Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2010


Репортаж

Новые грани мастерской

В последнее время все чаще раздаются критические замечания в адрес психологов со стороны учителей и родителей. Достается психологам-практикам и от коллег — психологов-теоретиков. Основные претензии: низкий уровень подготовки, незнание школы и ее реальных проблем, неумение находить общий язык с педагогами.

Очевидно, что в каждом конкретном случае есть свои причины для таких утверждений. К сожалению, единичные случаи, достойные критики, затмевают высокопрофессиональную ежедневную работу специалистов, которые и школу знают, и с учителями и родителями общаются на одном языке.

Не так давно мне посчастливилось побывать на одном из мероприятий, объединивших высокопрофессиональных творческих и увлеченных своей работой людей. С 24 по 28 февраля в подмосковном пансионате “Липки” прошла II Всероссийская психолого-педагогическая мастерская “Грани развития”, организованная центром психологической поддержки образования “Точка ПСИ”. Называлось мероприятие — “Игра как метод в работе педагога и психолога”.

Несмотря на кризис сюда приехали участники из отдаленных уголков России. Уже возвращаясь с мастерской, в электричке, я услышала разговор нескольких сибиряков, которые обсуждали свой дальнейший маршрут. Их ждали и поезда с пересадками, и автобусы, и даже “скорая помощь” как единственная возможность добраться от станции до дома. Что же привлекает специалистов на заседания мастерской? Ведь сейчас проводится огромное количество различных психологических тренингов и семинаров, есть масса обучающих программ. На мой взгляд, все дело в профессиональном и личностном единении и творчестве, той необычной атмосфере, которая присуща всем мероприятиям “Точки ПСИ”. Она заставляет забывать обо всем и полностью погружаться в действие, которое разворачивается рядом с тобой и постепенно делает тебя творцом происходящего.

Игры были представлены во всем многообразии своих форм: дидактические, большие психологические, деловые, игры с дошкольниками, игры на тренинге. Им были посвящены утренние прологи и лекции М.Р. Битяновой (“Игра в пространстве профессиональной деятельности педагога и психолога образования”), В.М. Букатова (“Три кита” социально-игровой режиссуры урока”), Н.А. Сакович (“Прорыв в новое: игра как символ жизненных изменений”), А.И. Савенкова (“Предметно-пространственная среда игры и развития ребенка”).

Участникам мастерской была предоставлена уникальная возможность самим поиграть в игры под руководством опытных мастеров-игротерапевтов М.Р. Битяновой, В.М. Букатова, Н.М. Бариновой, Н.А. Сакович, Т.В. Бегловой и Т.В. Меркуловой, О.Д. Стельмах, И.В. Вачкова, С.Н. Шевченко, А.В. Бояринцевой, И.О. Телегиной, В.А. Ширяевой, О.В. Кардашиной, Ю.Б. Мукосеевой и Е.А. Кац.

Крайне интересно прошло знакомство с настольными авторскими играми И.В. Вачкова, Г.В. Бубновой, И.Ю. Кленикской, А.Г. Теплицкой, в ходе которого все желающие смогли оценить их эффективность и поделиться своими впечатлениями с коллегами. После этого каждый присутствующий, постигнув теорию и практику игрового творчества, смог самостоятельно разработать собственную развивающую игру! Этому была посвящена профессиональная игровая студия “Искусство создания и проведения настольной психологической игры для детей и взрослых” и проектный семинар “Создаем психологическую игру”.

В заключительный день работы мастерской все авторы оригинальных игр смогли представить плоды своего творчества на “Народной игровой ярмарке”.

Но этому предшествовало еще много интересного и познавательного. Во время работы круглого стола “Игрушка для игры: психолого-педагогический взгляд” шел серьезный разговор о том, какие же игры и игрушки предлагает нашим детям современная игровая индустрия. Что из массива разноцветных сокровищ, заполняющих полки современных магазинов, действительно полезно и интересно детям, а что является просто данью моде?

Ведущая этого мероприятия И.И. Казунина (сотрудник лаборатории развивающих игр и игрушек МГПУ) смогла наглядно продемонстрировать плюсы и минусы зарубежных и отечественных игрушек, обратив особое внимание на лучшие образцы этой продукции. Можно было не только потрогать и испытать их на прочность, но и выступить в качестве эксперта. На мой взгляд, такой всесторонней профессиональной психолого-педагогической экспертизы вряд ли удостаивались даже самые лучшие образцы игровой продукции.

Выяснилось, что отечественные производители предлагают целый ряд таинственных развивающих игр, которые не имеют инструкций по применению. В этой связи участникам было предложено выбрать один из таких экспонатов и, изучив его скрытые возможности, создать инструкцию к игре. Затем состоялся конкурс на лучшую инструкцию. Есть надежда, что составленные участниками мастерской психолого-педагогические руководства по применению игр и игрушек вдохнут в них новую жизнь и они найдут свое достойное место в современном игровом пространстве.

А.А. Бахметьеву пришлось
выдержать непростой экзамен

Живой интерес вызвала авторская мастерская известного телеведущего, автора серии развивающих игр и игрушек “Знаток” А.А. Бахметьева. Внимательно выслушав рассказ ведущего и познакомившись с его уникальными разработками, “разогретая” на многочисленных экспертизах аудитория начала задавать Андрею Александровичу самые каверзные и часто критические вопросы. Но закончилось все хорошо: даже демонстрационные экземпляры были раскуплены. Что интересно, покупали эти замечательные игры и игрушки не только детям, но и другим, вполне взрослым членам семьи и даже себе, любимым.

Объяснялось это последствиями сурового детства: ну не было тогда таких замечательных “умных” игрушек! Но на мой взгляд, причины нужно искать глубже!

Разобраться в предназначении
некоторых игрушек — задача непростая

Атмосфера мастерской заворожила всех присутствующих магией игры, архетипические возможности которой, наверно, до конца не раскрыты. На занятиях сформировалась особая группа людей, объединенных преданностью своей профессии, стремлением к поиску и творчеству. Общаясь с участниками мастерской, невозможно было определить, кто из них педагог, кто — психолог, а кто — заведующий детским садом. Все были едины, все понимали друг друга, все занимались общим и таким необходимым делом — познавали таинства игры.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
(Фото автора)