Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

Введение в мир психологии

Программа элективного курса
для учащихся девятых классов

 

Знание законов жизни несравнимо важнее
многих других знаний, а знание,
которое прямо ведет нас
к самосовершенствованию,
есть знание первейшей важности.
Герберт Спенсер, английский философ

Старший подростковый период – сложный и ответственный период в жизни человека, наполненный интенсивными переживаниями, вызванными чувством наступающей взрослости, формированием образа «Я», идентификацией с образом пола. Общая мотивация у подростка смещается на общение со сверстниками, появляется потребность в признании и стремлении к самоутверждению.

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Курс построен таким образом, чтобы дать подросткам те знания, которые ему необходимы в решении жизненно важных вопросов, способствовать формированию практических навыков самопознания и психологической саморегуляции.

Это личностно-ориентированный курс: сообщение знаний в учебном процессе происходит «по поводу самого себя». Курс имеет практическую и прикладную направленность: с одной стороны, он будет способствовать более осознанному выбору профиля в старшем звене и соответственно самоопределению после завершения основного общего образования, а с другой стороны, овладение психологическими знаниями помогает личностному росту и достижению конструктивности в разрешении реальных проблем растущего человека.

Цель программы: формирование психологической компетентности учащихся; определение мотивов выбора профиля обучения и будущей профессии.

Задачи:

— сформировать у учащихся представление о психологии как специальной области знаний, имеющей свой предмет и методы; показать специфику профессии «психолог»;

— способствовать формированию представлений подростков о самих себе, развитию рефлексии как процесса самопознания;

— способствовать развитию у учащихся готовности к профессиональному и социальному самоопределению.

Методы: мини-лекции, дискуссия, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, тренинговые упражнения, анкетирование, тестирование, эксперимент.

Практический выход: разработка психологической темы в форме доклада или сочинения и ее презентация в группе.

Ожидаемые результаты: повышение уровня психологической компетентности учащихся, более осознанный выбор профиля обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Введение. Психология – наука о душе

Психология — наука о душе. Предмет психологии. Значение психологических знаний для жизни человека.

Практикум: мотивационная анкета, тест «Кто вы?, упражнение «Визитка».

Занятие 2. Профессия «психолог»

Кто такие психологи? Разделы психологии. Теоретическая и практическая психология. Портрет психолога: личные и профессиональные качества.

Практикум: «Что вы за птица»? (Н. Козлов). Практическое упражнение «Консультация».

Занятие 3. Методы психологии

Наблюдение. Эксперимент. Тестирование. Анкетирование. Беседа. Изучение результатов деятельности. Проективные методики.

Практикум: эксперимент, упражнения «Сыщик», «Портрет», «Беседа».

Занятие 4. Самодиагностика в изучении внутреннего мира человека

Сущность и значение самодиагностики. Выполнение практических заданий.

Практикум: «Кто я?» (Кун, Мак-Портленд), «Автопортрет», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

Занятие 5. Личность

Личность и ее формирование. Уникальность и неповторимость личности. Ценности личности. Самооценка.

Практикум: «Мои ценности», упражнения: «Моя Вселенная», «Как у тебя с самооценкой?».

Занятие 6. Личность и ее самореализация

Понятие самореализации. Пути самореализации (по А. Маслоу). Механизмы психологической защиты.

Практикум: самооценка (Дембо–Рубинштейн), решение психологических задач.

Занятие 7. Личность и характер (практическое)

Практикум: опросник Айзенка.

Занятие 8. Я и другие

Общение и его функции. Средства общения. Роль эмоций в общении.

Практикум: анкетирование «Умеешь ли ты слушать?», психотехнические игры.

Занятие 9. Личные взаимоотношения людей

Положительные личные взаимоотношения (партнерство, товарищество, дружба, любовь). Отрицательные личные взаимоотношения (безразличие, отчуждение, вражда, ненависть), причина их возникновения. Психологическая совместимость. Психологический климат.

Практикум: психотехнические игры, сочинение-самоанализ, тест «Какой я друг?».

Занятие 10. Неэффективное общение

Модели общения (по В. Сатир). Барьеры в общении. Тревожность как один из факторов неэффективного общения.

Практикум: психотехнические игры, «Исследование уровня тревожности».

Занятие 11 (практическое). Тренинг навыков общения

Занятие 12. Конфликты и их разрешение

Конфликт, его причины. Виды конфликтов. Стратегия поведения в конфликте.

Практикум: психотехнические игры.

Занятие 13. Способности   профессиональная пригодность

Способности. Одаренность. Профессиональная пригодность. Знакомство с профессиограммами.

Практикум: тест Холланда.

Занятие 14 (практическое).

Как развивать свои способности

Тест на способности в специальной области деятельности. Интеллектуальный тренинг.

Занятие 15. Как работать над своими проблемами

Понимание проблемы. Собственное сопротивление в решении проблем. Этапы решения проблемы.

Практикум: психотехнические игры, ситуации – пробы.

Занятие 16–17. Творец своей жизни

Понятие о «Я-концепции». Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Декларация В. Сатир. Презентация работ учащихся.

Практикум: анкета «Мое впечатление о курсе «Основы психологии».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятия № 3. Методы психологии

Цели занятия:

• формирование представлений о методах психологического исследования;

• развитие интереса к внутреннему миру человека и мотивации к самопознанию;

• совершенствование коммуникативных навыков путем активного взаимодействия.

Методы проведения занятия: мини-лекция, дискуссия, психотехнические игры и упражнения, проблемный метод.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Психолог. На предыдущих занятиях мы познакомились с психологией как наукой; узнали, в чем состоит специфика профессии «психолог». А некоторые из вас даже поделились своими планами на будущее – они хотят выбрать эту достаточно трудную, но очень интересную профессию. И неважно, станете ли вы действительно профессиональными специалистами в области психологии или нет. Мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли, что умение мыслить психологически необходимо человеку как в повседневной жизни, так и в любой профессии, какую бы вы ни выбрали. Ведь каждому человеку необходимо знать свои особенности (характер, темперамент, способности), чтобы управлять собственной жизнью, выбрать дело по душе, стать счастливым. Важно научиться понимать других людей, помогать им и уметь принимать помощь самому. Поэтому я предлагаю нам продолжить движение по дороге Самопознания.

Обсуждение

Обсуждение высказывания У. Ченинга: «Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать ее».

Примерные вопросы:

• Как вы понимаете это высказывание?

• Согласны ли вы с ним?

• Как можно узнать особенности другого человека?

Методы психологического исследования:

— наблюдение;

— эксперимент;

— беседа;

— анкетирование;

— тестирование.

• С какими из этих методов вы уже сталкивались на других предметах?

• В чем особенность психологических методов?

Наблюдение

Психолог. Наблюдение делится на самонаблюдение и объективное наблюдение. Ежедневно мы наблюдаем, специально или случайно, за поведением десятков или даже сотен людей.

И мы сами являемся предметом наблюдения для других людей.

Вспомните всех, кого вы видели в течение дня. Можете сосчитать их?

Как вы думаете, важно ли быть наблюдательным в общении? Сейчас мы это проверим.

Игра «Сыщик»

В одном городе сложилась совершенно криминальная обстановка: преступники маскируются под честных людей. И вычислить их очень сложно, так как они постоянно что-то меняют в своей внешности и своем местоположении. И лишь самый опытный знаменитый сыщик…(называется имя ведущего) вызвался распутать это дело.

Сыщик выходит перед классом, внимательно смотрит и запоминает позы, расположение и даже выражение лиц участников. Затем он выходит за дверь. Диспозиция и некоторые элементы обстановки меняются (по договоренности). Сыщик возвращается и определяет, что изменилось. При наличии затруднений у сыщика появляется информатор (кто-то из присутствующих) и делает некоторые подсказки. Игра повторяется несколько раз.

Психолог. Да, быть внимательным, как оказалось, очень важно. Давайте проведем еще одно наблюдение.

Эксперимент

Упражнение «Портрет»

Желающий (заказчик портрета) выходит к доске, стоит молча, без движений. Присутствующим дается установка: как можно внимательнее рассмотреть и запомнить особенности внешности стоящего, чтобы впоследствии описать его портрет. Примечание: установка на использование только корректной формы описания. «Заказчик» определяет, чей портрет более точен.

Психолог. Как вы думаете, что чувствовал «заказчик» в процессе наблюдения? Давайте спросим об этом у него.

Мы сейчас провели естественный эксперимент, цель которого: выяснить, как влияет ситуация вынужденного наблюдения за человеком на его состояние.

Беседа

Психолог. Человек, за которым наблюдают, испытывает дискомфорт, что ведет к неестественности поведения. Мы с вами провели естественный эксперимент: вы даже не догадались, что стали его участниками. А существует еще лабораторный эксперимент (краткое описание). Как он влияет на человека, как вы думаете?

Вы можете удивиться, какой же это метод? Мы беседуем каждый день то с друзьями, то с родителями, то с учителями. Оказывается, беседа как метод исследования отличается от просто житейской тем, что к ней нужно специально готовиться, продумывать ее (цель, вопросы, место и время) Почему это важно? С чего следует начать?

Беседа начинается с установления контакта с собеседником и проходит в естественной, непринужденной обстановке. Вести беседу нужно гибко: слушать самому, говорить, стараясь не отклоняться от намеченной цели беседы. Почему?

Упражнение «Беседа»

Психолог. Выберите собеседника из группы, с кем вы хотели бы побеседовать. Важное условие: для беседы нужно выбрать человека, с кем вы мало общаетесь в повседневной жизни. Поговорите в течение нескольких минут на определенную тему.

Рефлексия по окончании беседы:

• Как ты себя чувствовал в процессе беседы?

• Трудно или легко было общаться?

• Кто был ведущим? Ведомым?

• Достиг ли ты поставленной цели? Если нет, то почему?

• Что нового ты узнал о собеседнике? Чем он тебя заинтересовал?

Упражнение заканчивается обсуждением вопроса: «Как стать хорошим собеседником?»

Анкетирование

Психолог. Что вы знаете об этом методе? Для чего его используют? Анкетирование – это получение информации с помощью системы вопросов, проводимое в письменном виде. Существуют открытые (свободные ответы) и закрытые (выбор одного из вариантов ответов) анкеты. В чем достоинства и недостатки анкетирования? Как с помощью этого метода получить более достоверную информацию?

Домашнее задание. Желающие разрабатывают собственную анкету (при помощи педагога) на любую тему и проводят ее среди сверстников. Результаты анкетирования и предварительные выводы учащиеся представляют на следующем занятии.

Тестирование

Психолог. Что вы уже знаете об этом методе? «Тест» — «короткое испытание», «проба» (в переводе с английского), его применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Как вы думаете, когда появился первый тест?

Один из первых психологических тестов описан в Библии, в Книге судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано свыше 10 тысяч тестов. Есть тесты, изучающие индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, способности), есть тесты, определяющие профессиональную пригодность, особенности познавательной деятельности (мышление, память, внимание и др.). Можно ли доверять всем тестам? Почему?

Занятие заканчивается обсуждением понятий «научные тесты» и «популярные тесты». Педагог приводит примеры первых и вторых. Учащиеся в свободной форме высказывают свое мнение.

Итог занятия

Психолог. Теперь, когда вы познакомились с методами психологического исследования, и не просто познакомились издалека, а попробовали некоторые из них применить на себе, какие выводы, мысли у вас возникают?

Итог занятия проходит в режиме свободных высказываний учащихся. Принимаются все высказывания без деления их на правильные и неправильные.

Аида СВЕЖЕНЦЕВА,
педагог-психолог,
МОУ «Кочковская средняя
общеобразовательная школа»,
Новосибирская область