Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2010


Методическая копилка

Елена РАЗГОНЯЕВА,
педагог-психолог,
ГОУ ЦПМСС “Поддержка”,
Москва

Вулкан

Сказкотерапевтическое занятие
с элементами арт-терапии

Цели: снятие внутреннего напряжения и тревожности; коррекция агрессивных проявлений.

Задачи: формирование навыков совладающего поведения в стрессовых ситуациях; определение способов реагирования на негативные влияния факторов внешней среды; формирование понимания причин внутренних переживаний; поиск путей решения проблем; понимание себя как личности

Возраст участников: школьники 10–16 лет и взрослые.

Время: 45–50 минут.

План занятия

Коллаж В. Евладенко

1. Предварительная беседа по проблеме (5 минут).

2. Чтение сказки (5 минут).

3. Постановка вопросов по основным смысловым моментам сказки (5 минут).

4. Проекция сказочного сюжета: рисунок на листе бумаги или строительство в пространстве песочницы — на выбор клиента (10 минут).

5. Трансформация получившейся картины в рисунке или в пространстве песочницы — на выбор клиента (10 минут).

6. Обсуждение результатов (10 минут).

7. Домашнее задание, разбор песочной картины или уборка (5 минут).

Условия проведения: необходимо установить доверительные отношения с клиентом; занятие проводится в индивидуальной форме; желание клиента — обязательное условие для проведения занятия.

Необходимое оборудование: цветные фломастеры, карандаши, пастель, краски — на выбор клиента; лист бумаги А3 или ватман; песочница, вода, совок, формочки, различные мелкие предметы (веточки, сухие цветы, камешки, бусы и пр.).

Структура занятия

1. Предварительная беседа по проблеме

Определение основных моментов в проблеме клиента. Объяснение плана и целей предстоящей работы.

2. Чтение сказки

Клиент слушает сказку. Важны интонация, эмоциональное чтение, паузы в необходимых местах текста.

3. Постановка вопросов по основным смысловым моментам сказки

Клиенту задают вопросы по контексту сказки. Основной упор делается на ключевых моментах содержания. Например: “О ком эта сказка? Что произошло? Как вы думаете, почему главный герой был напуган сложившейся ситуацией? Какие пути решения он увидел для себя? Какие внутренние ресурсы он привлек для решения проблемы? Что приобрел для себя (какие сделал выводы) главный герой после случившегося?”

Отвечая на вопросы, клиент начинает внутреннюю проработку проблемы, запускается механизм ее понимания, открывается доступ к внутренним ресурсам. Клиент лучше понимает смысл, заложенный в сказке.

4. Проекция сказочного сюжета

Клиенту предлагается два способа переноса сказочного сюжета.

— Рисование с поэтапным раскрытием сюжета. Клиент может трансформировать события в одном рисунке, а может в нескольких, как бы создавая последовательную цепочку событий.

— Построение сюжета сказки в песочнице. Клиент может использовать воду, формочки и различные мелкие предметы для воссоздания субъективной картины по сюжету сказки.

5. Трансформация получившейся картины

Клиенту предлагается изменить уже созданную песочную или нарисованную картину или внести в нее необходимые изменения. В случае если у клиента возникает сопротивление или он не готов (что вполне нормально, так как процесс отреагирования зачастую требует длительного времени), то можно предложить оставить это задание как домашнее в дополнение к основному.

6. Обсуждение результатов

Психолог и клиент сообща формулируют основную проблематику сказки. Клиент говорит о своих ощущениях. Клиент и психолог находят взаимосвязь творческой продукции клиента с сюжетом сказки. Клиент на этом этапе уже способен самостоятельно осознать способы реагирования и совладания в стрессовой ситуации. Путем рассуждений, выявления взаимосвязей и опираясь на собственную творческую продукцию он начинает проецировать “внутреннее неосознаваемое” на “внешнее сознательное”. Таким образом запускается механизм работы с внутриличностными проблемами клиента. Психолог контролирует процесс, направляет рассуждения клиента в необходимое для психотерапевтической коррекции русло.

7. Домашнее задание

Используя пластилин, глину или тесто и дополнительные материалы, сделать модель сказочного сюжета по памяти, опираясь на внутренние ощущения и впечатления. Цель домашнего задания — закрепить на сознательном уровне изменения внутреннего состояния. Дать возможность окончательно проработать и завершить терапевтическую ситуацию для клиента. Предложить клиенту по прошествии времени еще раз взглянуть на положительные изменения в собственном состоянии.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта VseVorotaSPb.Ru. Если Вы хотите по выгодной цене приобрести высококачественные ворота, то больше не надо тратить время на утомительный поиск достойного предложения, вводя в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как: «Куплю ворота гаражные». Посетив сайт интернет проекта VseVorotaSPb.Ru, Вы сможете заказать покупку и монтаж надежных металлических, секционных и распашных ворот, от таких ведущих мировых производителей, как Херман и ДорХан

Сказка-метафора

(авторская)

На одной прекрасной волшебной планете под названием Вита жил Вулкан. Он был необычайно красив, величав и могуществен. Вокруг него росли цветы редкого вида с прекрасным ароматом, деревья с необычайно вкусными плодами. Со всех сторон Вулкан окутывал мягкий пушистый мох, который согревал его в ненастные дни. Вулкану было уютно и тепло. Он чувствовал любовь и понимание самой природы. За это он был благодарен планете Вита, чувствовал свое с ней единство. Ему казалось, что только благодаря ей он чувствует себя так хорошо. Счастье и спокойствие окружало Вулкан.

Но однажды все вокруг изменилось. Вулкан проснулся от какой-то тряски, исходящей откуда-то снизу. Он почувствовал жар внутри себя. Беспокойство проникло в сердце Вулкана.

— Что со мной происходит? — задал он сам себе вопрос. Ему стало не по себе. Он встревожился не на шутку.

Фото с сайта www.respublika.info

— Вита, что со мной? — спросил он у планеты. В ответ он услышал лишь шипение и клокотание. Вулкан не мог понять, откуда взялись эти новые непонятные ощущения и звуки. Он привык всегда слышать приятный голос Виты в сопровождении пения птиц.

— Это случается иногда. Такая уж у нас жизнь — разнообразная, наполненная не только приятными ощущениями, — отозвалась вдруг Вита. — Мы с тобой — часть этой жизни и вынуждены переживать разные, не только приятные моменты, может случиться и разгул стихии.

Вита была очень мудрой. Вулкан уважал и любил ее, всегда прислушивался к ее голосу. Но сейчас он не смог понять того, что она хотела ему сказать.

— Вита! Что же мне теперь делать?

— Бороться или смириться. Но помни! Стихия может быть частью нас самих, — ответила Вита.

Это было последнее, что смог разобрать Вулкан. Поднялся шум. Внезапно он почувствовал резкий толчок внутри себя, жар стал сильнее, к жерлу подкатил горячий, вязкий комок. Вулкан затрясся.

— Вита! Помоги мне! — воскликнул Вулкан.

— Я не могу. Сейчас мы связаны с тобой в одно целое. Внутри меня все греется и бурлит, у меня высокая температура. Только вместе мы сможем справиться с этой стихией, если поможем друг другу, — ответила планета.

Вулкан был в растерянности. Он не привык брать на себя такую ответственность. Ему всегда казалось, что Вита способна защитить его от всех бед. Он был неопытным и впервые столкнулся с таким непонятным для него состоянием. Вулкан разозлился на планету. Из его жерла повалил густой дым, он раскалился докрасна, вокруг него образовались трещины. Это поверхность планеты пошла паутиной глубоких разломов. Вулкан испугался, но было уже поздно. Горячая лава вырвалась из его жерла, полилась по склонам, выжигая на своем пути и ароматные цветы, и фруктовые деревья. Она стала заполнять собой все вокруг.

Вулкан понял, что кроме него самого никто не в силах остановить разбушевавшуюся стихию. Он попытался задержать дым и извергающуюся лаву, сдержать жуткую тряску, но, увы, все оказалось напрасно. Стихия продолжала бушевать с еще большей силой. Из жерла вылетали огненные камни и с грохотом катились по его склонам, а затем тонули в жидкой горячей лаве у подножия. Вулкан вдруг понял, что его злость на Виту могла стать причиной жуткого извержения. Ему вдруг так захотелось, чтобы все стало как раньше. Чтобы они вместе с Витой жили в полном мире и согласии. Он стал звать планету, просить прощения, но тщетно. Выхода не было. Тогда ему внезапно явилась идея: он решил просто успокоиться, вспомнив слова Виты о том, что стихия может находиться в нас самих.

“Значит, ей можно управлять изнутри!” — подумал Вулкан. Он представил себе, что все стало как раньше: пели птицы, светило солнце, все вокруг было тихо и спокойно, дул теплый ветерок, Вита дает жизнь новым деревьям и цветам.

Вдруг Вулкан почувствовал, что тряска прекратилась. Жар стал спадать, он почувствовал себя лучше и спокойнее. Взглянул вниз, на подножие — горячая лава превратилась в застывший, холодный камень. Из жерла струилась только тоненькая, еле заметная ниточка дыма.

“Все закончилось?” — подумал Вулкан. Он глубоко вздохнул и выпустил последнюю порцию пара. Все успокоилось.

— Вита! — позвал Вулкан планету.

— Я слышу тебя! — отозвалась Вита.

— У меня получилось победить стихию! Я справился!

— Ты молодец! — сказала Вита. — Я знала, что ты справишься. Ты помог не только себе, но и мне. Без тебя мне пришлось бы тяжко. Теперь ты понял, о чем я говорила тебе?

— Понял, понял! Мы — это часть всего окружающего, а все окружающее — это часть нас. Только мы сами можем изменить плохое на хорошее, и наоборот. То плохое и хорошее, что с нами происходит, зависит от нашего внутреннего состояния. Я прав?

— Да, ты прав. Теперь ты повзрослел и стал еще сильнее, красивее и мудрее. А теперь моя очередь помочь тебе, — сказала Вита. Пошел дождь, земля пропиталась живительной влагой, застывшая лава постепенно потрескалась, и из трещин наружу потянулись новые свежие зеленые ростки. Это были будущие цветы и деревья. Вскоре они устлали Виту и Вулкан своим ароматным пышным ковром. Мох снова окутал своим теплом вулкан. Все стало как раньше. Гармония и спокойствие окружили планету, а вместе с ней был счастлив и спокоен Вулкан.

— Как ты думаешь, — спросил Вулкан Виту, — могло ли бы все стать снова хорошо, если бы не землетрясение?

— Ответ есть в тебе самом, — сказала Вита.

— Я понял. Я — вулкан и могу взрываться и бурлить, но самое главное — уметь справиться со стихией вовремя.

С тех пор все вокруг преобразилось, стало невероятно красивым. Иногда случались бури, но вулкан теперь знал, как можно их побороть. Теперь они уже не казались ему такими страшными, непонятными и опасными, как в первый раз. И он ощутил спокойствие и уверенность.