Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2010


Книжный шкаф

Психологическая работа с подростковыми группами

Создание дружного коллектива

А.И. Дедушка
СПб.: Речь, 2008

Вопрос о том, где пролегает граница между педагогикой и психологией, и прежде всего педагогической психологией, несмотря на то что получил освещение в трудах многих отечественных исследователей, до сих пор остается дискуссионным. Главная сложность состоит в том, что если сходство психологической и педагогической областей знания бросается в глаза, то различия не столь очевидны. Последнее обусловливает большую путаницу при квалификации проводимых исследований как психологических или педагогических. Наглядной иллюстрацией такого положения вещей выступает данная книга, которая задумана как практическое пособие для работающих с подростками специалистов.

Психологическая по названию, изданная в серии «Психология детства», по своему содержанию книга является педагогической. Как отмечает автор в предисловии, она продолжает изданную годом раньше книгу «Как научить детей дружбе?», в которой речь шла об условиях и факторах возникновения дружбы, в том числе о законах дружбы, таких как законы песни, общения, игры, творчества и доброты. Во второй книге говорится о создании дружного коллектива, о методических принципах и организационных формах его построения.

Пособие хорошо структурировано, что позволяет получить достаточно полное и адекватное представление о содержащихся в нем материалах. Нет никаких сомнений в том, что это издание представляет большой практический интерес, но… все-таки не для психологов. Причем разнообразие предлагаемых автором тем работы позволяет рекомендовать его всем без исключения работающим с подростками педагогам, вне зависимости от того, будет ли это лагерь, школа, центр внешкольной работы или что-то еще.

Если принять во внимание тот факт, что в любом педагогическом общении нетрудно выделить психологический аспект, то знакомство с этой книгой будет для психолога полезным в том смысле, что поможет определиться с возможными формами включения в описанный автором педагогический процесс. Однако необходимо специально отметить, что педагогическая по своей природе работа все-таки лежит за пределами профессиональных обязанностей психолога. Не исключено, что содержащиеся в книге материалы помогут психологам совместно с педагогами наметить план и очертить перспективы работы по формированию детского коллектива.

В этой связи хочется обратить внимание на предложенный автором оригинальный способ вкрапления в собственное изложение изречений философов и педагогов (в виде самостоятельных слайдов), которые хотя и не содержат конкретных рекомендаций, но указывают направление мыслей и, как следствие, действий. В качестве примера можно привести такое высказывание Гегеля: «Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я».

Марина СТЕПАНОВА