|
Эмблема толерантностиЗанятие по психологии для учащихся 6–8-х классовЦель: формирование установки на толерантное поведение. Задачи: знакомство с понятием «толерантность», осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека, осознание особенностей поведения человека, погруженного в непривычную культурную ситуацию. ХОД ЗАНЯТИЯ Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия — толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения. Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (Ответы учащихся: языком, религией, национальностью, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом.) Упражнение «Линейка»Психолог. Давайте посмотрим, поняли ли мы, что такое толерантность. У двери класса встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что для толерантного человека характерно «непринятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна — те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу. (Учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора.) Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать собственное мнение, но в то же время с уважением относится к мнению других. А как ведет себя нетолерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение (например, «все чукчи — глупые», «все грузчики — пьяницы» и др.). Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах: «Я хороший — ты плохой»; «Я плохой — ты хороший»; «Я плохой — ты плохой»; «Я хороший — ты хороший». Последний вариант как раз и отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности — уважение к себе, своей стране, своим традициям. Итак, мы выяснили, что толерантный человек с уважением относится к представителям другой культуры, другого народа. Давайте посмотрим, легко ли это сделать. Ролевая игра «Незнакомцы»Учащиеся разбиваются на две команды. Инструкция. Каждая команда — это отдельный народ. Ваши народы еще не знакомы друг с другом. Только недавно они установили контакт, теперь идет процесс активного изучения другой культуры. От каждого народа выдвигаются три посла. Их задача — познакомиться с другой культурой, как можно больше узнать о ней, составить свое представление и перечислить характеристики этого народа. Подготовка к игре: • в каждой команде выбираются три посла; • команды получают описания характеристик своего народа, знакомятся с ними втайне от другой команды. Команда А Вы — обойцы, представители небольшой страны Обойя, имеющей богатую историю и культуру. Вы убеждены, что жизнь — это праздник и надо радоваться каждому мгновению. Основное ваше занятие — подготовка и проведение всевозможных праздников. Жизнерадостность — вот ваш стиль жизни. Поэтому вы всегда улыбаетесь. Если к вам обращаются с вопросом, то, прежде чем ответить, вы некоторое время смеетесь. Это считается проявлением уважения к человеку, ведь вы дарите ему свой смех, радость жизни. При общении вы немногословны и отвечаете, только если собеседник улыбнется вам. Сами вы также обращаетесь с вопросом только к тому, кто улыбается вам. Если среди окружающих таких нет, то вы сами начинаете смеяться, чтобы вызвать ответную улыбку. Команда В Вы — полейцы, представители небольшой страны Полея, имеющей богатую историю и культуру. Больше всего в жизни вы цените знания. Чтение книг — вот ваше основное занятие. Вы с книгой везде и всюду. У вас не принято обращаться к человеку, если он занят чтением, отвлекать его. Поэтому если читающему задают вопрос, то, прежде чем ответить, он говорит: «О, как я несчастен!» — показывая тем самым, что вынужден оторваться от любимого занятия. А затем уже отвечает на вопрос. Вы обладаете большими знаниями, постоянно размышляете над прочитанным, поэтому очень серьезны. И стараетесь обращаться только к тем людям, которые так же серьезны, как и вы. Далее члены команд обсуждают, как будут себя вести, что делать, когда их посетят послы другого народа. Это ни в коем случае не должны слышать представители другой команды. Послы готовят вопросы, с помощью которых можно что-либо узнать о другом народе. Ход игры Послы от каждого народа по очереди отправляются в гости к представителям другой культуры. Там они проводят 2 минуты, задавая подготовленные вопросы. По возвращении в свои команды они проводят обсуждение с членами своей команды и записывают перечень характеристик другого народа. Обсуждение – Что вы чувствовали, попав в другую культуру? (Недоумение, удивление, шок, страх, беззащитность.) – Что вы узнали о другом народе? (На доске записываются названные учащимися характеристики, затем они сравниваются с действительными, записанными на карточке.) Подведение итогов игры Психолог. Оказывается, одно и то же поведение людей можно объяснить по-разному. Многие исходят из того, что их собственная культура «правильнее», а попадая в другую культуру, видят ее особенности в отрицательном значении. Попадание в другую культуру вызывает страх, чувство незащищенности. Давайте же будем доброжелательно и с пониманием относиться к представителям других культур и в целом к людям, чем-то отличающимся от нас! Упражнение «Эмблема толерантности»Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача — нарисовать эмблему (герб, символ) толерантности, то, что могло бы печататься на плакатах. Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки. ЛИТЕРАТУРА Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М: Генезис, 2000. Харрис Т.Э. Я — ОК, ты — ОК. — М.: Академия, 2006. Екатерина КАЗАРОВА,
|