Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2009


Психолог у доски

Эмблема толерантности

Занятие по психологии для учащихся 6–8-х классов

Цель: формирование установки на толерантное поведение.

Задачи: знакомство с понятием «толерантность», осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека, осознание особенностей поведения человека, погруженного в непривычную культурную ситуацию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия — толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (Ответы учащихся: языком, религией, национальностью, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом.)

Упражнение «Линейка»

Психолог. Давайте посмотрим, поняли ли мы, что такое толерантность. У двери класса встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что для толерантного человека характерно «непринятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна — те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу.

(Учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора.)

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать собственное мнение, но в то же время с уважением относится к мнению других.

А как ведет себя нетолерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение (например, «все чукчи — глупые», «все грузчики — пьяницы» и др.).

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший — ты плохой»;

«Я плохой — ты хороший»;

«Я плохой — ты плохой»;

«Я хороший — ты хороший».

Последний вариант как раз и отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности — уважение к себе, своей стране, своим традициям.

Итак, мы выяснили, что толерантный человек с уважением относится к представителям другой культуры, другого народа. Давайте посмотрим, легко ли это сделать.

Ролевая игра «Незнакомцы»

Учащиеся разбиваются на две команды.

Инструкция. Каждая команда — это отдельный народ. Ваши народы еще не знакомы друг с другом. Только недавно они установили контакт, теперь идет процесс активного изучения другой культуры. От каждого народа выдвигаются три посла. Их задача — познакомиться с другой культурой, как можно больше узнать о ней, составить свое представление и перечислить характеристики этого народа.

Подготовка к игре:

• в каждой команде выбираются три посла;

• команды получают описания характеристик своего народа, знакомятся с ними втайне от другой команды.

Команда А

Вы — обойцы, представители небольшой страны Обойя, имеющей богатую историю и культуру. Вы убеждены, что жизнь — это праздник и надо радоваться каждому мгновению. Основное ваше занятие — подготовка и проведение всевозможных праздников.

Жизнерадостность — вот ваш стиль жизни. Поэтому вы всегда улыбаетесь. Если к вам обращаются с вопросом, то, прежде чем ответить, вы некоторое время смеетесь. Это считается проявлением уважения к человеку, ведь вы дарите ему свой смех, радость жизни. При общении вы немногословны и отвечаете, только если собеседник улыбнется вам.

Сами вы также обращаетесь с вопросом только к тому, кто улыбается вам. Если среди окружающих таких нет, то вы сами начинаете смеяться, чтобы вызвать ответную улыбку.

Команда В

Вы — полейцы, представители небольшой страны Полея, имеющей богатую историю и культуру. Больше всего в жизни вы цените знания. Чтение книг — вот ваше основное занятие. Вы с книгой везде и всюду. У вас не принято обращаться к человеку, если он занят чтением, отвлекать его. Поэтому если читающему задают вопрос, то, прежде чем ответить, он говорит: «О, как я несчастен!» — показывая тем самым, что вынужден оторваться от любимого занятия. А затем уже отвечает на вопрос.

Вы обладаете большими знаниями, постоянно размышляете над прочитанным, поэтому очень серьезны. И стараетесь обращаться только к тем людям, которые так же серьезны, как и вы.

Далее члены команд обсуждают, как будут себя вести, что делать, когда их посетят послы другого народа. Это ни в коем случае не должны слышать представители другой команды.

Послы готовят вопросы, с помощью которых можно что-либо узнать о другом народе.

Ход игры

Послы от каждого народа по очереди отправляются в гости к представителям другой культуры. Там они проводят 2 минуты, задавая подготовленные вопросы.

По возвращении в свои команды они проводят обсуждение с членами своей команды и записывают перечень характеристик другого народа.

Обсуждение

– Что вы чувствовали, попав в другую культуру? (Недоумение, удивление, шок, страх, беззащитность.)

– Что вы узнали о другом народе? (На доске записываются названные учащимися характеристики, затем они сравниваются с действительными, записанными на карточке.)

Подведение итогов игры

Психолог. Оказывается, одно и то же поведение людей можно объяснить по-разному. Многие исходят из того, что их собственная культура «правильнее», а попадая в другую культуру, видят ее особенности в отрицательном значении.

Попадание в другую культуру вызывает страх, чувство незащищенности.

Давайте же будем доброжелательно и с пониманием относиться к представителям других культур и в целом к людям, чем-то отличающимся от нас!

Упражнение «Эмблема толерантности»

Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача — нарисовать эмблему (герб, символ) толерантности, то, что могло бы печататься на плакатах. Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.

ЛИТЕРАТУРА

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М: Генезис, 2000.

Харрис Т.Э. Я — ОК, ты — ОК. — М.: Академия, 2006.

Екатерина КАЗАРОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ
«Школа здоровья» № 668,
Москва

Спонсор публикации статьи – "Велоцентр в Автово", специализирующийся на продаже велосипедов и аксессуаров к ним. В интернет-магазине вы сможете купить велосипед как для подростка или ребенка, так и для взрослых любого назначения – от классических моделей до предназначенных для экстрима. Широчайший выбор велосипедов всевозможных отечественных и зарубежных марок от Stels до Ferrari по самым приятным ценам.