Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2010


Психологические технологии

Как повысить стрессоустойчивость

Тренинг для участников конкурса «Воспитатель года»

Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди педагогов: учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов. Однако организаторы конкурса отмечают, что, несмотря на то что его участники — опытные педагоги, ситуация конкурса оказывает на них такое стрессовое воздействие, что далеко не все могут в полной мере раскрыть свои возможности. Поэтому организаторы конкурса приглашают психологов для оказания психологической поддержки конкурсантам.

Наиболее эффективным методом можно считать проведение тренинга саморегуляции психического состояния, который целесообразно проводить после заочного тура перед первым публичным выступлением конкурсантов. Тренинг позволяет не только закрепить навыки саморегуляции, которыми, несомненно, обладает каждый конкурсант, но и высказать беспокоящие мысли, а также познакомиться с другими конкурсантами в непринужденной обстановке, что способствует созданию взаимоотношений на основе сотрудничества, а не конфронтации.

Предлагаемый вашему вниманию тренинг проводился в январе 2009 года и был положительно оценен как участниками тренинга, так и организаторами конкурса.

Цель тренинга: обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжения приемлемыми для каждого участника способами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Знакомство с целью, задачами тренингового занятия, изготовление бейджиков четырех цветов.

2. Игра «ССВУ (сильные, слабые, возможности, угрозы)»

Цель: анализ положительных сторон участия в конкурсе.

Инструкция. Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с четырех сторон. Сильная сторона — то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона — то, что может помешать. Возможности — то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия. Угрозы — какие неприятные для нас последствия могут быть.

Разбейтесь на четыре подгруппы по цвету бейджиков. Возьмите лист с одной «стороной» (сильная, слабая, угрозы, возможности) и раскройте свою сторону относительно участия в конкурсе «Воспитатель года».

Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, угрозы, возможности.

3. Упражнение «Мыльные пузыри»

Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.

Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», — вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».

На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные.

Это будет выглядеть так:

Слева Справа
Я не могу это сделать Я это сделаю
Я не буду, это слишком сложно Я попробую это сделать
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо
Я не могу это сделать, когда... Я ... чтобы сосредоточиться, когда…

4. Упражнение «Шаги к успеху»

Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к открытому мероприятию; отработка навыка решения проблемы.

Инструкция

1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, ваша цель — подготовка к открытому занятию, тогда пять шагов будут какими?

Пример:

• выбор темы,

• составление необходимых этапов занятия,

• составление плана занятия,

• написание работы по плану,

• редактирование окончательного варианта.

2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.

3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.

5. Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция

1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.

2. Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

3. Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

4. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

5. Зеленый — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.

Анализ

• Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?

• Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

6. Упражнение «Вредные советы»

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Анализ

• Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?

• Каковы были последствия?

Примеры «советов»

1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя — значит, голова все время работает.

2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.

3. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

7. Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.

Инструкция. Мы все разные, и способы снятия напряжения у нас у всех разные. Вспомните и расскажите коллегам о своем способе выхода из стресса.

Анализ

• Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным?

• Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение?

8. Упражнение «Снежки»

Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.

Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».

(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)

Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в конкурсе.

Анализ

• Какие ваши ощущения до и после упражнения?

• Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

9. Упражнение «Итоги дня»

Цель: получение обратной связи от участников группы.

• Что принес вам сегодняшний день?

• Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

• Какие открытия вы сделали для себя?

• Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

10. Заполнение анкеты обратной связи

• Нужен ли этот тренинг?

• Как вы считаете, на каком этапе конкурса его лучше проводить?

• Оцените, насколько интересным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).

• Оцените, насколько полезным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).

• Продолжите фразу: «Было бы лучше, если бы в ходе тренинга…»

Инесса КОЧУБЕЙ,
педагог-психолог,
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134»,
г. Братск,
Иркутская область