Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Школьный психолог»Содержание №24/2009


Методическая копилка

Ирина НИЛОВА,
педагог-психолог,
Москва

 

По волнам жизни

Цель: сплочение коллектива через совместное решение задач в комфортных условиях ролевой игры.

Материалы: музыкальный центр с подбором соответствующей музыки, звуков океана; медитация «Диета прощения» (можно заменить визуализацией); парус — кусок ткани, нитка, иголка; бумага, фломастеры, ножницы, клей, набор цветной бумаги, рисунок корабля; игра «Рыбаки»; бинт; карточки про бунт; одноразовые стаканы, сок, конфеты, бутылка с водой; игрушки — фрукты и овощи; нитки и игра с магнитами либо любые магниты; скотч для рифов либо другие препятствия; аскорбиновая кислота (витамины); правила к тренингу; песочные часы; контракт, карточки с названиями должностей участников команды.

Участники: старшеклассники.

Время игры: 1 час 20 минут — 1 час 40 минут.

ПЛАН

1. Вводная часть: принятие правил, постановка задачи — вхождение в роли, приглашение на борт (20 минут).

2. Основная часть: испытания (37–48 минут).

• Как корабль назовешь, так он и поплывет (7–10 минут).

• Простое плавание. Работа в порту (5–6 минут).

• Рифы (2–4 минуты).

• Штиль — испытание для капитана (6–9 минут).

• Пираты — аппликация (7–10 минут).

• Шторм — медитация «Диета прощения» (12 минут).

3. Завершающая часть: осмысление (25–30 мин).

• Доставка программы: решение задачи, зарплата, деролинг (5 минут).

• Шеринг (20–25 минут).

ХОД ИГРЫ

Вводная часть

Принятие правил

Ведущий заранее расставляет стулья для участников в круг или овал — это корабль. Участники приглашаются в помещение и получают правила тренинга. Пока они их читают, стоят либо располагаются на дополнительных стульях за пределами круга.

Правила

1. «Конфиденциальность». Информация обо всем, что происходит на тренинге, остается между участниками. Рассказывать другим можно только о своих личных переживаниях и достижениях. Не использовать полученную информацию во вред участникам.

2. «Здесь и сейчас». Не опаздывать. На тренинге обсуждается только то, что происходит во время него, а не вчера, сегодня или завтра. Необходимо отключиться от всех посторонних мыслей, отключить телефоны.

3. «Ты». Подразумевает доверительный стиль общения.

4. «Уважение к говорящему». Не перебивать друг друга.

5. «Персонификация высказываний». Не «мы все думаем…», а «я думаю…».

6. «Искренность или молчание». Если по какой-то причине говорить не хочется, можно пропустить свою очередь.

7. «Беречь тела и мебель».

8. «Разнообразие в общении». Желательно (но не обязательно) общаться в разных парах, чтобы пересекаться с теми участниками, с которыми обычно общаетесь мало.

Постановка задачи — вхождение в роли.
Приглашение на борт

Ведущий сообщает, что всем участникам предстоит совершить путешествие на корабле. Он представляется штурманом корабля, который будет набирать команду. Объясняет, что штурман занимается прокладкой курса корабля. Цель плавания — доставка знаний в виде ценной книги (ведущий показывает книгу, например, по психологии общения).

Участники вытягивают карточки, на которых написано: «старпом», «боцман», «механик», «кок», «корабельный врач», «юнга». Далее ведущий по очереди набирает команду, предлагая участникам сначала пройти испытания, вызывая их поименно.

Роль капитана корабля ведущий предлагает кому-то из участников по своему усмотрению.

Ведущий. Капитан должен уметь все, что умеют другие члены экипажа, и, кроме того, должен в считаные секунды уметь решить неожиданно возникшие проблемы.

Капитан получает песочные часы. Ведущий их переворачивает и дает капитану задание: остановить время. Если капитан говорит, что время остановить невозможно (ведущий отмечает для себя, что руководитель пасует перед испытаниями), то ведущий дожидается, пока песок стечет сам, а потом объявляет, что капитан справился с заданием, так как время на песочных часах в итоге остановлено, песок уже не сыплется. Делает вывод, что капитан предпочитает решать проблемы по мере их поступления, иногда даже пуская дело на самотек. В результате объявляется, что капитан выполнил задание, а значит, принят на службу. Если капитан переворачивает часы горизонтально, то ведущий говорит, что выбранный капитан инициативен, для него нет ничего невозможного, он сам гармонизирует ситуацию, решая проблему. Далее капитан заходит в круг (на корабль) и садится на стул.

Далее выбирается старпом.

Ведущий. Старпом — это, можно сказать, заместитель капитана, его старший помощник. В плавании во время шторма шум моря заглушает все звуки, а приказ отдать жизненно необходимо, и сделать это надо срочно, поэтому у старпома должен быть поставлен голос. Испытание для нашего старпома — перекричать шум моря.

Ведущий достаточно громко включает запись с шумом моря, задача старпома — отдать команду так, чтобы ее разобрали другие участники. После этого старпом приглашается на корабль и садится на стул.

Затем настает черед боцмана.

Ведущий. Боцман отвечает за имущество корабля, исправляет повреждения во время плавания, отвечает за все такелажные работы, шлюпки, спасательные круги, жилеты, командует нижними чинами. Мы должны проверить, сможет ли наш боцман быстро залатать порвавшийся парус во время плавания. Испытание для боцмана — залатать иголкой с ниткой за минуту дыру на парусе (куске ткани, например на наволочке или простыне).

Участник выполняет задание и в качестве боцмана «садится на корабль».

Следующими набираются механики.

Ведущий. На случай поломки двигателя нам нужны механики. Механики у нас должны уметь отличать одни детали двигателя от других. Наша цель — доставить знания, и у нас есть те, у кого на пути получения знаний возникают поломки и проблемы. Вашим испытанием будет демонстрация ваших знаний о деталях «речевого двигателя». За две минуты вы должны разложить все карточки со звуками на максимальное количество групп (гласные, согласные, звонкие, глухие и прочие).

После испытания механики заходят на борт.

Далее наступает время испытания претендента на должность кока.

Ведущий. В плавании очень важно вовремя, вкусно и разнообразно питаться. Сейчас мы проверим, сможет ли наш кок нас накормить.

Задание: выловить за две минуты рыбок. Используется игра «Рыбаки», если ее нет, то можно вырезать из бумаги рыбок и предложить выловить их, натыкая иголкой-багром за минуту. После испытания кок заходит на корабль.

Далее испытание проходит корабельный врач.

Ведущий. В море случается всякое, поэтому на судне всегда присутствует корабельный врач, который должен уметь быстро оказать медицинскую помощь. В качестве испытания участнику надо наложить жгут из бинта на куклу.

Далее набираются матросы.

Ведущий. Ну и конечно, ни одно плавание не обходится без матросов. Во время шторма бывает необходимо быстро спустить паруса. Ваше испытание: всем вместе за минуту сложить парус (простыню).

Последним испытание проходит юнга.

От юнги — младшего матроса — требуется исполнительность. Какой бы несуразной ни показалась ему команда старшего по званию, от него требуется быстрое ее исполнение. Чтобы пройти такую проверку, юнге нужно прямо сейчас спеть нам всем частушку.

Итак, команда сформирована, и участники подписывают контракты.

Контракт:

«Я, нижеподписавшийся, поступаю на должность __________________ к штурману (имя ведущего). Обязуюсь до конца плавания соблюдать указания штурмана и содействовать поставленной цели (донести знания). Нанимаюсь за жалование, получаемое в конце плавания.

Подпись».

Основная часть: испытания

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Мозговой штурм.

Ведущий. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Корабль у нас новый, поэтому очень важно выбрать ему подходящее имя. Сейчас все по очереди предложат свой вариант названия. Мы ничего не обсуждаем, не критикуем, выслушиваем все варианты. Кто захочет — может добавить варианты вне очереди. Потом я назову каждый вариант по отдельности, если он вам нравится, вы хлопаете. Вариант, собравший больше всех аплодисментов, и будет нашим названием.

Ведущий следит за временем.

Простое плавание. Работа в порту

Ведущий включает музыку со звуками океана.

Ведущий. Наше плавание начинается. Чтобы корабль поплыл, нужно приложить усилия. Проплывая от одного порта до другого, нам нужно передвигать наши стулья в том же порядке, как они стоят сейчас, ведь корабль не меняет форму во время плавания. Итак, начинаем наше плавание.

На полу вы видите бумажные знаки с надписями: «Порт № 1» и т.д. Сейчас мы плывем в первый порт. Что ж, молодцы. Мы зашли в порт. Нам нужно пополнить свои запасы в этом порту. Боцман должен проверить состояние корабля, подкрасить наше название (фломастером или карандашом); кок — купить в порту еды (порт — это подоконник, на котором выложены игрушки — фрукты и овощи), корабельный врач — выдать всем витамины (аскорбиновую кислоту).

Капитан проверяет выполнение работ и помогает при необходимости, а остальные должны наловить рыбы. Вот две удочки (магниты на нитках), вот запасная леска (клубок ниток), вот тара. (Ведущий раскладывает на полу остальные магниты из набора — рыбу.) У нас осталось всего четыре минуты. Время пошло.

Ведущий наблюдает за процессом, при необходимости организует работу участников и следит за временем.

Рифы

Ведущий. Что ж, нам пора отплывать. Наш путь в следующий порт лежит через рифы. Однако все вместе мы преодолеем любые препятствия.

Пространство до порта № 2 ограничено узким проходом с помощью стульев, на которые намотан скотч. В качестве рифов могут быть любые препятствия. Если позволяет тренинговый зал, то рифы должны находиться за шторкой, чтобы их не было видно в самом начале.

Ведущий. Не будем забывать, что корабль — это одно целое, поэтому стулья мы перемещаем в том же порядке. Поплыли.

Если кто-то задевает стулом скотч — корабль сел на риф. Ведущий говорит, что для преодоления рифа нужна слаженная работа всей команды корабля. Те, кто находится рядом с прилипшим к скотчу, должны по мере возможности ему помогать. Когда рифы преодолены, но участники еще не добрались до порта № 2, ведущий предлагает поставить стулья.

Штиль — испытание для капитана (6–9 мин)

Ведущий.На море наступил штиль, паруса не могут подняться, поэтому движение наше остановилось. В такой ситуации капитан дает задание матросам и всему составу трепать пеньку — вязать и развязывать канаты, чтобы все были при деле.

Ведущий дает каждому участнику нитки и карточки с инструкцией:

«Назревает бунт. По сигналу «Начали» вы одновременно станете скандировать: «Бунт, бунт на корабле!» — и не будете слушаться приказов капитана, пока он не предложит всем выпить. После этого бунт прекращают все и сразу».

Эти инструкции раздаются всем, кроме капитана. Когда начинается бунт, ведущий предлагает капитану успокоить команду. Через 3–4 минуты в зависимости от действий капитана ведущий дает ему карточку с инструкцией:

«Чтобы успокоить команду, вы можете использовать только две стратегии — либо казнить зачинщиков, либо напоить всю команду вином и таким образом ее успокоить».

Бунт продолжается, пока капитан не применит вторую стратегию. Все пьют вишневый сок из заранее наполненных стаканчиков.

Штиль кончается, и корабль перемещается к порту № 2.

Пираты — аппликация

Ведущий. У меня неприятная новость: порт захвачен пиратами, они потребовали нашу книгу и золото. Но в ходе переговоров выяснилось, что они хотят получить наши знания по психологии общения. У них было трудное детство, они никогда не учились в школе, не ходили в детский сад и поэтому не умеют общаться. Пираты согласны отпустить нас, если мы продемонстрируем им, как умеем общаться на занятии по аппликации. А поскольку им очень понравился наш корабль, они хотят, чтобы мы изобразили с помощью аппликации именно его. Причем аппликацией надо будет заниматься всей командой.

Ведущий выдает детям набор цветной бумаги, изображение яхты, клей и ножницы. Роли участники распределяют между собой сами, ведущий следит, чтобы все были задействованы.

Аппликация откладывается, чтобы отдать ее «пиратам», и «плавание» продолжается. Участники снова перемещаются в центр помещения.

Шторм — медитация «Диета прощения»

Ведущий включает тревожную музыку, желательно со звуками океана.

Ведущий. Начался шторм. Ветер завывает и пытается опрокинуть наш корабль. Дождь заливает палубу. Всё, что мы можем сделать, это отдаться во власть стихии. Постараемся простить тех, на кого мы держим обиду, и, возможно, тогда стихия пощадит нас. (Ведущий включает запись с визуализацией «Диета прощения» Н.И. Гаррибановой.)

Дети закрывают глаза и расслабляются. Затем наступает следующий этап.

Ведущий. Закройте глаза и расслабьтесь. Мысленно поставьте в комнате два стула. На один сядьте сами, а на другой пригласите сесть человека, который с вами в ссоре. Кого-то из вашего коллектива, того, кого вы обидели или на кого обижены сами, и скажите ему все, что хотите сказать. Теперь дайте слово вашему собеседнику, пусть он ответит вам. Когда вы оба все высказали, обнимитесь и отпустите этого человека. Скажите себе: «Он не такой, каким я хотел его видеть. Я прощаю его за то, что он не такой, каким я бы хотел его видеть. Я прощаю себя за то, что хотел изменить другого человека. Я прощаю себя за то, что притворялся виновным. Я невинен. Я прощаю и отпускаю свое прошлое».

А сейчас потянитесь и откройте глаза. Шторм закончился, это значит, что хотя бы один из вас действительно искренне кого-то простил.

Ведущий кладет около стульев табличку «порт № 3».

Завершающая часть: Осмысление

Доставка программы: решение задачи, зарплата, деролинг

Ведущий. Наше плавание подошло к концу, мы приплыли в порт № 3 и доставили туда знания (держит в руках программу). Пора получать зарплату.

(Ведущий забирает у участников контракты в обмен на наклейки и конфеты.)

Поздравляю вас всех и предлагаю снять с себя роли по порядку. Итак, я начинаю: «Я не штурман, я — психолог».

Все участники по очереди проходят деролинг.

Шеринг

Ведущий. А теперь я хочу, чтобы все по очереди сказали о своих ощущениях и чувствах двумя-тремя словами. Что вы испытываете в данный момент?

Далее обсуждается: самый эмоционально значимый момент тренинга, что понравилось и что не понравилось. Те, кто хочет высказаться, по очереди отвечают: были ли сделаны для себя какие-то открытия, хочется ли чем-то поделиться. Далее ведущий объясняет метафору игры:

Так же, как на корабле, мы с вами одна команда. Только от нас зависит, будет ли наше плавание приятным или нет. Я благодарю всех за участие, за терпение. Прошу желающих оставить отзывы о нашем занятии и пожелания к следующему: какие темы, вопросы вы бы хотели затронуть, готовы ли участвовать в наших будущих занятиях. Спасибо.