Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Игротека

Помощники

Игра для учащихся 1-го класса

Цели игры

Педагогическая: развитие нравственных норм.

Психологическая: развитие воли и формирование произвольности.

В класс входит ведущий, встает в середину класса.

Ведущий. Здравствуйте дети! Вчера вечером на мой электронный адрес пришло письмо от учеников другой школы. Эти ребята просят нас о помощи, они говорят, что им очень трудно в школе. Особенно на перемене. Они пишут, что не знают, как себя вести. Учителя все время ругаются, кричат, постоянно недовольны. Детям это не нравится, им очень тяжело. Именно поэтому они и пишут нам.

Сейчас я прочитаю письмо, и вы сами все поймете.

Ведущий достает ноутбук или распечатку письма и читает.

Здравствуйте, ученики первого класса!

Рисунки Е. Медведева

Мы очень рады, что смогли найти электронный адрес именно вашей школы. Мы много слышали и читали про вашу школу. Говорят, что она одна из самых лучших в районе. Ваш класс, как нам говорили учителя, очень дисциплинированный и успевающий в учебе, у вас учится много талантливых и интересных ребят.

Нам очень тяжело потому, что мы не знаем, что нам делать на перемене. Мы ничего плохого не делаем, просто бегаем по коридорам, а нам запрещают это делать. Получается, что мы должны стоять все время, что ли? Нам очень хочется поиграть, но мы не знаем, как и в какие игры. Помогите нам, подскажите, пожалуйста, в какие игры можно играть на перемене. Нашему классу это очень-очень поможет. Мы тоже хотим быть дисциплинированными и интересными, такими, как вы!

Камеру и кассету мы выслали по почте. Пришлите нам, пожалуйста, свои записи. Мы их посмотрим и будем делать так же, как вы!

Спасибо вам большое!

Ведущий закрывает ноутбук или убирает письмо. Обращается к детям.

Ведущий. Скажите, пожалуйста, кто готов помочь?

(Слушает ответы детей.)

Сегодня вы сделали очень важный шаг в своей жизни — вы взяли на себя ответственность! Ребята из соседней школы обязательно поблагодарят вас всех! Скажите, кто знает, как можно им помочь, при помощи чего?

(Ведущий слушает ответы детей, самые, по его мнению, интересные ответы записывает.)

Я предлагаю поступить следующим образом. Мы с вами поставим камеру в углу так, чтобы было видно всю игровую площадку. А сами начнем играть в разные игры.

Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Принц на цыпочках”. Внимание, даю инструкцию. Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царят спокойствие и сосредоточенность.

Пусть кто-нибудь из вас начнет игру — это будет принц на цыпочках. Тихими неслышными шагами принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика носа, а затем направится к следующему игроку. Тот, до чьего носа дотронулся принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться по-королевски, то есть спокойно, с достоинством. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока все вы в нее не войдете. В этот момент принц на цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: “Благодарю вас, господа”. После чего все возвращаются на свои места.

Игра помогает вернуть не в меру расшалившийся класс в спокойное состояние.

Время — 3–5 минут.

Ведущий. Отлично. У меня к вам есть предложение поиграть еще в одну игру.

Внимание! Слушайте инструкцию!

Я задам вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Все получат достаточно времени для размышления, а когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: “Раз, два, три”. На счет “три” вы все вместе должны будете прошептать ответ на вопрос.

Итак, вопрос: можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели?

Другие возможные вопросы

• Как называется наша школа?

• Как зовут директора нашей школы?

• Как называется улица, на которой стоит наша школа?

• Сколько учеников в нашем классе?

• Сколько минут длится урок?

• Сколько длится один световой год?

Предлагаемая игра тренирует умение останавливаться, делать паузу, прежде чем дать ответ. Дети учатся сосредоточению, а более медлительные получают больше времени для размышления.

Время — 1–2 минуты.

Ведущий. Отлично! Вы ответили на много вопросов. Вы очень сообразительные и интересные люди! Теперь скажите, пожалуйста, у вас есть свои интересы? Пожалуйста, пусть каждый из вас приготовит к следующему разу по два вопроса, а ваши товарищи попробуют на них ответить. В следующий раз каждый побудет ведущим и сможет сам задать вопрос. На сегодня заданий достаточно. Давайте попрощаемся с ребятами в камеру!

(Дети прощаются в камеру.)

Ребята, спасибо вам огромное! Вы сегодня сделали очень важное дело в своей жизни — помогли другим людям в трудную минуту. Вы молодцы, и я приду к вам в следующий раз!

Ведущий выключает камеру, игра заканчивается.

Константин СОМОВ,
социальный педагог, ГОУ СОШ № 2009,
Москва