Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»

Зачетная кругосветка

Сценарий интерактивного занятия
для учащихся 4-го класса

У нас в начальной школе действует система зачетов по чтению и окружающему миру. Учащиеся должны знать наизусть определенные литературные произведения, географические объекты и хорошо ориентироваться по карте. Для младшего школьника сдача такого зачета почти всегда стресс. Поэтому мои задачи как психолога были:

1) активизация полученных знаний,

2) снятие напряжения при сдаче зачета.

По договоренности с преподавателями большинству ребят, при условии, что они правильно отвечают на вопросы и читают наизусть стихи, учителя ставят зачет. Надо заметить, что различные предметы преподают разные педагоги, поэтому вопрос о любимчиках и помощи в игре сразу снимался. Игру проводили учитель, воспитатель и психолог. Поскольку идея такого занятия моя, то я и разрабатывала сценарий, консультируясь с педагогами. При написании сценария надо было учитывать, что это класс мальчиков (значит, игра должна быть динамичной и должен присутствовать элемент соперничества), что им интересны темы пиратов, морских приключений, поисков клада, ну и конечно, следовало использовать пройденный ими материал.

Результаты игры поразили учителей. Многие ребята, до этого мало работавшие на уроках, с удовольствием отвечали на вопросы, сами рассказывали, делали предположения, старались помочь членам своей команды. На команды участники делились случайным образом — тянули листочки с номерами: какой номер вытягивал, в той команде и оказывался. Таким образом, занятие давало возможность детям взаимодействовать друг с другом ради достижения общей цели.

В игре участвовали 3 команды.

Игра рассчитана на 2 урока по 45 минут (перемена 10 минут). Перед началом игры ведущий (психолог) говорит вводные слова о путешествиях и формирует команды. Очень важный момент — ведущий обязательно объясняет процедуру проведения игры: кто, как, когда передвигается (играли в двух кабинетах), что будет происходить в «опорных точках», как можно заработать деньги и что ждет ребят в конце игры. Далее сверяется время и начинается игра.

Формат игры «Кругосветное путешествие» дает большие возможности по проведению интерактивных мероприятий, включающих в себя:

— знания из различных областей;

— учет интересов учащихся;

— учет гендерного состава учащихся;

— профилактику межличностных конфликтов.

Для проведения игры необходимо заготовить:

• золотые и серебряные монеты (в два раза больше, чем число вопросов), медные монеты (столько же, сколько вопросов);

• копии контурных карт (политических) без названий, с изображением всех материков, океанов, морей и рек, которые необходимо знать детям;

• дополнительный иллюстративный материал по каналам, героям и др.;

• приз.

Команды начинают свой путь из разных отправных точек: Санкт-Петербург, Панама и Порт-Саид. Отправная точка — это место, где дети отвечают на вопросы и получают дополнительную информацию от взрослого. Взрослый представляет собой исторический персонаж, имя которого тесно связано с данным местом. В Санкт-Петербурге это Петр I, в Порт-Саиде — Фердинанд де Лессепс, в Панаме — Джон Фрэнк Стивенс.

Процедура пребывания в порту следующая: дети отвечают на вопросы, за правильный ответ получают монету: золотую (если все правильно), серебряную (если совершил одну ошибку или получил одну подсказку) или медную (если при ответе были допущены две неточности или получены две подсказки), далее вместе заполняют путевой лист и отправляются в следующий порт.

Путевой лист представляет собой копию контурной карты всех материков и океанов (без названий), на которой дети чертят свой путь. На путевом листе рядом с названиями городов Санкт-Петербург, Порт-Саид, Панама стоят номера от 1 до 3, указывающие, в какой последовательности команда посещает тот или иной порт. В конце игры на путевом листе должны быть отмечены все географические названия материков, океанов, стран, городов, рек, морей, о которых говорилось во время игры.

Путь 1-й команды: Санкт-Петербург, Порт-Саид, Панама. Путь 2-й команды: Порт-Саид, Панама, Санкт-Петербург. Путь 3-й команды: Панама, Санкт-Петербург, Порт-Саид.

Конец игры:

1-й вариант: на доске загадано большое слово по теме путешествия. Проводится аукцион, на котором продаются за золотые, серебряные и медные монеты буквы. Команда, первой разгадавшая слово, получает приз.

2-й вариант: если нет времени, то команды говорят сумму, которую заработали, и та, что больше заработала, выиграла (проверяются путевые листы).

ХОД ИГРЫ

Дети отправляются в кругосветное путешествие.

Отправная точка 1 — Санкт-Петербург, герой — Петр I

Материк — ЕВРАЗИЯ, океаны — СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ, ТИХИЙ, моря — ЧЕРНОЕ, КАСПИЙСКОЕ, страны — РОССИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, КИТАЙ, города — МОСКВА, КАЛИНИГРАД, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВЛАДИВОСТОК, реки — ВОЛГА, ЕНИСЕЙ, горы — КАВКАЗСКИЕ, УРАЛЬСКИЕ, полуостров КАМЧАТКА.

Стихи — «Горные вершины», «Утес» Лермонтова, гимн России, гимн Москвы, «Тучкины штучки» Маяковского, «С добрым утром!» Есенина, «Няне» Пушкина, «Ветхая избушка» Блока, басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука», «Две бочки».

Ведущий. Ребята! Мы находимся в Санкт-Петербурге, покажите его на карте.

Покажите на карте границы страны, в которой находится этот город.

На каком материке находится Россия? Покажите его.

Какой океан с севера омывает Россию, а какой с востока? Покажите на карте.

В России есть и моря. какие из них вы знаете, покажите на карте.

С какой страной на северо-западе граничит Россия? Подсказка: там живет Дед Мороз. Покажите ее.

А какая страна, одна из крупнейших в мире, граничит с Россией на юго-востоке? Покажите ее.

Столица России? Покажите на карте.

Теперь вы, ребята (ведущий выбирает одного-двух человек, которые активно работали с картой), допишите и, если необходимо, что-то исправьте в тексте — это гимн России, а вы (один-два человека) в гимне Москвы. Вам на это дается 5 минут, а мы с остальными будем путешествовать по России.

Покажите на карте, где находятся следующие города: Калининград, Владивосток.

Кстати, на востоке России находится самый длинный полуостров. Как он называется? Покажите его на карте.

Как вы думаете, что значит «крупная река». Какие крупные реки вы знаете? Покажите на карте реки Волгу и Енисей.

Какие горы делят Россию на азиатскую и европейскую части? Покажите на карте.

Какие горы находятся на юге России? Между прочим, там произошла дуэль М.Ю. Лермонтова. А какие стихотворения Лермонтова вы знаете? Расскажите любое.

Теперь проверим, что написали ребята. За правильный ответ дается золотая монета, за одну ошибку — серебряная, за две — медная.

В России очень красивая природа. У вас есть возможность заработать еще несколько монет. Только три человека могут вытянуть по одному листочку, на них написаны названия стихотворений. Вам надо будет прочитать эти стихотворения наизусть. Ваша команда может вам помочь, но тогда вместо золотой монеты вы получите серебряную, за вторую подсказку вы получите медную монету.

Молодцы, вы отлично справились.

Отправная точка 2 — Порт-Саид. Герой — Фердинанд де Лессепс

Материк — АФРИКА, страны — ЕГИПЕТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИТАЛИЯ, океаны — АТЛАНТИЧЕСКИЙ, ИНДИЙСКИЙ, море — СРЕДИЗЕМНОЕ.

Стихи — «Пороша», «Береза», «Поет зима аукает» Есенина, «Зима недаром злится» Тютчева, «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога» Пушкина.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Мы находимся с вами в Порт-Саиде — это один из важнейших портов на Средиземном море. Кстати, покажите его. Молодцы, знаете. Так вот, Порт-Саид — город в Египте. Покажите, пожалуйста, эту страну на карте. А на каком материке находится Египет?

Какой океан омывает этот материк с запада, а какой — с востока? Покажите их на карте.

Отлично, вы все знаете. Вернемся в Порт-Саид, отсюда начинается Суэцкий канал (ведущий показывает его на карте). Как вы думаете, для чего необходим этот канал? (Ответы детей.)

Это инженерное чудо придумал и сотворил француз Фердинанд де Лессепс.

Немного истории. Суэ'цкий канал имеет длину 163 километра. Канал расположен в Египте между Порт-Саидом на Средиземном море и Суэцем на Красном море. В 1854 и 1856 годах Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым познакомился, будучи французским дипломатом, в 1830-х годах. Саид-паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых порах) и заняли одиннадцать лет. Канал открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. Канал имел неоценимое значение для мировой торговли. Шестью месяцами ранее была введена в действие первая Трансконтинентальная железная дорога, и весь мир теперь можно было обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в дальнейшей колонизации Африки. Такие крупные страны, как Франция, Италия и Германия, имели свои интересы в Африке. Вы знаете эти страны? Покажите пожалуйста, где они находятся. Как вы думаете, для чего им нужны были новые земли?

Но вернемся к истории канала. Внешние долги вынудили Исмаила-пашу, сменившего Саида-пашу, продать в 1875 году свою долю дохода от эксплуатации канала Великобритании.

Кстати, покажите, где находится эта страна?

Дальше были и войны, и бесконечный дележ дохода между разными странами. Канал был частично разрушен, в итоге судоходство было закрыто до апреля 1957 года, когда канал был расчищен. Туда были введены миротворческие силы ООН для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий. После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. Его разминировали силами ВМФ СССР и открыли 5 июня 1975 года.

Канал имеет один фарватер и несколько участков для расхождения кораблей. Египетское управление Суэцкого канала сообщило, что по итогам 2003 года через канал прошли 17224 корабля. Около 8 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход занимает от 11 до 16 часов.

Ну что ж, а теперь я хочу послушать вас. Африка — материк, жители которого не знают, что такое зима. А русские поэты очень красочно описали это время года в своих стихах. Я предлагаю вам прочитать эти стихи.

(Дети тянут листки с названиями произведений и читают стихи, получая за это дополнительные монеты.)

Отправная точка 3 — Панама. Герой — Джон Фрэнк Стивенс.

Материки — СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ЮЖНАЯ АМЕРИКА, АВСТРАЛИЯ АНТАРКТИДА, океаны — ТИХИЙ, АТЛАНТИЧЕСКИЙ, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ, страны — США, КАНАДА, МЕКСИКА.

Стихи — «Вот уж снег последний в поле тает». «Колокольчики мои» А.К. Толстого, «Весенняя гроза», «Листья» Тютчева, «Ласточки пропали» Фета, «Весна» Плещеева, «Ласточка примчалась» Майкова.

Ведущий. Пана'мский кана'л — судоходный, он соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном; расположен на Панамском перешейке, на территории государства Панама. Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде).

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществленных человечеством. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тысяч километров до 9,5 тысяч. Канал пропускает через себя суда самых разных типов — от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax.

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу — 9 часов, минимальное — 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность — 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тысяч судов, несущих более 203 миллионов тонн груза.

Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку, но король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку «что Бог разъединил, человек соединить не может». Поэтому первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом. Фердинанд Лессепс, под руководством которого был прорыт Суэцкий канал, создал во Франции «Всеобщую компанию межокеанского канала», акции которой приобрели более 800 тысяч человек.

К 1888 году на строительство канала было истрачено 300 миллионов долларов (почти в два раза больше, чем предполагалось), а выполнена была только треть работ. Причиной стал и неправильный проект (Фердинанд Лессепс настоял на том, чтобы канал был прорыт на уровне моря), и главным образом невозможность справиться с болезнями — малярией и желтой лихорадкой, косившими работников. Есть сведения, что погибли по меньшей мере двадцать тысяч человек. Стройка приобрела дурную славу, некоторые группы рабочих даже привозили с собой из Франции собственные гробы. Положение дел невозможно стало скрывать и потому, что Лессепс нуждался в новых капиталах. Компания обанкротилась, что повлекло за собой разорение тысяч мелких владельцев акций.

Дальнейшее расследование выявило факты массовой коррупции, подкупа компанией должностных лиц, редакторов газет. Эта авантюра получила название Панамской, а слово «панама» стало синонимом аферы, мошенничества.

Испано-американская война 1898 года подтолкнула Соединенные Штаты Америки к участию в строительстве канала на Панамском перешейке в целях усиления влияния в западном полушарии. США заключили с Великобританией договор, согласно которому получили исключительное право на сооружение канала. Кроме того, США поддержали требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве компенсации приобрели зону для строительства канала.

В добавление ко всему, Уолтер Рид и Джеймс Кэрролл установили, что желтая лихорадка передается комарами, и разработали метод искоренения желтой лихорадки путем уничтожения комаров. Помня о неудаче первой попытки построить канал, американцы направили в поход на комаров целую армию — 1500 человек. О масштабах этой небывалой операции красноречиво говорят опубликованные данные: потребовалось вырубить и сжечь 30 миллионов квадратных метров кустарников и мелких деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить миллион квадратных ярдов болот, вырыть 250 тысяч футов водоотводных канав и восстановить 2 миллиона футов старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения. Это принесло свои плоды: желтая лихорадка исчезла, случаи малярии сократились и главное препятствие было устранено.

К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году. Главным инженером стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озера. На строительство потребовалось десять лет, 400 миллионов долларов и 70 тысяч рабочих, из которых 5600 человек погибли в ходе строительства.

Первое судно прошло по нитке канала 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года. Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.

Благодаря S-образной форме Панамского перешейка Панамский канал идет с юго-востока (сторона Тихого океана) на северо-запад (Атлантический океан). Канал состоит из двух искусственных озер, соединенных каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов.

Ну вот, вы узнали о канале. А что вы мне можете рассказать о Северной и Южной Америке? (Дети рассказывают, что знают, далее взрослый переключает внимание детей.)

А теперь я попрошу вас прочитать стихи о природе. (Дети тянут листочки с названиями произведений и читают стихи, получая дополнительные монеты.)

Спасибо, ребята, за работу! Желаю успехов в вашем путешествии.

Ольга БОРИСОВА,
педагог-психолог,
ГОУ СОШ № 2014, Москва