Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Репортаж

 

Германский опыт

Сегодня, когда над школьными психологами России нависла угроза разобщения по регионам, а в некоторых из них – прекращения финансирования этого вида деятельности, полезно обратиться к опыту организации работы психологов образования других стран. На наш взгляд, в похожей ситуации работают школьные психологи Германии, которым, несмотря на сложности, удалось выстроить собственную модель оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.
О том, как организована и действует психологическая служба в Германии, рассказывает Лотар ДУНКЕЛЬ – директор школьной психологической консультационной службы г. Мюнстера.

 

Про организацию службы

Сразу хочется пояснить, что говорить о единой службе школьных психологов в Германии невозможно, поскольку каждая из федеральных земель (а их всего шестнадцать) имеет свою систему школьного образования и соответственно психологического обеспечения ее деятельности.

Школьная психология в Германии существует более 70 лет. Но только после Второй мировой войны она постепенно была введена во всех федеральных землях. Официальная подготовка школьных психологов началась в 1956 году. Это способствовало развитию психологической службы. В 1974 году Федерально-земельной комиссией было рекомендовано увеличить количество психологов из расчета 5000 школьников на одного специалиста. Однако эта норма до сих пор не реализована во многих федеральных землях. С 1975 по 1993 год число школьных психологов выросло на 150% и достигло 1125 человек, но в течение последних пятнадцати лет финансирование системы психологической поддержки в школах многих федеральных земель регулярно сокращалось из-за возникших проблем.

Сейчас в Германии, по данным Союза школьных психологов земли Северный Рейн-Вестфалия, на одного психолога в среднем приходится 12500 школьников и 1050 учителей. Работа этих специалистов финансируется из бюджета либо федеральных земель, либо муниципалитета. При этом работа школьного психолога является добровольной и никаким законом не закреплена – из-за этого часто возникают различные проблемы с руководителями. Нам могут сказать, что поскольку нигде не зафиксировано, какой должна быть служба, то можно ставить вопрос о необходимости ее существования.

На самом деле ситуация не столь трагична, поскольку речь идет о ставках психологов, оплачиваемых из бюджета, а не об общем числе всех работающих специалистов. Есть много психологов, действующих на договорной основе или занимающихся частной практикой. Но психологи, работающие по договорам, не имеют ставок, как это часто принято в других странах.

В Германии большую роль играют профессиональные объединения психологов, секции и союзы школьной психологии. Мы широко сотрудничаем с общественными объединениями европейских и международных школьных психологов.

В целом, если сравнивать школьную психологическую службу Германии с другими странами, то видно, что ситуация складывается не в нашу пользу, хотя в разных землях мы встречаем различную организацию психологической поддержки образования. Например, служба школьных психологов г. Мюнстера, в которой я работаю и которой руковожу, состоит из двенадцати специалистов. У нас 96 школ, в которых учится 50 тысяч детей. Мы считаем нашу ситуацию благополучной. Все наши специалисты работают в центре, но 50% времени мы проводим непосредственно в школах. Иногда я прихожу утром на работу, а никого из сотрудников нет на месте. Но я знаю, что они все в школах.

Как и с кем работают психологи

Система работы школьных психологов в Германии разбита на подуровни: работа с отдельными людьми и работа, ориентированная на развитие и формирование всего учреждения как структурного подразделения. При этом психологи тесно сотрудничают с психиатрами, социальными и медицинскими работниками, логопедами.

В соответствии с этим школьные психологи оказывают консультативную поддержку самой школе; педагогическим советам и классам; школьникам, их родителям, учителям, руководству школ, органам надзора за школьным образованием. Советы психологов могут касаться проблем обучения, развития и поведения школьников, поддержки одаренных детей и преодоления кризисов.

Психологи консультируют учителей по проблемам их профессионального и личностного роста, а также повышения личной, социальной и методической компетенции. Они могут оказать помощь в планировании и проведении профилактических мероприятий в школе, способствовать повышению квалификации и поддержанию здоровья преподавательского состава. Мы консультируем также и родителей, ведь психологическое семейное консультирование входит в круг наших обязанностей. Да и для проведения любой работы с детьми требуется согласие родителей, что очень важно.

Работая со школьниками, мы стимулируем мотивацию и способности детей к учебе, обеспечиваем индивидуальный подход к обучению, учитывая возможности ребенка и развивая их. А поскольку в Германии проживает много эмигрантов, то особое внимание мы уделяем адаптации детей из других культур. В поле нашего внимания, разумеется, и кризисные ситуации, поэтому мы готовы к тому, чтобы быть доступными для оказания помощи все 24 часа в сутки.

Что касается учителей, то часто они сами обращаются к нам за помощью, особенно в случаях, когда не могут справиться с классом. У многих из них возникает мысль о своем профессиональном и личностном развитии, в этом случае они тоже обращаются за советом к психологу. Мы снимаем у педагогов синдром эмоционального выгорания, помогаем в критических жизненных ситуациях. Если мы видим, что в школе сложилась неблагоприятная психологическая атмосфера, то работаем со всем коллективом.

Важным моментом является и то, что у нас нет никакой заранее подготовленной программы. Мы работаем по конкретному запросу школы.

Вся помощь оказывается бесплатно. Обращение к психологу сохраняется в тайне. Кроме того, все, кому нужна наша помощь, приходят к нам добровольно, по собственной инициативе. Учитель не должен спрашивать директора школы, может ли он пойти к школьному психологу. Но также и директор школы не может отправить учителя к школьному психологу. Все обращения только добровольные.

На нас никто не может оказать воздействие, и никто не может нами руководить. Мы нейтральны, и мы независимы, хотя независимость тоже имеет свои границы.

Чтобы определиться в нашей деятельности, мы вместе с другими школьными психологами часто собираемся и решаем, в чем, по нашему мнению, нуждаются дети.

Конечно, у нас есть контакты с министерством школьного образования, но они ситуативные. Контроля с их стороны также никакого нет. А вся ответственность за работу школьных психологов, например в городе Монстере, лежит на мне, как на руководителе службы.

Возможности онлайн-консультирования

Десять лет назад мы выстроили систему онлайн-консультирования, которая с некоторыми изменениями работает до сих пор.

Каждый специалист может быть консультантом для любого ученика, педагога или родителя по интересующему его вопросу, поскольку у нас создана единая сеть интернет-консультирования. Все школьные психологи Германии объединены в профессиональное сообщество, и мы имеем возможность обмениваться информацией и общаться виртуально. Хотя и находимся в разных городах, но у нас есть ощущение, что все мы работаем вместе. Мы разработали такое правило: человек, который занимается консультированием через Интернет, должен быть доступен в любое время. Со своего компьютера любой желающий может зайти на страничку интернет-консультирования, оставить там свой запрос и в ближайшее время получить квалифицированный ответ. Имеются страницы для школьников, для родителей, для учителей и даже для школьных психологов. Все запросы поступают на центральный компьютер, а оттуда – к нужному специалисту.

При этой форме консультирования соблюдается строгая конфиденциальность. И клиент и психолог имеют свой пароль доступа к информации. Таким образом, школьник может быть уверен, что его запрос останется в тайне от других возможных пользователей его компьютера: родителей, братьев и сестер. Например, 14-летняя девочка влюбилась в своего учителя и не хочет делиться этой проблемой с окружающими. А возможности онлайн-консультирования позволяют сохранять полную анонимность.

О подготовке специалистов

Университеты Германии готовят психологов по программе «бакалавр наук в области психологии» и «магистр наук в области психологии». Специализация происходит в рамках практики и при написании бакалавриатской или магистерской работы. Кроме этого, пройти курс школьной психологии можно в университетах и высших школах, готовящих учителей. Ряд университетов предлагают специальные курсы по школьной психологии.

Проблемой для нас является то, что не существует специальности «школьный психолог». Мы принимаем на работу дипломированных специалистов в области педагогической, клинической и организационной психологии. Мой опыт говорит о том, что молодому специалисту после университета необходимо 2–3 года, чтобы быть готовым к работе школьным психологом.

Проблема есть и с бакалаврами. Пока еще никто не знает, как их использовать в школьной психологической службе. Мы обсуждаем этот вопрос с коллегами и сходимся во мнении, что не можем брать бакалавра на работу. Психологическое сообщество Германии как раз думает о том, чтобы ввести в Берлинском университете специализацию по школьной психологии, где человек с дипломом бакалавра может стать полноценным специалистом.

Лицензирования и профессионального контроля за деятельностью психологов практически нет. Каждый сам решает, как ему работать. Профессиональные объединения и союзы вырабатывают свои рекомендации. Но придерживаться их или нет – каждый специалист решает сам. Работа психолога может контролироваться только руководителем школьной психологической службы. Скажем, есть сотрудники, работа которых мне нравится, и есть такие, чья работа мне не нравится. Тогда я стараюсь больше заниматься с этими сотрудниками, для того чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА