Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2010


Наши дети

На пути к сотрудничеству

После окончания адаптационного периода в первом классе родители нередко обращаются к психологу с просьбой наладить отношения между ребятами. Действительно, к учебным требованиям дети уже привыкли, поэтому их внимание переходит на отношения со сверстниками. Неудовлетворенность ими начинает беспокоить, они жалуются родителям. Это типичная ситуация для первого класса. И одним из способов ее разрешения может быть обучение детей сотрудничеству через работу в парах и малых группах.

Опишем два таких занятия, чтобы показать, что путь к сотрудничеству у каждого ребенка индивидуален, поэтому психологу очень важно заметить детали, особенности этого пути, чтобы грамотно организовать поддержку каждого ребенка.

В начале первого занятия детей разделили на группы по 2–3 человека. Им предложили договориться и вместе придумать и нарисовать школу, дать ей название, обустроить школьный двор. Лист детям на парту клали так, чтобы все находились на равном от него расстоянии. Дети с удовольствием принялись за работу. И уже через 10 минут было видно, что выполняют они ее по-разному.

Фото А. Степанова

Таня и Борис “застряли” на самом первом этапе. Они не смогли придумать общую школу, и каждый стал рисовать свою. При этом они сели друг против друга, поэтому их школы оказались направлены крышами в разные стороны. Их это нисколько не смущало. Они радостно рисовали каждый свою. Потом вдруг они подозвали к себе ведущего. “Мы передумали, — сказали они. — У нас будет только одна школа, а это — дом. А сейчас мы рисуем дорожки от дома к школе”.

Интересно, что к такому мнению он пришли сами, без всякого побуждения со стороны взрослого. Для них, по-видимому, это было важно, потому что на перемене после нашего урока они тоже играли вместе.

Лена, Вика и Наташа быстро договорились, что школу будет рисовать Вика, а Лена и Наташа — школьный сад. Они быстро придумали общее название школы “Звезда”, но потом возникла другая проблема: какое теперь время года, то есть какого цвета рисовать листочки? Они долго спорили, но потом вышли из положения и решили, что у них будет волшебная школа, поэтому листики могут быть любого цвета.

Петя, Саша и Сережа тоже быстро нашли общий язык. Петя и Сережа посередине листа вместе рисовали школу. Для этого они взяли каждый по линейке и по очереди рисовали каждый по этажу. Саша “оснащал” школьный двор вокруг школы.

Интересно, что в парах Вити с Леной и Кости с Таней лист бумаги сильно сместился с середины парты. Он теперь лежал прямо перед Витей и Таней. И соответственно школа была сдвинута на листе бумаги в их сторону. Видно было, что ребята стремятся доминировать. А вот их партнеры заняли разные позиции.

Витина партнерша Лена встала со своего места и стояла рядом с Витей. Она, с одной стороны, активно дорисовывала детали к Витиной школе, раскрашивала их, причем делала это очень ненавязчиво. Витя не сопротивлялся. С другой — привлекала Витю к сотрудничеству. “Помоги мне, — говорила она, — давай нарисуем качели”. Делала ненавязчивые замечания: “А тебе не кажется, что здесь чего-то не хватает?” В результате весь лист был заполнен их совместными рисунками.

Костя повел себя по-другому. Он не только не пододвинулся к Тане, но откинулся на стуле назад. Сначала он тихо рисовал книги, которые будут в школе, с краю листа на своей стороне, а потом совсем перестал работать. Когда его попытались побудить продолжить, он ответил: “Я согласен с Таней. Мы так договорились”.

Поэтому для ребят очень важно не только само выполнение общих заданий, но и их анализ. Показывая рисунок Лены с Витей, к примеру, мы спрашивали: “Кто рисовал школу, качели, цветы?” Они оба отвечали: “Вместе”. Даже такого простого анализа для ребят было достаточно. Костя с Таней быстро сообразили, что одного договора мало, и пока мы показывали рисунки других ребят, соорудили вместе школьную крышу и потом с гордостью ее продемонстрировали: “Мы тоже сделали вместе”.

Таким образом, к концу занятия все ребята поняли, что первая ступенька к сотрудничеству — это договориться, что не всегда бывает просто. Но есть еще и вторая ступенька — делать “вместе”. И она более трудна, чем первая.

Второе занятие мы начали с обсуждения примера: договориться + вместе = сотрудничество.

Мы выяснили, что договориться — это принять совместное решение, то есть такое, чтобы все были с ним согласны. Труднее было объяснить детям, что такое “вместе”. Пришлось “пригласить” синий и красный фломастеры и с их помощью сделать два рисунка — один из которых был нарисован вместе обоими фломастерами. Ребята сделали вывод, что на одном из рисунков фломастеры работали над разными вещами, то есть не вместе. А вместе — это рисовать детали одного предмета.

Затем мы разделили ребят на группы по 3–4 человека. Обсудили, какой группе будет труднее работать. После этого детям было предложено нарисовать рисунок на тему “Праздник”. Нужно было решать, какой это праздник, где будет происходить действие, как украсить помещение, кого пригласить в гости.

Очень скоро в группах можно было заметить отличия. Вика, Люба, Полина и Сергей быстро включились в работу. Сразу стало заметно, что в четверке есть лидер — Полина, причем достаточно конструктивный. Она регулировала правила в группе, например — расшалившемуся Сереже говорила: “Не мешай”. Когда было нужно, Полина распределяла, кому что рисовать: “Ты нарисуй звезду. А ты рисуй игрушки”. Более того, при необходимости предлагала помощь. Когда Сережа захотел нарисовать елку и замешкался, она предложила: “Хочешь, я нарисую, я умею?” Он радостно согласился. К концу занятия ребята продемонстрировали действительно совместно выполненную работу.

Так же быстро стали действовать Витя, Гриша, Алина и Павлик. У них явным, но тоже демократическим лидером стал Витя. От их стола часто раздавались слова: “Согласен? Не согласен?” Ребята стали применять свои способы договориться. Как сказал Витя, “мы убеждали друг друга, а если не получалось, то использовали считалки”. “Это честно, — сказали ребята, — ведь всем же хочется рисовать гирлянду”. Интересно, что Витя как бы держал в поле зрения свою команду. “Дайте Паше рисовать снеговика, он давно не рисовал”, — так Витя проявлял заботу об одноклассниках.

По-другому пошла работа в тройках. В одной из них явную власть захватила Маша. Она притянула к себе лист бумаги, заняла на нем больше всего места и нарисовала новогодний праздник. Борис смог только украсить дом сверху гирляндой. А Катя нарисовала в уголке кошечку и собачку. Когда удалось объяснить, что вместе у них не получилось, они решили исправить рисунок. “Давайте нарисуем вместе для Маши, для меня и для Кати”, — предложил Борис. К концу занятия детям удалось поправить положение.

Статья опубликована при поддержке медицинского центра Санкт-Петербурга "Долголетие". Центр эндовидеохирургии, лечение спины и позвоночника, УЗИ диагностика, анализы, педиатрия, неврология, гинекология, урология, кардиология, психолог, RF лифтинг, вызов врача на дом ребёнку и взрослому, а также УЗИ у Вас дома. Посмотреть адреса центра медицины, услуги и цены, записаться на приём онлайн Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.spina.spb.ru/.

Труднее шли дела в другой тройке. Таня, Костя и Матвей никак не могли договориться, какой праздник рисовать. Они долго пререкались, даже пытались посчитаться, глядя на других ребят. Но Костя и Матвей заняли непримиримую позицию: “Я не согласен”, — заявлял каждый из них. Тане со временем это надоело, и она пошла проситься в другую группу, где, как было заметно, все в порядке. Однако те ее не взяли. “Нас и так много”, — ответили ребята. Тогда Таня отошла к окну. Сказала, что обиделась. С помощью ведущего удалось “склеить” группу. Но совместной работы не получилось.

Итак, было проведено два занятия. Что можно считать результатом? Наличие у детей знаний о том, что такое сотрудничество, какие способы можно использовать на пути его достижения. А взрослые получили важную информацию о способах взаимодействия каждого ребенка с окружающими. Теперь ясно, почему Полина является авторитетом для девочек, а другая ученица дома плачет, жалуется, что ей плохо в школе.

Понятно, что мы находимся только в начале пути по формированию сотрудничества. Надеемся, что впереди будет еще много открытий.

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук
Мария ФЕДОРОВА,
педагог-психолог,
школа “Президент”,
Москва