Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2010


Всероссийская неделя психологии

Пространство общения

Региональное профессиональное сообщество:
преимущества, задачи развития, подводные камни

Специалист помогающей профессии посвящает ей свою жизнь не только потому, что какие-то люди в этом нуждаются, но и потому (и это не менее важно), что сам испытывает желание помогать и поддерживать других. Психолог, как, впрочем, и любой человек, чью деятельность можно отнести к помогающей, только тогда может «отдавать», когда его собственные потребности каким-то образом признаются и удовлетворяются. Он «отдает», чувствуя, что есть что отдать, а не просто потому, что клиент требует, а специалист «обязан». Это возлагает на психолога большую ответственность за удовлетворение собственных потребностей.

Значительная роль в этом вопросе принадлежит профессиональным сообществам (ПО). Объединение психологов — не просто встречи раз в месяц для обмена опытом и повышения квалификации. Главное его преимущество — наличие потенциала профессионального развития, являющегося мощным ресурсом для членов ПО.

В данной статье мы порассуждаем о преимуществах и подводных камнях профессионального объединения на примере ПО педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений г. Северодвинска, руководителем которого автор статьи является уже более десяти лет.

ПРЕИМУЩЕСТВА

1. Диалог профессионалов

Когда мы говорим о сообществе психологов, мы предполагаем единое профессиональное пространство. Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова «единство» — это «неразрывность, взаимная связь». Действительно, значимыми являются именно налаженные взаимные связи, то есть возможность устойчивого диалога между профессионалами. В первую очередь, это позволяет психологам договориться между собой об общих требованиях, едином инструментарии, алгоритме действий. Например, с помощью какого диагностического комплекса обследовать выпускников ДОУ с целью определения их готовности к обучению в школе? Или: в каком виде предоставлять данные по детям, направляемым на ПМПК, с помощью каких методик в этом случае собирать информацию, какие ее пункты будут находиться в центре внимания на заседании комиссии?

Диалогичность отношений внутри ПО дает возможность выдвинуть обобщенные предложения, сформулировать ожидания к определенной группе участников воспитательно-образовательного процесса, например к специалистам-смежникам (логопедам, социальным педагогам) или руководителям ОУ, и привести к общему знаменателю понимание конкретных вопросов.

Отлаженные связи становятся основой организации стабильно действующего консилиума (периодического или экстренного), а также помогают выполнять диспетчерскую функцию. Зная квалификацию и специализацию членов ПО, можно успешно решать вопрос направления клиентов к конкретному специалисту для решения их конкретной проблемы.

2. Психологическая поддержка

Профессиональное сообщество является своеобразным гарантом «сохранности» психолога. Очень важно, что специалист имеет возможность получить поддержку от коллег, которые понимают его проблемы, потому что они близки им самим. Чувство локтя, выражение эмпатии, советы, основанные на прожитом опыте, добрые слова важны человеку не только в личной жизни, но и в профессиональной. Особенно в нашей, где необходим именно человеческий фактор. Собираясь вместе, психологи не только решают серьезные рабочие вопросы, но и отдыхают в среде близких по интересам, по духу людей. Синдром выгорания — это не фантом, а вполне реальный факт, знакомый многим не понаслышке.

3. Мотивация и стимулирование интереса к профессии

Сообщество собирает очень разных людей со своим опытом, культурными традициями, багажом знаний, интересов, мнений. Разнообразие субъектов сообщества вносит в индивидуальную профессиональную жизнь новизну и азарт, позволяет сосредоточиваться на преодолении трудностей и стремлении к достижению, принимать решения. Благодаря тому что почти каждый привносит что-то свое, отдельный специалист не варится «в собственном соку». «Я вижу, как это делаешь ты, и мне тоже так хочется. Ты делаешь это так, а я сделаю еще лучше». Элемент соревновательности закладывает основу развития уровня притязаний специалиста.

Профессиональная среда тонизирует психологов. Именно содержание общения между профессионалами стимулирует любопытство и живой интерес к профессии.

4. Супервизия

Если говорить об очевидных вещах, то можно прямо признать факт, что только единицы из психологов образования проходят целенаправленную формальную супервизию своей деятельности. Как правило, это специалисты, получающие дальнейшее образование в направлении психологического консультирования и психотерапии, где супервизия является частью обязательной программы подготовки терапевтов и консультантов. Однако профессиональное объединение создает условия для неформальных вариантов супервизии.

Мягкая ее форма — обратная связь, которую специалист может получить от своих коллег, от руководителя ПО после посещения ими открытого занятия, собрания или любого другого мероприятия.

Еще одна форма — разбор сложных случаев из практики с анализом роли психолога, сделанных им шагов, стратегий и задач дальнейшей работы. Но поскольку в этом случае отсутствует строгость и структурность формальной индивидуальной сессии и есть вероятность сопротивления и защит, которые могут возникнуть у обеих сторон, важно формировать культуру получения обратной связи. Обратная связь должна включать в себя потребность в ней как условие профессионального роста, открытость для получения информации и безопасность, то есть защиту от неконструктивной критики.

Так, регулярная практика проведения и анализа открытых занятий позволяет совершенствовать умения в области коррекционно-развивающей работы, дает информацию для отработки навыков публичных выступлений.

5. Обобщение и распространение профессионального опыта

Каждому профессионалу важно получить признание у своих коллег. Далеко не все осмеливаются или находят возможным публиковаться, представлять свой опыт на конференциях серьезного уровня. Региональное профессиональное объединение в данном случае представляет собой фильтр, который позволяет выделить лучший, наиболее эффективный опыт для его дальнейшей интеграции в практику работы на местах. Это происходит как целенаправленным, так и естественным путями, иначе говоря, «сверху» или «снизу».

Передовой опыт может быть рекомендован методистом или руководителем для использования членами ПО, то есть определен официальный маршрут для его распространения и внедрения. Также специалисты имеют возможность самостоятельно выбирать интересные приемы, зарекомендовавшие себя в практике коллег. При этом значимой является культура сохранения авторства.

6. Методическое оснащение

Централизованное накопление материалов постепенно формирует базу по всем направлениям психолого-педагогической практики. Безусловно, механический сбор конспектов открытых занятий, консультаций, мастер-классов, семинаров, проведенных в рамках ПО, диагностических методик, материалов обобщения опыта еще не является комплексом методического оснащения рабочего места специалиста. Здесь особая роль отводится методисту или руководителю ПО, который должен взять на себя ответственность за оформление и систематизацию материалов.

Важно наладить каналы, по которым материалы будут поступать от психологов к руководителю, и впоследствии в обобщенном виде — в обратном направлении. И это очень серьезный вопрос.

Когда в нашем городе только зарождалась психологическая служба образования, профессиональное объединение было жизненной необходимостью. Специалисты жадно обсуждали все стороны своей работы, щедро делились редкими материалами. Психологов было немного, и отношения между ними возникали очень тесные и добрые. Мы с теплотой вспоминаем те времена, времена романтики и донкихотства, и чувствуем себя счастливыми от того, что начинали свой профессиональный путь именно тогда.

Сейчас в ПО более сорока постоянно работающих специалистов, не считая сотрудниц, находящихся в отпусках по уходу за детьми. Увеличился и усложнился состав психологов, дифференцировались отношения между ними, изменилось и руководство объединением. Больше нет острой проблемы нехватки методических материалов — они в изобилии предлагаются издательствами, специализированными изданиями, предприятиями, магазинами. Мы стараемся бережно сохранять прежние традиции сотрудничества и взаимопомощи, в объединении существуют и варианты поощрения коллег за участие в развитии ПО. Это затрагивает вопросы управления, на которых мы не будем останавливаться. Для нас же важно подчеркнуть, что у объединения обязательно должно быть то, что оно может предложить специалисту взамен его труда на благо ПО, — признание и продвижение, другие равноценные материалы или денежный эквивалент. Профессионал должен понимать, что он может получить взамен и достаточно ли ему простого удовлетворения от выполнения этой работы. Психолог тоже делает выбор, нужна ли ему компенсация за его вложение в методическую базу ПО.

Методическая база должна быть доступна всем членам ПО (ведь именно для них она создается), регулярно пополняться и своевременно обновляться. В настоящее время больший процент материалов собирается и хранится в цифровом виде, что облегчает их обработку и распространение.

7. Нормативно-правовая поддержка

Каждый специалист должен знать содержание документов, регулирующих профессиональную деятельность, — это заложено в тарифно-квалификационных требованиях и должностных инструкциях. Однако часто оказывается, что психологи плохо знакомы с ними и порой даже не задумываются об их наличии! Психолог иногда даже теряется, узнав, что кроме федеральных документов существуют еще областные, краевые и муниципальные. А еще есть устав учреждения, локальные акты, трудовой договор…

Периодически приходится «заземлять» творческую натуру психолога, обращая его внимание на нормативно-правовую базу: знакомить с содержанием новых документов, комментировать отдельные пункты, поднимать действующие приказы, постановления и инструктивные письма, если возникают вопросы по содержанию таковых. Иногда достаточно обратиться к надлежащему документу, чтобы погасить спор по поводу той или иной ситуации. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности.

Необходимо не только держать руку на пульсе и следить за документами, напрямую касающимися деятельности педагогов-психологов (и в этом большую помощь оказывают «наши» периодические печатные органы, например газета «Школьный психолог»), но и быть компетентными в общих документах образования, так или иначе относящихся к психологической деятельности. Например, «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» не содержит адресной информации о деятельности психолога, однако в нем прописаны виды учреждений, варианты направленности групп и их предельная наполняемость, режим медицинских обследований, допуск к педагогической деятельности и другие очень важные вопросы. Квалифицированный специалист не только должен помнить о наличии того или иного документа, но и уметь его прочитывать.

8. Масштаб воздействия

Нет сомнений в том, что, объединив усилия, группа людей может сделать больше, чем один человек. Воздействие одного специалиста физически ограничено учреждением, в котором он работает. Однако есть вопросы, решение которых возможно только при условии участия и населения, и профессионалов. Чем больше психологов, тем больше образовательных учреждений (а значит, детей, их родителей, сотрудников) можно охватить для достижения единой цели — профилактической, просветительской, исследовательской и др. Решать такие вопросы можно с помощью научно-практических конференций, мониторингов, изучения региональных нормативов развития детей (в сотрудничестве с кафедрой психологии местного института), масштабных профилактических и просветительских проектов, например технологии передачи психологической информации о детях («Карты преемственности») на этапе перехода из дошкольного звена в начальную школу всеми ДОУ и СОШ города.

Именно профессиональное объединение является той базой, которая создает потенциал масштабных мероприятий и позволяет осуществлять социальное партнерство.

9. Повышение квалификации

В рамках ПО предоставляется возможность систематической профессиональной подготовки. Повышение квалификации происходит за счет прямого обучения, а также самообразования в ходе выполнения заданий творческой группы, членом которой специалист является. Профессиональное объединение не только создает условия для обучения на семинарах, консультациях, лекциях, мастер-классах (силами членов ПО или с помощью приглашенных преподавателей, ведущих специалистов), но также аккумулирует информацию о вариантах повышения квалификации вне рамок объединения.

10. Мониторинг запросов от психологов

Единое пространство общения позволяет собирать и анализировать насущные потребности членов объединения и затем формулировать их в виде задач и форм реализации. Этому способствуют не только наблюдательность и сензитивность руководителя, но и специальные опросы, обратная связь. Формулировка конкретного запроса становится запускающим механизмом для углубленной разработки узкого направления.

Осознание нехватки конкретных профессиональных знаний и умений может повлечь за собой организацию курсов повышения квалификации, приглашение ведущих специалистов региона или страны для проведения семинаров и тренингов.

Недостаток информации или ее устаревание может поставить цель проведения мониторинга или крупномасштабного исследования (в последнем случае, как уже было указано выше, желательно сотрудничество с региональным институтом, кафедрой психологии).

Мониторинг общего состояния специалистов позволяет своевременно выделять симптомы усталости, профессионального застоя и планировать систему профилактических мероприятий.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Преимущества объединения психологов бесспорны. Являясь членом сообщества, специалист перестает быть изолированным от своих коллег. Активность и стабильность сообщества дает психологу высокую гарантию «невыпадения» из профессиональной среды (из-за собственной ли инерции или по внешним причинам, например жесткого контроля администрации учреждения), тонизируя и мотивируя к перманентному профессиональному росту, делая его работу более эффективной.

Профессиональные связи осуществляются через общение, и, казалось бы, раз психолог — профессиональный коммуникатор, сложностей внутри сообщества быть не должно вовсе. Однако дальнейшие наши рассуждения будут именно о подводных камнях отношений психологов.

В сообществе, как в группе людей, есть свои лидеры, то есть «группа товарищей», участвующих всегда и во всем. На их фоне остальные смотрятся блекло. Как не потеряться одному человеку среди общей массы специалистов? Кроме того, если в сообществе более сорока человек (как в нашем случае), невозможно иметь со всеми одинаково ровные отношения. С кем-то сложатся более близкие отношения, кто-то будет чужд либо просто несимпатичен.

Несмотря на развитость отношений внутри сообщества, надо помнить о том, что среди психологов, впрочем, так же как и среди других узких специалистов, есть и конкуренция. Как правило, она не приобретает резких конфликтных форм, наоборот, скорее завуалирована социально одобряемым поведением, тем не менее она имеет не только положительное, но и отрицательное влияние на групповые отношения и индивидуальный профессиональный рост.

Это нормально, но из этих особенностей вытекают управленческие задачи, в центре внимания которых находится именно организация взаимодействия коллег.

Руководство профессиональным объединением может быть рассмотрено как отдельная серьезная тема. Объединение — это группа людей, однако во главе ее стоит конкретный человек, который принимает решения, определяет вариативность содержания функционирования ПО (а значит, и каждого члена в отдельности). Развитие ПО отчасти зависит от этого человека, от его в любом случае субъективного взгляда на то, куда объединение должно двигаться. Особенно это актуально, если ПО возглавляет методист, то есть назначенный на должность человек, а не выбранный большинством (и, как правило, это именно так и есть).

Проще, сглаженнее ситуация, если объединение существует в форме клуба, где отношения демократичны и круг интересов более широк за счет околообразовательных тем. Субъективизм руководителя определяет содержание, направление, «потолок» развития ПО. Вполне реальна ситуация, в которой исчерпавший свой потенциал руководитель осознанно продолжает занимать должность для получения надбавки к заработной плате, решая таким образом собственные задачи в ущерб общественным.

Еще одна проблема, возникающая в развитом сообществе с четкой иерархией, — делегирование ответственности сообществу во главе с руководителем ПО. Ощущение собственной профессиональной безопасности, которую обеспечивает сообщество, притупляет у специалиста бдительность. Это звучит примерно так: «Мне расскажут, что конкретно я должен делать, как реагировать, что говорить…»

Итак, мы рассмотрели, для чего существуют сообщества, какие задачи решают. Однако очевидно, что на разных этапах развития психологии образования на первый план выходили разные грани ПО. Каким должно быть сообщество, чтобы оно удовлетворяло потребностям, существующим сегодня, чтобы профессиональное общение подпитывало интерес к профессии, помогало решать актуальные проблемы? Вот некоторые характеристики:

• постоянство, регулярность встреч, устоявшиеся связи между членами;

• открытость для нового (в широком смысле);

• возможность диалога внутри сообщества;

• удовлетворение потребности каждого члена сообщества в поддержке, информировании, профессиональном росте;

• вариативность форм функционирования;

• возможность широко заявлять о своих взглядах (на уровне района, города, области, страны);

• «мягкая» конкуренция;

• профессиональная открытость и щедрость.

Каждую характеристику можно рассмотреть с точки зрения путей ее формирования и целей использования для развития сообщества.

Анализ актуальных потребностей профессионалов позволяет определить перспективы развития регионального профессионального сообщества, воплотив их в конкретные задачи, содержание и формы работы.

Людмила МАРДЕР,
психолог,
Северодвинск, Архангельская область