Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Книжный шкаф

Психодиагностика и психокоррекция

Под ред. А.А. Александрова
СПб.: Питер, 2008
(Серия “Мастера
психологии”)

Книга с таким названием наверняка привлечет к себе внимание практикующих психологов, заинтересованных в ознакомлении с конкретными методиками диагностической, развивающей и коррекционной работы. Однако настроенные таким образом психологи, весьма вероятно, окажутся разочарованными.

Данное издание по своему содержанию значительно отличается от привычных нам практико-ориентированных пособий. Книга написана специалистами в области медицинской психологии и психотерапии, поэтому основное внимание в этом весьма солидном труде объемом около 400 страниц уделено проблемам теоретической и практической клинической психологии, и, как совершенно справедливо отмечают авторы, учитывая общечеловеческую значимость большинства поднимаемых проблем, не только клинический психолог найдет здесь полезную для себя информацию. Это касается как оптимизации профессиональной деятельности, так и улучшения качества собственной жизни.

Специальное внимание уделено в книге психологии отношений известного отечественного психолога и психотерапевта В.Н. Мясищева, на основе которой строится концепция психогений и психогенетической (патогенетической) психотерапии. Особенностью современного этапа, по мнению авторов, является движение в направлении создания интегративной модели личностно-ориентированной психотерапии.

Собранные в книге материалы позволяют получить представление о различных областях применения современной психодиагностики, психотерапии и психокорреции, таких как психосоматические заболевания, избыточный вес, патологические зависимости, деструктивные культы, нормальное и аномальное старение. Целая глава посвящена вопросам танцевальной терапии.

Эти сведения носят не столько утилитарно практический, сколько информационный характер: не может один специалист заниматься всеми названными вопросами — а если может, то есть все основания сомневаться в его профессиональной компетентности, что не мешает ему иметь представление о том, что делают коллеги. В этой связи обращает на себя внимание глава, посвященная профессиональному выгоранию врачей, — это явление рассматривается как типичный атрибут помогающих профессий, к которым относится и профессия практикующего психолога. Поэтому многие авторские рекомендации окажутся весьма полезными, и прежде всего те, что касаются способов совладания со сложными профессиональными ситуациями, преодоления хронического эмоционального напряжения.

Было бы ошибочно рассматривать книги, подобные этой, исключительно с точки зрения их прагматической ценности, они носят еще и психотерапевтический характер, так как помогают посмотреть на собственные профессиональные проблемы со стороны и лишний раз убедиться в возможности их разрешения.

Марина СТЕПАНОВА