Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2009


Книжный шкаф

Парадоксы психологии

Г. Айзенк
М.: Эксмо, 2009

Имя Ганса Айзенка, одной из самых ярких и противоречивых фигур психологии ХХ века, хорошо известно российским психологам. В последние годы его книги, ранее переведенные на многие языки, удостоились перевода на русский. Наконец настала очередь и одной из самых популярных «Психология — наука о людях», написанной в начале 1970-х и обобщившей основные идеи автора в приложении к вечно актуальным общественно значимым проблемам (образование, политика, брак и семья, душевное здоровье и др.). Новое название книги придумано российскими издателями якобы для стимулирования читательского спроса, хотя интерес профессионалов наверняка обеспечит само имя автора. А вот любителей психологического ширпотреба книга может и разочаровать. Она являет собой образец ныне почти выродившегося научно-популярного жанра — освещает актуальные проблемы с опорой не на субъективные представления автора о жизни, а на достоверные факты и объективно установленные научные закономерности.

Айзенк прославился бескомпромиссной манерой называть вещи своими именами, ей он не изменяет и здесь. Страстный пропагандист тестирования интеллекта и бихевиористского подхода в терапии, он с фактами в руках камня на камне не оставляет от психоаналитических выдумок и либеральной утопии всеобщего интеллектуального равенства. Школьному психологу будет особенно интересна глава «Расцвет меритократии» (по недосмотру корректора в данном издании «власть достойных» неоднократно названа медиократией), в которой на примере реформ английского образования рассматриваются парадоксальные результаты воплощения либеральных идей без опоры на объективные данные психологической науки. Поведенческий подход к воспитанию и обучению (небесспорный, но очевидно эффективный) раскрывается и в других главах, особенно в третьей — «Поведенческие технологии в психиатрии и образовании».

С позиций современного читателя к недостаткам книги можно отнести ее некоторую перегруженность эмпирическими деталями, пространными описаниями исторических и литературных примеров. Доживи автор до наших дней, он, наверное, избрал бы иной стиль изложения. Но читатель (особенно психолог), привыкший к неторопливому, вдумчивому чтению серьезных, хотя и адресованных массам текстов, наверняка по достоинству оценит замечательный срез психологии второй половины ХХ века.

За годы, прошедшие с выхода первого издания, многое изменилось и в науке и в жизни, но по-прежнему справедливо суждение Айзенка: «Тактичность и деликатность хороши в дипломатии и политике, но для ученого самое важное — факты, даже если они кому-то не по душе».

Заключительная глава книги называется «Не стреляйте в бихевиориста» — аллюзия на анекдотический плакат над пианино в салуне Дикого Запада: «Не стреляйте в пианиста — он старается изо всех сил». Известно, правда, что этот казус породил популярный анекдот: «А где же пианист? — Просто один из посетителей не умел читать». Хочется надеяться, что потенциальные читатели Айзенка обладают необходимым для этого навыком, а равно и честным научным здравомыслием, в которых по сей день автору не сыскать равных.

Сергей СТЕПАНОВ