Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2010


Книжный шкаф

Непоседливый ребенок,
или Всё о гиперактивных детях

В последнее время в связи с проведением междисциплинарных исследований и появлением пограничных областей знания все более востребованными становятся работы, предназначенные не только узким специалистам — психологам, медицинским работникам, но и смежникам. Сказанное особенно актуально, когда речь идет о практическом решении конкретных проблем, например воспитания и обучения ребенка с выраженными нарушениями развития.

И.П. Брязгунов,
Е.В. Касатикова
М.: Психотерапия, 2008

К кому обратиться маме гиперактивного ребенка? К врачу, педагогу или психологу? Что делать с таким ребенком — лечить или воспитывать? Или и то и другое? Наказывать или потакать всем его капризам? Эти и многие другие вопросы ставят авторы данного издания и дают обоснованные и, что самое главное, всесторонние ответы. Такой комплексный подход обеспечивается за счет того, что один автор — педиатр, а другой — педагог.

Книга рассчитана на достаточно широкий круг читателей, в том числе и психологов, занятых в системе дошкольного и школьного образования. По мнению авторов, при работе с гиперактивными детьми следует обратить внимание, по крайней мере, на два принципиальных положения. Первое: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — патология, требующая комплексной коррекции, то есть участия медиков, психологов и педагогов. Второе: СДВГ — заболевание не только ребенка, но часто и матери, которая отличается повышенной тревожностью и эмоциональной неустойчивостью.

В книге несколько глав, однако трудно сказать, какой из них следует отдать предпочтение психологу, какой — педагогу, а какой — медику. Целесообразно познакомиться с книгой целиком, тем более что главы между собой тесно связаны и при внимательном их рассмотрении заметна логика структурирования материала: от возникновения данного синдрома и его клинических проявлений к динамике и прогнозу заболевания. Авторы уделяют внимание диагностике, описанию причин и механизмов этой патологии, но основное место отведено вопросам лечения и коррекции СДВГ (о лечении и коррекции говорится в одном разделе, что выступает отражением авторского понимания комплексного подхода к детям с СДВГ).

В прямые обязанности психолога не входит проведение просветительских бесед с педагогами о медицинских аспектах нарушений поведения у детей, но не исключено, что, познакомившись с книгой, он сможет убедить их в недопустимости излишней строгости и, наоборот, в продуктивности ровного и доброжелательного общения с гиперактивными детьми.

Нельзя не сказать и о выбранном авторами стиле изложения. Само словосочетание “проблемный ребенок” означает, что с этим ребенком трудно всем окружающим его людям — родителям, воспитателям и учителям, сверстникам. Однако порой мы забываем о том, как нелегко приходится самому этому ребенку (в его душе, по словам авторов, царит хаос), как он страдает от своей повышенной возбудимости. Все изложение построено таким образом, что в центре внимания оказывается ребенок, а не создаваемые им проблемы.

Марина СТЕПАНОВА