остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.

Вопросы экспертам:

— Правильно ли была передана информация? Почему? Что было сложным?

— Что произошло с информацией?

— Насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третье лицо»?

— Как необходимо передавать информацию, чтобы ее услышали и запомнили?

Слушатель, получающий информацию:

а) пропускает информацию через личностный фильтр;

б) незначительные, с его точки зрения, факты пропускает;

в) непривычные слова заменяет на привычные;

г) запоминает необычные, «жареные» факты;

д) обрабатывает информацию сообразно своей логике.

Вывод: говорить надо однозначно, использовать простые слова, важное проговаривать несколько раз, следить за состоянием слушающего, понимает ли он вас, использовать технику «забор» — фразы «Я специально обращаю ваше внимание …», «Я хочу, чтобы вы это запомнили».

Упражнение «Передача чувств»

Участники, стоя в колонне, по очереди невербально передают чувства (восторг, удивление). Затем крайний участник наглядно демонстрирует, какое чувство получил.

Ведущий. Удалось ли вам понять друг друга? Что было важным в этом упражнении? (Ответы детей: умение распознавать язык жестов, мимики, пантомимы.)

Упражнение «Снежинки»

Участникам раздаются цветные салфетки (листы бумаги). По сигналу ведущего они отрывают верхний правый угол своего листа, затем сгибают лист пополам, снова отрывают верхний правый угол и так до тех пор, пока салфетку можно сложить. В результате получаются оригинальные снежинки.

Ведущий. Есть ли одинаковые (разные) снежинки в группе? От чего зависит их схожесть или различие?

4. Подведение итогов

Ведущий. Необходимо ли взаимопонимание в общении? Что является ключиком к пониманию собеседника? (Ответы детей.)

Яна ПОПОВИЧ,
педагог-психолог,
МОУ «Центр дополнительного образования детей»,
г. Усть-Илимск,
Иркутская область