Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Книжный шкаф

 

Тревожность у детей

Психология тревожности

В.М. Астапов
М.: ПЕР СЭ, 2008

Проблемы, с которыми сталкиваются практические психологи образования в своей ежедневной работе, отличаются большим разнообразием, однако есть среди них такие, которые знакомы всем или почти всем, независимо от того, работают ли они в школе, детском саду или психологическом центре. Вряд ли найдется практикующий психолог, которому не приходилось бы сталкиваться с тревожными детьми, а также с их не менее тревожными родителями, тревожными педагогами и руководителями школы. Психолог оказывается перед необходимостью учитывать особенности личностной сферы детей, и в частности, насколько они эмоционально устойчивы, как реагируют на сложные ситуации в учебной и внеучебной жизни, могут ли управлять своим поведением, считаться с мнением окружающих и пр.

Кроме того, психологу приходится на только проводить диагностику тревожности и специальные занятия, направленные на ее преодоление, но и общаться с тревожными детьми и коллегами. Интуитивные представления о том, как следует строить с ними беседу, порой не только недостаточны, но и обманчивы. Именно поэтому издания, посвященные вопросу тревожности у детей, неизменно привлекают внимание исследователей и практиков и являются востребованными как психологами, так и специалистами из смежных областей знания.

А.М. Прихожан
СПб.: Питер, 2009

Две книги, о которых идет речь, посвящены одной и той же проблеме — детской тревожности. Читатель невольно оказывается в ситуации выбора, пытаясь определить, какой книге и в силу каких причин следует отдать предпочтение. Не исключено, что в качестве критерия выбора могут выступить такие несущественные основания, как знакомая фамилия автора, позитивные (равно как и негативные) отклики коллег или даже обложка книги. Так, с одной обложки из них на нас смотрит девочка, которая производит впечатление весьма благополучного ребенка, в то время как взгляд ребенка, изображенного на другой обложке, может быть истолкован по-разному. В силу этого необходимо обратить внимание прежде всего на содержание изданий, которые отличаются не только внешним видом и оформлением.

Отличие первое. Все-таки эти книги рассчитаны на разных читателей. С одной стороны, обе они предназначены в равной степени и для исследователей, и для практиков, но с другой — значительно более выраженная практическая направленность книги А.М.Прихожан позволяет рекомендовать ее в качестве пособия для школьных психологов, чего нельзя однозначно сказать о работе В.М.Астапова. В книге Прихожан материалы практического характера размещены на CD (всего 16 приложений), они включают в себя описание диагностических и коррекционных видов работы психолога. К первым относятся хорошо известные не одному поколению психологов шкала явной тревожности (CMAS) для детей 8–12 лет и шкала личностной тревожности Прихожан для детей 10–16 лет, а также методики, направленные на изучение Я-концепции, самооценки, эмоционального отношения к учению и др.

Кроме того, два издания по тревожности могут быть адресованы представителям разных специальностей. Если книга Прихожан рассчитана на детских и педагогических психологов, практических психологов образования, то работа Астапова адресована более широкому кругу читателей — не только психологам, причем преимущественно медицинским, но и детским врачам-психоневрологам и психотерапевтам благодаря наличию в ней данных клинических исследований. Книга Прихожан вышла в серии «Детскому психологу», что лишний раз подчеркивает ее специфику. Указанные различия нашли отражение в представленных авторами аспектах проблемы тревожности, которая, как известно, носит междисциплинарный характер.

Отличие второе. Оба издания содержат сведения о причинах, механизмах и формах тревожности, но при этом авторы опираются на разные источники. Как отмечает в предисловии Астапов, он приводит данные современной иностранной литературы. У Прихожан речь идет преимущественно о результатах, полученных отечественными исследователями, что не исключает обращения к таким хорошо известным в мировой науке именам, как Айзенк и Салливен, Фрейд и Кляйн. Во «Введении» Прихожан четко формулирует, что в качестве теоретической базы выступают культурно-историческая психология Л.С.Выготского и теория личностного развития Л.И.Божович, что тоже совсем не случайно. А.М.Прихожан — продолжатель начатых Божович исследований по психологии личности и ее воспитанию.

Отличие третье. Судя по названиям, обе книги могут быть рассмотрены как содержащие информацию по вопросу тревожности у детей. Это действительно так, но в книге Астапова содержится немало интересных данных по более широкой тематике: во-первых, по вопросам тревожных состояний не только у детей, но и у взрослых, и, во-вторых, автор рассказывает о широком круге поведенческих расстройств, не ограничиваясь неблагополучием в эмоциональной сфере.

Отличие четвертое. Знакомство с изданиями позволяет говорить о различном характере представленных в них сведений. Астапов анализирует подходы к изучению тревоги, которые нередко носят гипотетический характер, по этой причине книга представляет особый интерес для исследователей феномена тревожности. Прихожан значительно меньше говорит о недостаточно проверенных результатах и в основном приводит такие данные, которые могут быть взяты в качестве надежных и непротиворечивых оснований практической работы по диагностике и профилактике тревожных состояний у детей и подростков.

Таким образом, это две разные книги на одну и ту же тему, в них по-разному представлены различные аспекты проблемы тревожных состояний у детей. В качестве заключения необходимо сказать: они не повторяют, не исключают, а дополняют друг друга. Нет сомнений в том, что они обе интересны и нужны практическим психологам образования, особенно если иметь в виду, что польза не измеряется возможностью немедленно применить полученные сведения на практике.

Марина СТЕПАНОВА