Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2009


Психологические технологии

 

Пойми себя, пойми другого

Уже более пяти лет на базе МОУ ДОД «Детско-юношеский центр космического образования» города Калуги функционирует творческое объединение «Психология личностного саморазвития», в котором занимаются учащиеся старшего школьного возраста.

Целью авторской образовательной программы «Психология личностного саморазвития» является формирование зрелой, целостной личности, способной к самопознанию и самореализации в контексте изменений, происходящих во всех сферах современного общества.

На занятиях происходит знакомство старшеклассников с основами психологии личности, со способами получения психологических знаний, с правилами написания научно-исследовательских работ в области психологии личности. Подростки принимают активное участие в городских, областных школьных конференциях и фестивалях, получают дипломы лауреатов.

Отличительная особенность программы — активное использование арт-терапии как метода саморазвития и личностного самопознания. На занятиях используются элементы изотерапии (работа с цветом, линиями с целью выражения чувств, переживаний, настроения), сказкотерапии (сочинение историй по линиям, цветовым пятнам, их анализ), музыкотерапии (слушание музыки и создание к музыкальным композициям изображений с помощью методов кляксографии, монотипии, цветных ниток), пластикотерапии (работа с пластилином, лепка фантастических существ, чувств, ассоциативных элементов).

В работе с подростками я использую опыт арт-терапевтической работы со студентами калужского педагогического вуза, где арт-терапия выступает в роли метода, содействующего развитию творческого потенциала личности будущих педагогов.

Программа «Психология личностного саморазвития» включает в себя следующие разделы: «Отношения», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество», «Диагностирование». Выбор разделов обусловлен спецификой возрастного восприятия и интересами учащихся, соответствием целям и задачам образовательной программы.

 

Введение в образовательную программу
«Психология личностного саморазвития»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цель занятия: создание процессуальной и социальной мотивации к изучению образовательной программы «Психология личностного саморазвития».

Образовательные задачи:

— первичное знакомство с задачами изучения программы «Психология личностного саморазвития»;

— знакомство с приемами невербального общения с помощью психологической игры «Пойми другого»;

— первичное знакомство с арт-терапевтическим методом с помощью техники образного самовыражения «Кто я?» (работа с масками);

— знакомство с психологическим упражнением «Что для меня психология?» (прием сотворчества педагога с учащимися), упражнением на рефлексию «Клубок».

Развивающие задачи:

— формирование умения передавать информацию (логического и чувственного плана) с помощью изобразительных средств (линии, цвета);

— развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

— анализа (в процессе организации бесед по теме занятия, выполнения психологических упражнений),

— синтеза (в процессе выполнения коллективной творческой работы),

— сравнения (в процессе игр и психологических упражнений),

— обобщения (при формулировке выводов);

— развитие творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности) в процессе решения поставленных творческих задач;

— развитие психических процессов (внимания, воображения, зрительной и слуховой памяти) в процессе психологических игр и упражнений и организации дискуссий по теме занятия.

Воспитательные задачи:

— воспитание толерантного отношения к личностным особенностям людей;

— воспитание внимательного отношения к другим;

— развитие умения работать в группе, коллективе;

— развитие коммуникативной активности, умения слушать.

Методы работы: исходя из заявленных задач занятия были отобраны методы, которые способны максимально содействовать их решению. Ведущим стал метод арт-терапии, поскольку именно он позволяет снимать напряжение, скованность в незнакомой обстановке, развивать коммуникативные умения, помочь самовыражению, что на этапе знакомства является необходимым.

Возраст учащихся: 14–18 лет.

Оборудование и материалы

Для проведения психологических игр и упражнений использовался раздаточный материал:

• карточки для игры «Интересные вопросы»,

• карточки для психологической игры «Пойми другого»,

• бумажные маски для игры «Кто я?»,

• карточки «Разделы программы».

Для выполнения арт-терапевтического упражнения «Кто я?» была изготовлена авторская маска. Для выполнения этого же упражнения и творческой работы «Что для меня психология?» были подготовлены изобразительные материалы и инструменты: два листа ватмана, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, салфетки, баночки с водой, клей ПВА, кисть для клея, ножницы.

Для упражнения на рефлексию «Клубок» подготовлен клубок ниток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первый этап — организационный

Задачи этапа: создание психологической комфортности в группе, положительного психологического климата посредством организации знакомства участников объединения друг с другом и с педагогом в игровой форме.

Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджах), школу, которую они представляют. Педагог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных психологических правил общения). Имя — это лишь одна из характеристик личности. Хотелось бы узнать еще несколько характеристик ребят.

Игра «Интересные вопросы»

Каждому участнику дается карточка с вопросом. Педагог обращает внимание на то, что вопросы необычные. Отвечая на некоторые из них, нужно активизировать фантазию и воображение.

Вопросы игры:

1. Вообразите, с каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом, вещью вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем?

4. Каким зверем?

5. Каким временем года?

6. Каким природным явлением?

7. С каким деревом вы можете себя сравнить?

8. Каким магазином вы можете себя представить?

9. Какое, по вашему мнению, у вас самое яркое качество?

10. Какое качество в себе вы хотели бы развить?

11. Какое качество в людях вам больше всего нравится?

12. Какое качество противоположного пола вы особенно цените?

13. Что вам нравится в собеседниках, рядом с которыми вы сейчас находитесь?

14. С чем вы не можете мириться?

15. Чем вы увлекаетесь?

Каждому участнику предоставляется возможность ответить на вопросы игры. По ходу игры учащиеся знакомятся друг с другом.

Арт-терапевтическое упражнение — работа с масками

Сначала педагог, чтобы рассказать о себе, своих качествах, предлагает рассмотреть маску, сделанную им самим. Маска в символической форме изображает личностные качества.

Учащиеся высказываются, пытаются определить, какие качества личности педагог пытался передать, используя маску «Кто я?»:

• любовь к рисованию — на маске брови изображены в виде карандаша и кисточки;

• пунктуальность — на щеке изображены часы;

• любовь к путешествиям — на другой щеке маски нарисован компас;

• музыкальные способности — волосы изображены в виде скрипичных ключей.

Арт-терапевтическая игра «Кто я?»

Далее работа с масками (в другой части комнаты, за столами) проводится следующим образом: участникам предлагается в символической форме рассказать о себе — линиями, цветными пятнами, знаками оформить бумажные маски (4 минуты).

Затем происходит обсуждение готового творческого продукта, при этом каждый участник может не только представить свой продукт, но и высказаться о том, что хотел передать каждый учащийся.

Анализ работ проходит в свободной форме в доброжелательной атмосфере.

Второй этап — введение в тему занятия

Задачи: актуализация познавательного интереса и культивация познавательных и социальных мотивов к изучению образовательной программы «Психология личностного саморазвития», обозначение перспектив учебной деятельности по образовательной программе.

Беседа

Учащиеся садятся в круг. Организуется беседа по вопросам:

• Что нас, таких разных, здесь сегодня объединило?

• Как называется творческое объединение, с которым пришли познакомиться ребята? («Психология личностного саморазвития».)

• Что означают термины, входящие в название объединения? Что такое «психология»? Что она изучает? Что значит «личностное саморазвитие»?

• Зачем человеку нужны психологические знания?

• Какие задачи помогает решать психология? Примерные варианты возможных ответов: «задача правильного общения», «задача самопознания», «задача развития», «задача выбора профессии», «задача помощи людям».

В процессе беседы педагог делает акцент на том, что освоение программы «Психология личностного саморазвития» поможет более глубоко раскрыть сущность психологических знаний. Педагог показывает карточки с названием разделов «Отношения», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество», «Диагностирование» и предлагает предположить, с чем знакомит данный раздел, выявить его важность для учащихся.

Во время ответов учащихся педагог дополняет, уточняет смысл того, с чем знакомит каждый из разделов программы:

«Отношения». Знакомство с условиями понимания другого человека, с видами и правилами общения, особенностями общения людей разного темперамента и характера.

«Переживание». Знакомство с понятием «эмоция», видами эмоций, функциями, контролем эмоций.

«Поведение». Знакомство с типами поведения, привычками и факторами их формирования, волевыми процессами управления поведением.

«Развитие». Становление и развитие личности, способы развития способностей человека, тренировка памяти, развитие воображения, наблюдательности, мышления, речи.

«Творчество». Знакомство со способами его развития.

«Диагностика». Знакомство с некоторыми методами диагностики основных психических процессов (творческого и логического мышления, памяти, воображения и др.), применение их на практике в группе.

В итоге работы педагог выясняет, какой раздел психологических знаний особенно интересует учащихся.

Педагог обращает внимание на то, что по окончании изучения каждого раздела учащиеся будут выполнять коллективную творческую работу, исследовательскую работу по психологии с последующей защитой на школьных конференциях разного уровня. Учащиеся проводят тесты, игры, упражнения.

Далее педагог узнает, интересно ли ребятам участвовать в проведении психологических игр.

Третий этап — основной

Задачи: знакомство учащихся с невербальными техниками, включение их в совместную творческую деятельность, развитие коммуникативных умений, обобщение имеющихся и полученных на занятии знаний и представление их в символическом виде.

Игра «Пойми другого»

Задача участников — придумать, как в невербальном виде продемонстрировать свое желание (демонстрируют желание все участники). Предлагаются карточки с желаниями:

1. Я хочу посмотреть по телевизору программу о животных.

2. Я мечтаю о лете.

3. Я хочу отдохнуть на море.

4. Я мечтаю получить в подарок машину.

5. Я мечтаю получить в подарок букет ромашек.

6. Я хочу попробовать торт «Наполеон».

7. Я мечтаю встретить друга.

8. Я хочу поступить в музыкальную школу.

9. Я мечтаю научиться красиво рисовать.

10. Я мечтаю стать известным артистом.

11. Я хочу научиться плавать.

12. Я мечтаю увидеть жителя с другой планеты.

13. Я мечтаю о золотой медали.

14. Я хочу стать космонавтом.

15. Я мечтаю о том, чтобы все люди были счастливы.

Во время этой игры участники активно взаимодействуют, смеются, проявляют в себе и видят в окружающих находчивость и смекалку, узнают друг друга.

В качестве обобщения всем участникам предлагается вместе с педагогом на листах ватмана выполнить коллективную творческую работу «Что для меня психология?». Для выполнения этого задания предлагается набор изобразительных материалов и инструментов. В работу включаются выполненные на занятии маски всех учащихся и маска педагога. Форму и смысл коллективного выражения придумывают учащиеся совместно с педагогом.

По окончании коллективной творческой работы происходит ее обсуждение:

• Что изобразили?

• Почему?

• Что нас объединяет?

Четвертый этап — рефлексия занятия

Задачи: определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью; выяснить наличие интереса к изучению программы, перспективы совместной деятельности.

Упражнение на рефлексию «Клубок»

Педагог предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия. Каждый участник называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является педагог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

В качестве заключения представлю свое педагогического кредо: в каждом ребенке есть искорка прекрасного, ее нужно суметь увидеть. Этому, с моей точки зрения, способствуют психология, творчество и арт-терапия.

Метод арт-терапии позволяет понять себя, других людей, выразить себя, свои мысли в творчестве, сблизиться с окружающими.

Думаю, что материал, представленный в статье, может быть полезен не только педагогам системы дополнительного образования, но и учителям, воспитателям групп продленного дня, психологам.

Упражнения, вошедшие в занятие, могут быть использованы с целью знакомства воспитанников друг с другом и педагогами в период работы летних школьных площадок, детских оздоровительных лагерей.

Ирина ИВАНОВА,
кандидат психологических наук,
доцент КГПУ им. К.Э. Циолковского,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Детско-юношеский центр
космического образования», г. Калуга