Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

Наблюдательность
как профессиональное качество

Предлагаем читателям пример интегрированного занятия курса «Мое профессиональное будущее». Данный курс направлен на формирование у учащихся навыков, позволяющих правильно выбрать профессию. Одной из задач курса является также повышение уровня психологической компетентности детей, поэтому занятия предъявляют высокие требования и к учителю в области знания психологии. Школьный психолог в связи с этим оказывает учителю помощь в проведении тех занятий курса, которые насыщены психологическими знаниями. Интеграция трудового обучения и психологии и тесное сотрудничество учителя и психолога в данном случае только обогащают уроки, делают их более содержательными и интересными для детей, повышают их развивающий потенциал.

 

Тема занятия:
«Наблюдательность как профессиональное качество человека»
(оригинальная авторская разработка)

Для того чтобы освоить любую профессию и успешно трудиться в ней, человек должен обладать и целенаправленно развивать в себе те личностные качества, которые являются особенно важными для данной профессиональной сферы. Сегодня внимание специалистов-практиков привлекает наблюдательность, как одно из профессионально важных качеств специалистов, работающих в сфере «человек–человек». Это вполне объяснимо, ведь специалисты в этой сфере — учителя, врачи, психологи, следователи, менеджеры и др. — должны во многом опираться на наблюдение как метод познания другого человека и на свою собственную способность наблюдать.

Поэтому предлагаемое занятие посвящено наблюдательности как способности человека и профессионально важному качеству. Занятие дает ученикам возможность не только раскрыть для себя сущность этого качества и познакомиться с примерами наблюдательности в отношении других людей, но и увидеть возможности собственного целенаправленного развития и даже потренироваться в развитии наблюдательности.

Цели и задачи

К концу занятия ученики должны научиться:

— давать определение наблюдательности как качества человека;

— приводить примеры роли наблюдательности в различных сферах профессиональной деятельности человека;

— целенаправленно воспринимать и описывать особенности внешности человека на примере строения головы и лица.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1

Ведущий. Попробуйте, не глядя на соседа по парте, с которым вы просидели вместе несколько уроков, в течение двух минут описать (сделать пометки на листках), во что он сегодня одет и обут (особенности его гардероба сегодня).

(По итогам упражнения делается вывод: несмотря на то что мы видим другого человека в течение длительного времени, тем не менее мы можем и не увидеть его детально, полно и подробно.)

Ведущий. Это упражнение наглядно показало нам, как развито в нас такое качество человека, как наблюдательность. Наблюдательность — это способность детально видеть предмет или явление. В данном случае предметом нашего наблюдения был другой человек. Наблюдательность предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие чего-либо, проникновение в сущность предмета или явления.

Конечно, в нашей повседневной жизни слабо развитая наблюдательность нам особо не вредит (хотя иногда может и подвести). Однако она просто необходима в профессиональной деятельности, особенно для тех специалистов, которые работают в сфере «человек–человек», где работа связана с людьми, их воспитанием, обучением, лечением, обслуживанием или управлением.

Приведите, пожалуйста, примеры таких профессий (учитель, воспитатель, врач, следователь, адвокат, психолог, таможенник, продавец и др.).

Для представителей этих профессий важно во внешности и поведении увидеть признаки внутренние, увидеть состояние другого человека. Так, например, для врача значимыми становятся знания о внешних признаках заболеваний, об особенностях поведения людей при разных болезнях. Учителю на уроке важно уметь видеть признаки интереса у детей, проявления и переживания ими чувств и эмоций в отношениях с другими людьми (сверстниками, родителями, педагогами). Психологу необходимо при взаимодействии с другим человеком понимать его состояние и чувства, чтобы правильно отражать их и показывать свою эмоциональную сопричастность и отзывчивость.

Вот пример профессиональной наблюдательности женщины-адвоката, взятый нами из книги Сидни Шелдона «Гнев ангелов»:

«Она научилась по обуви определять характер человека и отбирала в присяжные людей, носивших удобную обувь, потому что они отличались покладистым характером… Дженнифер постигала язык жестов. Если свидетель врал, он трогал себя за подбородок, плотно сжимал губы, закрывал рукой рот, дергал себя за мочку уха или теребил волосы. Ни одно из этих движений не ускользало от Дженнифер, и она выводила лжеца на чистую воду».

Прекрасными наблюдателями, как мы видим, являются прозаики и поэты. Их наблюдательность порою восхищает. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основании наблюдения и улавливания тончайших изменений в поведении людей. Вот зарисовка писателя Стефана Цвейга из новеллы «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Это описание рук игрока казино, которого поглотила страсть к игре:

«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела — мне даже страшно стало — две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страшное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею».

Мы видим, как во внешности человека и в его поведении наблюдательные люди умеют тонко подметить его внутреннее психическое состояние и его свойства. Они умеют не только понять другого человека, но и предвидеть его поведение, поскольку наблюдение, глубокое, а не поверхностное знание помогают предвидеть, предвосхитить, предсказать.

Как же они научились это делать? Как же научиться быть наблюдательным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим отрывок из фильма о гениальном сыщике и мастере наблюдения Шерлоке Холмсе (демонстрируется отрывок, первые 10 минут, из фильма «Кровавая надпись»).

Оба героя, как мы увидели, сделали свои умозаключения, основываясь лишь на наблюдении, проведенном за короткий отрезок времени. Почему же они пришли к разным выводам и почему умозаключения Шерлока Холмса оказались более точными?

Шерлок Холмс имел, в отличие от доктора Ватсона, более развитую наблюдательность. А также он знал, ЧТО НУЖНО ВИДЕТЬ, ВО ЧТО ВСМАТРИВАТЬСЯ, ЧТО ОТМЕЧАТЬ, наблюдая другого человека или предмет. Именно благодаря целенаправленному развитию умения наблюдать, видеть детали мы и вырабатываем у себя умение различать малозаметное или видеть разное в сходном.

Здесь уместно вспомнить также слова замечательного писателя и наблюдателя К. Паустовского:

«Хороших глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

У нас с вами нет месяца. Однако все же есть время, чтобы войти в роль сыщика, или — по-современному — следователя, и потренироваться в развитии наблюдательности. Как и следователю в его повседневной практике, вам сейчас предстоит составить словесный портрет другого человека. Как подобрать слова, чтобы это описание было точным и помогло узнать человека? Надо прежде всего знать, что можно выделить во внешности другого человека, например в строении головы, лица, коль мы собрались описать его портрет. Поэтому сначала разберемся, какие существуют общие признаки строения головы и лица.

Обратимся к рисункам (см. приложение 1). Рассмотрите те признаки, которые выделяются в описании головы и лица человека.

Какие еще признаки, по-вашему, можно включить в описание головы и лица человека? (Форма бровей, губ и рта, форма нижней челюсти, подбородка и др.)

Давайте включим полученную информацию в тренировочное упражнение:

Упражнение 2

Разделитесь на группы, и каждая группа попробует дать словесное описание по портрету на рис. 1 и 2 (см. приложение 2).

А теперь давайте сравним свои описания с профессиональным описанием этих портретов (см. в том же приложении).

Какие еще признаки в строении головы и лица вы выделили из этих описаний?

Упражнение 3

Класс делится на три подгруппы. Одна подгруппа выходит из класса. Учитель демонстрирует ученикам портреты (см. приложение 3) . Одна из подгрупп описывает один портрет, другая — другой, а третий портрет не описывает никто. Словесные портреты нужно составить так, чтобы отсутствующие члены группы могли по описанию определить, кто изображен на них.

При анализе результатов упражнения обращается внимание на то, какие признаки оказались значимыми при словесном описании каждого портрета. Если были ошибки, то нужно проанализировать причины, которые к ним привели: неточные слова в описаниях, неверное выделение признаков, отсутствие в описании существенных отличительных признаков.

Упражнение 4

Ведущий. Не рассматривая дополнительно своего соседа, попробуйте описать строение его лица и головы, используя те признаки, о которых уже говорилось на занятии. После выполнения задания можно внимательно вглядеться в соседа, проверить свое описание и дополнить его. Обязательно нужно зафиксировать для себя, что нового было увидено при целенаправленном разглядывании другого человека.

Подведение итогов занятия

• Что нового вы узнали сегодня о наблюдательности? Можете ли вы сформулировать, что это за качество и какова его роль в жизни человека?

• Приведите примеры профессий, где, на ваш взгляд, нужна развитая наблюдательность? Свой пример поясните.

• Научились ли вы сегодня быть более наблюдательными? В чем?

ЛИТЕРАТУРА

Шелдон С. Гнев ангелов. Мельницы богов: Романы. — М.: Новости; АСТ, 1999.

Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. — Мн.: Вышэйшая школа, 1986.

Паустовский К. Золотая роза: Повести. — Кишинев, 1987.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб.: Питер, 2008.

Публикация статьи произведена при поддержке стоматологической клиники «Дентал Мир». Воспользовавшись предложением клиники «Дентал Мир» Вы сможете по выгодной цене установить пломбы и стоматологические протезы, поставить брекеты, произвести профессиональную чистку зубов и вылечить болезни зубов и полости рта. Современное оборудование и материалы, большой опыт успешной работы и профессионализм врачей стоматологической клиники «Дентал Мир» являются гарантами того, что все услуги соответствуют самым строгим стандартам качества и надежности. Узнать больше о предложении клиники «Дентал Мир», и получить-онлайн консультацию квалифицированного специалиста можно на сайте http://dentalmir.ru/


Приложения

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Рис. 1

Портрет, к которому
нужно составить словесное описание

Портрет, к которому нужно составить словесное описание. Например, мужчина, на вид 45–50 лет. Волосы прямые, причесаны на пробор. Лицо широкое, овальное, профиль — волнистый, скошенный, щеки слегка впалые, нижняя челюсть массивная. Короткие глубокие носогубные складки. Нос тонкий, спинка носа длинная, прямая. Основание носа опущено. Брови короткие, узкие, прямые, раздвинутые. Глаза маленькие, овальные. Под глазами большие мешки. Губы: верхняя — тонкая, нижняя — толстая, сильно выступает. Рот средней величины, углы опущены. Подбородок широкий, закругленный, уши средних размеров, треугольные, оттопыренные.

 

 

Рис. 2

Пример портрета мужчины,
который может быть составлен по описанию

Пример портрета мужчины, который можно составить по следующему описанию: мужчина, на вид 26–30 лет, волосы густые, зачесаны назад, линия роста волос на лбу «М-образная», лицо овальное, профиль слегка выпуклый; лоб средней высоты и ширины, волнистый, слегка скошен, с большими надбровными дугами. Нос средней высоты, с большим выступанием, переносье глубокое, спинка носа длинная, выпукло-волнистая, кончик носа мясистый, слегка опущен, основание носа опущено. Брови длинные, густые, прямые, с опущенными хвостиками, глаза овальные, большие, горизонтальные. Рот малый, углы рта слегка приподняты, губы полные, верхняя губа высокая, с глубокой овальной ямкой, выступает над нижней.

 

Приложение 3

 

Людмила КАЧИНА,
педагог-психолог
Ольга МАТЕРН,
учитель трудового обучения,
ГУО «Гимназия № 2 г. Бреста»,
Республика Беларусь