Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2010


Методическая копилка

Татьяна АРЖАКАЕВА,
Игорь ВАЧКОВ,
Алиса ПОПОВА

 

Конспекты занятий по программе "Психологическая азбука"
(4-й год обучения)

Продолжение. См. № 8, 9/2010

ЗАНЯТИЕ 17
“КОРОТКО ДА ЯСНО, ОТТОГО И ПРЕКРАСНО”

Задачи: развивать умение обобщать информацию и точно ее передавать; мотивировать к изучению истории своего имени; создать условия для развития классного коллектива.

Материалы: карточки с текстами, пазлы, большой лист бумаги для основы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Фото с сайта
www.shutterstock.com

Психолог. Обратите внимание на тему нашего занятия. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Да, сегодняшняя тема связана с темой предыдущего урока. Для того чтобы не превратиться в пустомелей, в народных поговорках даются советы: “навострить уши”, “держать ухо востро”, “стараться много сказать, а не много говорить”. Что это значит?

Сегодня мы будем учиться слушать, коротко и ясно излагать свои мысли. Почему это так важно при общении?

Разминка

Психолог задает определенный ритм постукиванием, хлопками, ребята должны повторить. Затем это же упражнение выполняется в парах.

Психолог. Во время разминки вы передавали звуки, а информацию передать легко или трудно, как по-вашему?

2. Работа по теме

Упражнение “Передай информацию”

Психолог. Представьте, что вы в поисках Ключа Понимания оказались вместе с Юлей, Гаф Гафычем и Пси-магом в незнакомом помещении.

Ваша задача — передать на Землю как можно точнее сообщение о том, где же оказались путешественники.

Информацию будут передавать пять человек по очереди. Один читает текст, запоминает и передает его следующему, который ожидает своей очереди за дверью. Итак, желающие?

Вот текст сообщения:

“Путешественники оказались сначала в темном коридоре, а затем в небольшой, плохо освещенной комнате. Здесь никого не было. Возле пыльной деревянной стойки помещался ящик-автомат по продаже газет. На нем белела табличка “Только для чиновников (по специальному разрешению)”. У стены на столах были установлены два компьютера, по форме монитора и расположению кнопок на клавиатуре несколько отличающиеся от земных, но в целом — очень похожие”.

Итак, последний участник должен передать “землянам”, то есть классу, информацию, которую он принял от товарищей.

При обсуждении следует провести анализ того, какая часть информации была потеряна, почему, кто из ребят какими приемами пользовался при запоминании и передаче информации, как следовало поступить, чтобы точнее передать сообщение.

Упражнение “SMS-сообщение”

Психолог. Кто из вас отправлял sms-сообщения? Есть ли определенные правила к тексту сообщения? Оно должно быть кратким, но объемным по информации. Вот сообщение, которое Юля прочла на экране одного из компьютеров. Ей необходимо передать Пси-магу информацию с помощью эсэмэски, но у телефона возможность передачи информации не более семи слов.

Помогите Юле — за 3 минуты, обсудив в группах из четырех человек, дайте краткую информацию по данному сообщению.

“Всем, всем, всем! Всем, кто способен к контакту! У нас, борцов за общение и понимание, остается все меньше возможностей. В нашей сети катастрофически размножились вирусы. Всемирный Паук пожирает остатки информации! Всем, кому удастся пронести информацию сквозь паутину, сообщаем адрес для связи…”

Варианты озвучиваются, коллективно выбирается лучший. Далее продолжить упражнение на других примерах. Тексты можно взять из глав 7, 8 книги. Например:

“В этом мире имеется Всемирная Паутина, по которой во всех направлениях передвигается информация…”

“Всемирный Паук питается только информацией…”

“Бесконтакт закрыл людям доступ…”

Игра “Угадай, что передал”

Ребята встают в круг. Ведущий с помощью движений передает задуманный предмет по кругу (например, букет цветов, мягкую подушку, радиоуправляемую машинку и др.).

Участник, кому передали этот предмет, должен быстро назвать, что он принял, и в случае правильного угадывания придумать свой предмет и передать его следующему. Если сразу не угадывается, то данный предмет так и передается до тех пор, пока кто-нибудь не назовет его.

В конце игры психолог предлагает передать воображаемый фонарик, тем самым переходя к следующему этапу занятия.

Психолог. Без фонарика Юля со своими друзьями не обходилась во время путешествия в подземелье. Сегодня вы узнаете о новой встрече.

За время выполнения всех предыдущих заданий в качестве поощрения желательно каждому раздать пазл. Психолог готовит их заранее. Пазлы — это части с различными фигурными краями, которые в основе должны составить картинку размером А3. Раздаются абсолютно чистые пазлы.

Время книги (см. приложение)

На с. 103 прервать чтение и предложить ребятам придумать имя чудовищу, а затем продолжить чтение до конца главы.

Задание

Ребятам предлагается старательно написать свое имя на пазле и раскрасить любимым цветом.

Затем на столе готовится основа, на которой ребята собирают пазлы.

Психолог. Рассмотрите, что получилось. Какой цвет преобладает? Что вы чувствуете, рассматривая эту картину? Как бы вы назвали ее? У нас получилось имя класса. У каждого имени есть своя история. Нам еще предстоит узнать историю имени нашего класса.

3. Домашнее задание

Расспросить у родных историю своего имени.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Безымянное чудовище

Джек Подружитель остановился, покачался на единственной ноге и озадаченно почесал в затылке.

— Ничего себе, — пробормотал он. — Даже Страхолюдины с Планеты Кошмаров не смогли бы сделать ничего подобного.

Юля и Пси-Маг подошли к нему, заинтересовавшись тем, что могло так поразить бывалого путешественника. Удивляться было чему. Под расширившимися сводами пещеры стоял громадный танк. Но что за жалкий вид был у этого танка! Откровенно говоря, это был даже не танк, а сильно помятая бронированная коробка. Разорванные на части гусеницы валялись вокруг; многие колеса, небрежно сдернутые с осей, были согнуты по диаметру, словно бумажные кружки; ствол пушки был завязан узлом. Но что особенно впечатляло, так это глубокая вмятина на броне, представляющая собой четкий отпечаток огромной перепончатой четырехпалой лапы.

Фотографии
предоставлены авторами

— Это ж какая силища должна быть у того, кто так уделал машину! — восхищенно прошептал Джек Подружитель. — Не хотел бы я с ним встретиться на узкой тропке.

— Если мы не повернем назад, то, боюсь, этой встречи нам не избежать, — заметил Пси-Маг. — Здесь только один коридор.

— А может быть, там уже никого нет? — с робкой надеждой спросила Юля. — Ну поиграло это чудище с танком и ушло… куда-нибудь…

— Может, и ушло. Может, заболело и умерло, — не очень уверенно сказал Джек Подружитель.

— Судя по всему, разгром этой техники произошел не так давно, — сказал Пси-Маг, бегло осмотрев обломки танка. — Интересно, что никаких следов танкистов нет.

— Выходит, оно их съело?! — с трудом выговорила Юля. Ее глаза стали совершенно круглыми от ужаса.

— Почему же сразу съело? Они могли просто удрать, — успокаивающе произнес Джек Подружитель, однако с опаской глянул в темноту и на всякий случай отступил за громадину танка.

— Ну что, друзья, надо решать: или мы возвращаемся назад и ищем наземные пути ко дворцу Бесконтакта — правда, это займет уйму времени, — или рискуем двигаться вперед. Чем это грозит, пока даже трудно представить, — сказал Пси-Маг.

— Чего уж трудного, ясно, чем грозит, — пробормотал Джек Подружитель.

Увидев направленные на нее взгляды, Юля сглотнула слюну и сказала:

— Нам нельзя терять времени. В беде Эльчик, Гаф Гафыч, тысячи существ в разных мирах. Если мы сейчас струсим, то подведем их всех… Надо идти!

— А я что говорю? Конечно, надо! — бодро заявил Подружитель. — Ну поломает этот зверь мои костыли — ерунда, новые сделаем. Главное, чтобы ногу не откусил — без нее мне совсем никак.

Путешественники отправились дальше. Джек Подружитель ловко скакал на костылях впереди, освещая дорогу. Преисполненный отчаянной храбростью, он двигался так стремительно, что Юля и Пси-Маг едва поспевали за ним. Однако даже большая скорость не помешала им заметить следы неизвестного существа, так легко расправившегося с боевой машиной. Сначала это были глубокие борозды на каменных стенах пещеры, словно оставленные исполинским плугом. Потом друзья чуть не свалились в большую яму, внезапно открывшуюся под ногами. Впечатление было такое, как будто огромная лапа зачерпнула горсть земли. Но здесь-то была не земля, а почти сплошной камень!

Еще в одном месте они наткнулись на обломок гранита, одна сторона которого была просто-напросто откусана. Следы зубов, каждый из которых оказался размером со штык лопаты, были хорошо видны на сколотой поверхности камня.

Увидев эту картину, Юля невольно поежилась.

— Мамочка! Оно нас проглотит и даже не заметит, — прошептала она.

И тут они услышали рычание. Потом как будто кто-то забормотал и забулькал. А еще через несколько секунд раздался тяжелый топот. Огромное существо мчалось из глубины пещеры навстречу путешественникам.

Джек Подружитель мгновенно оценил ситуацию. Недолго думая, бывший пират сграбастал своих низкорослых спутников под мышки и, опершись другой парой подмышек на костыли, одним прыжком перенесся в небольшое углубление, оказавшееся в стене неподалеку. Сделал он это очень своевременно, потому что огромная туша, пролетевшая по подземному коридору, как снаряд, заполнила собой весь поперечник пещеры. Если бы не расторопность Джека Подружителя, быть бы путешественникам раздавленными.

Однако чудовище, видимо, успело заметить свет фонаря, висевшего на шее бывшего пирата. Промчавшись по инерции вперед несколько десятков метров, оно остановилось и развернулось, что сделать в узком для него каменном пространстве было непросто. Неторопливо оно возвратилось к ненадежному убежищу друзей. Те с ужасом ждали дальнейших событий, разглядывая чудовище.

Больше всего оно напоминало исполинскую лягушку. Только огромная пасть была наполнена плотно усаженными прямоугольными зубами, и мощные лапы предназначались по своей конструкции не для прыжков, а для бега. Из чешуйчатого покрова по всему телу существа торчали короткие и толстые шипы, и когда оно повернулось, друзья увидели, что эти шипы образуют на спине чудовища мощный гребень.

Подслеповато моргая громадными глазами, существо осматривало путешественников, испуганно прижавшихся друг к другу. Затем оно подняло лапу и с хрустящим звуком почесало свой живот.

— Ну что, с чем пожаловали на этот раз?

Друзья не сразу сообразили, что этот вопрос задан чудовищем и адресован им. И пока они ошарашенно молчали, существо продолжило хриплым голосом:

— Если опять попытаетесь заминировать мою пещеру, клянусь, я эти мины заложу под королевский дворец. Пусть тогда Бесконтакт полетает… Как вы мне надоели!

— Вы нас с кем-то путаете! — громко сказала Юля, первой обретшая голос (он, правда, предательски дрогнул). — Мы здесь впервые и никогда никаких мин не закладывали.

— А на танке не вы являлись? — подозрительно спросило чудовище.

— Честное слово, не мы!

— Зачем же вас Бесконтакт прислал?

— Он нас не присылал. Как раз наоборот. Мы хотим попасть в королевский дворец, чтобы отобрать у Бесконтакта Ключ Понимания. Меня зовут Юля, а это мои друзья — Пси-Маг и Джек Подружитель. А вас как зовут?

Вместо ответа чудовище фыркнуло, и вдруг — путешественники не поверили своим глазам — из его огромных глаз закапали слезы, большие прозрачные слезы, которые падали на каменный пол и разлетались сотнями брызг.

— Я… не знаю, — всхлипнув, произнесло чудовище. — Это ужасно! У всех, абсолютно у всех приличных разумных существ есть имена. И только я, уродина ущербная, вынуждена страдать от безымянности.

— Как же так? Почему вы оказались без имени? — участливо спросила Юля. Она уже и думать забыла о страхе, ей стало очень жалко плачущего монстра.

— Сирота я, без отца и мамы росла, — не переставая всхлипывать, рассказывало чудовище. — Сама-то ведь не местная. Почти три года назад, совсем еще малышкой, меня привезли сюда с моей родной планеты. Поместили в чугунную клетку под дворцом Бесконтакта. Король любил на меня поглазеть, считал своей собственностью. Сколько раз я просила выпустить меня или хотя бы дать мне имя какое, чтобы не стыдно было людям на глаза показаться. Ведь как звали меня раньше, я абсолютно не помню — когда меня захватывали, усыпили каким-то лекарством, и в памяти многое стерлось. Но точно помню, что без имени нам нельзя! А этот противный король только злобно смеялся и называл меня “Эй, ты!”.

— Так вы бы взяли да и придумали себе имя сами! — предложила Юля.

— Что вы, деточка! Это невозможно. Имя можно получить только от кого-то в подарок. Тогда можно стать полноценным разумным существом. Вот разве вы сами себя Юлей назвали?

— Нет, — растерянно ответила девочка.

— То-то же. Придуманное себе имя — оно не настоящее. Поэтому я столько времени терпела и ждала, когда мне имя дадут. Но не дождалась. В один прекрасный день надоело мне это, я перекусила решетку и ушла в это подземелье. Не захотела больше в неволе у Бесконтакта жить, да еще и без имени. Здесь лучше, и пищи полно — настоящие залежи гранита.

— А вы что — гранит..? — Изумлению Юли не было предела.

— Да. Я гранит грызу. Это мой основной продукт питания… Но Бесконтакт меня в покое не оставил. То саперов зашлет с минами, то вот недавно танк запустил.

— То, что вы с танком сделали, мы видели, — с уважением сказал Джек Подружитель.

— Вы бы видели, как танкисты улепетывали! — вытирая лапой слезы и улыбаясь кошмарной пастью, сказало чудовище. — Я думаю, они теперь долго сюда не сунутся.

— Это уж точно! И мы бы не сунулись после такого зрелища, если бы не крайняя необходимость, — признался Джек Подружитель.

— Послушайте! — воскликнула Юля, осененная внезапной мыслью. — Ведь мы же можем помочь вам. Вам нужно имя? Почему бы нам не придумать его для вас?

Чудище несколько секунд молча таращилось на девочку, потом тихо сказало:

— Я не решалась вас попросить. Но если вас это не затруднит, я была бы вам очень благодарна!

— Так. Правильно я понимаю, что вы существо женского рода? — деловито уточнила Юля.

— Абсолютно правильно, — ответило чудовище.

— Вы любите грызть гранит…

— Больше всего на свете!

— Ну так пусть вас и зовут Граня. Если полно и официально, то можно, например, Гранина, — предложила Юля. — Нравится?

Чудовище взволнованно вздохнуло и застенчиво призналось:

— Очень!

— Значит, с сегодняшнего дня у вас есть имя, и вам больше не о чем беспокоиться.

— Огромное спасибо за такой подарок! Что я могу сделать для вас?

— Право, не стоит благодарности, Граня. Хотя… Не смогли бы вы показать нам путь к тем подземельям, что находятся под дворцом Бесконтакта?

— Конечно! Я доставлю вас к этим подземельям. Только не до самого дворца. Там есть проход, в который я теперь уже не протиснусь, но вы пройдете легко.

Уцепившись за шипы на спине Грани, путешественники устроились достаточно удобно. Граня старалась двигаться плавно, чтобы седоков не сильно трясло.

— Имена, названия есть обязательно у всех предметов и существ, — рассуждал Пси-Маг. — Имя для человека многое значит. Недаром же мы при знакомстве в первую очередь называем свое имя и узнаем имя собеседника.

— Еще бы! Каждому ведь приятно, когда к нему обращаются по имени, — сказал Джек Подружитель.

— В общении это очень важно. Если мы хотим сделать человеку приятное, хотим, чтобы общение доставляло человеку удовольствие, надо чаще называть его по имени.

— А когда наше имя забывают, это бывает очень обидно, — заметила Юля. — Кажется, что нас вообще ни во что не ставят.

ЗАНЯТИЕ 18
ИМЯ МОЕ…

Задачи: мотивировать к изучению особенностей своего характера; развивать способность к рефлексии чувств по отношению к членам своей семьи.

Материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Учащиеся в паре приветствуют друг друга, называют свое имя, сопровождая определенным движением. Сосед должен как можно точнее повторить приветствие. Если группа небольшая, то это упражнение полезно сделать не в парах, а со всеми ребятами.

2. Проверка домашнего задания

Психолог. Как много разных имен у нас в классе, и у каждого своя история. Расскажите об этом.

3. Работа по теме

Время книги

“Сказка об имени” (см. приложение).

Психолог. Узнать подлинное имя… познать свое имя… Какой смысл вкладывается в эти слова? Возможно, на занятиях по “Психологической азбуке” вам удастся познать свое имя.

Упражнение “Обмен”

1-й этап

Психолог. Каждая буква в вашем имени имеет свое значение, и не только придает имени особое звучание, но и связана с определенным качеством характера.

На отдельных листах напишите буквы своего имени, выделяя каждую из них. В помощь вам цветные карандаши. Прислушивайтесь к собственным ощущениям и приступайте к работе.

После окончания работы предложить ребятам поделиться впечатлениями о процессе и результате работы.

2-й этап

Предложить ребятам вырезать буквы своего имени. Разложить на парте.

Психолог. Посмотрите на буквы, которые у вас получились. У других ребят в классе есть те же самые буквы, но выглядят они по-другому, возможно, они совершенно не похожи на ваши. Вам предоставляется удивительная возможность — произвести обмен. Выберите букву, которую хотели бы обменять. В классе объявляется начало акции по обмену букв имени.

Во время выполнения задания обратить внимание на активность каждого из ребят, каким образом происходит обмен? Возможно, будут ребята, отказавшиеся от него, следует проанализировать с ними причины нежелания обменяться.

Психолог. Акция закончена. Посмотрите на свое имя. Появились ли там новые буквы? Удалось ли произвести обмен? Что изменилось в вашем имени? Как вы себя чувствуете, всматриваясь в составленное имя сейчас?

Красивые имена в нашем классе. Однако порою вы друг к другу обращаетесь не по именам, а используете клички и прозвища. Почему? Какую роль играет кличка при общении? Какой смысл вкладывают люди в обидные и необидные прозвища? Приведите пример необидных прозвищ. О чем они говорят?

Упражнение “Стул откровения и желания”

Психолог. У вас есть возможность, сев на первый Стул откровения, выразить отношение к своему прозвищу, затем, пересев на Стул желания, высказать пожелание, какое обращение к себе вы хотели бы услышать.

Если ребята не готовы к выполнению данного упражнения — в классе не создана ситуация поддержки и безопасности, то его не следует проводить.

Психолог. У каждого человека есть особенности внешности, характера, привычек, есть определенные способности, которые очень заметны, бросаются в глаза, именно они и отражаются в прозвищах, кличках. А вот суметь заметить скрытое достоинство человека — это требует внимательности, наблюдательности и просто силы души.

Объявляется временный мораторий на прозвища — неделя дается на поиск скрытых достоинств одноклассников.

4. Домашнее задание

Предложить ребятам узнать как можно больше имен своих родных и исследовать, есть ли в других классах ребята с неповторимыми или похожими на наши именами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка об имени

В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш.

Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собирался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом.

— Нельзя ли передохнуть у твоего костра? — спросил старик.

— Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь!

Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глазами, да так, что стало тому жутковато.

— Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, чего ты сам не ведаешь.

— Откуда вы знаете мое имя? — удивился мальчик.

— Это не имя твое, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, — сказал старик. — Но не пришло еще время назвать его.

— Кто вы? — со страхом спросил мальчик.

— Я волшебник. А имя мое пока не скажу. Я знаю, что течет и в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики.

Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому тот обучал его, — это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется по-разному. Мальчику открылось, что все вещи в мире, и все люди, и все животные на земле имеют настоящие — тайные — имена. Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает полную власть над ним.

— Любым человеком сможет управлять волшебник, знающий его настоящее имя, — рассказывал мальчику старик. — Но только тогда, когда тот сам находится в неведении о подлинном своем имени, принимая за него кличку или прозвище. Нельзя в таком случае волшебнику произносить вслух его подлинное имя.

— А что тогда будет?

— Если оно становится известно его носителю, то он обретает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой.

— Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут?

— Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто — стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным.

— А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя?

— Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей.

— Разве это легче, чем узнать свое имя?

— Иногда легче.

Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш оказался очень способным учеником. Он мог, например, мысленно обратиться по имени к яблоне, и она протягивала к нему ветки, увешанные плодами. Он произносил в уме настоящее название топора, и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова.

Однажды спросил его старый волшебник:

— Скажи, каково мое настоящее имя?

Сначала пожал плечами Оборвыш, но потом понял вдруг и прошептал имя волшебника. При этом тихом звуке произошел обвал в горах и вышла река из берегов.

— Ну, вот теперь и закончилось твое учение, — сказал старик. — Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Используй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного…

— А как же мое подлинное имя, учитель? — воскликнул юноша. — Ты не скажешь его мне?

— Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе.

И действительно, с недавних пор юный волшебник испытывал ощущение, будто внутри него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот огонек позволял ему как бы насквозь видеть предметы, окружающие его, и чувствовать удивительную, странную связь между ними и собой.

Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пустыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по имени (а звучало оно приблизительно так — Гр-р-ау-рр), и сразу успокоился зверь, стал ластиться, как кошка. Вместе пришли они в большой город, где правил злобный властитель. Этот царь творил несправедливость и беззаконие, притеснял и обижал своих подданных. Была у него дочь, которая давно и тяжело болела. Никто из врачей не мог ее исцелить, потому что не удавалось определить ее болезнь. Узнав об этом, явился Оборвыш во дворец и попросил встречи с царем, обещая излечить принцессу.

“Если не сумеешь помочь дочери — встретишься с палачом!” — грозно предупредил его властитель. Пришел юноша в спальню принцессы, заговорил с нею, сказал ей о ее чувствах и переживаниях, точно определив их, а затем назвал и болезнь, приковавшую ее к постели. И болезнь сжалась в комочек, струсила и была с позором изгнана юным волшебником. Но даже радость от исцеления дочери не растопила злобное сердце царя. Тогда Оборвыш сказал ему несколько слов и произнес имя — то самое ласковое имя, которым когда-то давным-давно, в детстве называла правителя мать. Словно заклятие снялось: царь расплакался, смягчился и больше никогда уже не допускал злобы и несправедливости по отношению к своим подданным.

Так и жил Оборвыш со своим другом львом в этом городе, лечил больных, разговаривал с животными, раскрывал тайны, содержащиеся в древних книгах. Но как-то раз стряслась беда: многоголовый змей напал на город, сжег много домов и утащил нескольких девушек. Пришли жители к Оборвышу и умоляли спасти их от этой напасти с помощью его волшебного искусства. Когда в следующий раз прилетел многоголовый змей, вышел Оборвыш на площадь и, взмахнув магическим посохом, мысленно произнес подлинное имя чудовища. Присмиревший змей опустился неподалеку. Был он так огромен и страшен, что даже лев, дрожа, спрятался за спиной Оборвыша. Поговорив со змеем, понял молодой волшебник, что тот — всего лишь игрушка в руках какого-то злого колдуна, также владеющего Тайной Имени. Тогда Оборвыш потребовал от змея показать дорогу к жилищу злодея.

Долго ли, коротко летел змей, но доставил он Оборвыша и его льва к подножию скалистых гор, где в пещере жил колдун. Только сделал Оборвыш шаг по направлению к пещере, как раздался ужасный грохот, земля задрожала под ногами и между ним и пещерой образовалась трещина. Лев, прижав уши, перепрыгнул через пропасть и устремился к черной дыре в скале. Оттуда вышел человек в черном плаще с накинутым на голову капюшоном.

Лицо, мелькнувшее под капюшоном, показалось Оборвышу знакомым. Человек махнул рукой, и Оборвыш уловил его мысленный приказ льву, сопровождаемый именем животного “Гр-р-ау-рр!”. Лев остановился, заскулил и пополз на брюхе к ногам колдуна. А тот откинул капюшон, и Оборвыш увидел… себя!

— Да. Ты не ожидал встретить здесь свою копию? — усмехнулся колдун. — Все просто. Мы братья-близнецы, рожденные в семье волшебников. Нас разлучили с рождения, и мы пошли в жизни разными путями: ты — белой, а я — черной магии. Я знаю твое подлинное имя, а ты — теперь, наверное, ты уже знаешь мое. И тебе, и мне понятно, какая мощь заложена в Настоящем Имени. Но обоим нам неизвестны наши собственные имена.

— И если кто-то из нас воспользуется сейчас своим знанием и произнесет в уме имя другого... — начал догадываться Оборвыш.

— …то навсегда лишит его волшебного искусства и может превратить его в своего раба, — жестко сказал его двойник.

— И что же ты предлагаешь? — спросил Оборвыш.

— Давай объединимся. Два таких сильных колдуна, как мы, способны поработить весь мир. Ведь стоит нам произнести вслух имена друг друга, и мы многократно усилим нашу колдовскую мощь. На земле остались только мы двое, умеющие раскрывать подлинные имена. Владение миром или потеря этого великого дара. Выбирай!

— Объединиться с тобой — значит стать таким же, как ты, злодеем. Оставить тебе возможность творить зло было бы преступлением, — медленно проговорил Оборвыш (пылавший в нем огонек разгорался все ярче).

— Значит, ты готов стать моим слугой? — насмешливо спросил колдун.

Оборвыш отчетливо почувствовал его страх, тщательно спрятанный за усмешкой. И он понял причину этого страха: его противник знал, что никогда ему самому не удастся узнать своего подлинного имени, а Оборвыш, единственный, кто мог назвать его, отказывался сделать это. И вдруг юному волшебнику стало совершенно ясно, чего больше всего боится злой колдун: что его противник окажется способен сам познать свое имя.

— Нет, никогда я не стану твоим слугой, — уверенно сказал Оборвыш и взглянул в глаза двойнику.

Словно скрестились два невидимых меча, когда одновременно произнесены были в умах два имени, очень похожих — и очень разных. Оборвыш вплотную приблизился к своему противнику. Нескрываемый ужас отразился на лице его брата, и фигура его вдруг расплылась, потеряла форму. Словно легкое облачко окутало Оборвыша, питая его перетекающей силой. И растаяло.

Он стоял и улыбался. Он уже не был Оборвышем. Он чувствовал себя настоящим хозяином — самому себе. Потому что он сам осознал свое подлинное имя, опередив своего противника всего на несколько мгновений.

ЗАНЯТИЕ 19
МОЯ СЕМЬЯ

Задачи: помочь в осознании особенностей общения с членами своей семьи.

Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Психолог предлагает встать тем, к кому обратится:

— Здравствуйте те, кто провел исследование имен ребят других классов.

— Приветствую тех, чье имя встречается среди имен ребят из других классов.

— Здравствуйте те, чье имя уникально, то есть у ребят в других классах нет такого имени.

— Привет тем, кто узнал об именах в своей семье.

— И наконец, рада видеть тех, кто выступил настоящим исследователем и обнаружил скрытые достоинства одноклассников.

2. Проверка домашнего задания

Организовать беседу, какие достоинства друг друга ребята заметили в течение недели, обратиться к тем, кто хотел бы, чтобы это отразилось в новом прозвище. Например, как у индейцев — Верная рука, Соколиный глаз.

Психолог. Каким бы приятным ни было обращение в форме прозвища, все же, как мы убедились, имя является самым дорогим, что есть у человека. Дорожите своим и уважайте чужие имена.

3. Работа по теме

Упражнение “Ритм моего имени”

Поприветствовать друг друга ритмом своего имени. Каждый из ребят по очереди с помощью хлопков или ударов по столу выстукивает ритм своего имени. Во время упражнения обнаруживается, что разные имена могут звучать по ритму одинаково, и наоборот, совершенно одинаковые имена по ритму отличаются друг от друга.

Задание “Коллаж из имен членов моей семьи”

Психолог. Перед вами лист, на котором изображена рамка. В ней через некоторое время появится картина — коллаж. Коллаж — это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на определенную основу материалов, различных по цвету. Вы будете не наклеивать, а вписывать имена членов своей семьи, всех, кого вспомните во время этой работы (возможно, это будут имена не только бабушек, дедушек, но и дядей, тетей, племянников и др.) Располагать их можно любым способом, выбирая любой цвет, так, чтобы получилась действительно необычная картина из имен.

Во время работы в индивидуальной беседе желательно обратить внимание, чье имя является центральным в картине, поинтересоваться чувствами, которые вызывают воспоминания о тех или иных членах семьи. В конце работы следует организовать обсуждение:

— Довольны ли вы своей картиной?

— Удовлетворены ли тем местом, которое занимает ваше имя?

— Можете ли вы как психолог проанализировать свою картину: например, почему именно имя бабушки оказалось центральным? И т.д.

Задание “Ассоциации”

Психолог, передавая мяч ребятам, предлагает им назвать ассоциации на слово “дом”, “семья”.

Психолог. Какого цвета настроение преобладает в вашей семье? Как происходит общение между членами семьи в течение дня? Как оно меняется? Выложите на парте то количество цветных карандашей, которое соответствует настроениям и особенностям общения в вашей семье. Кто желает прокомментировать?

Следует обратить внимание на темные цвета, проговорить с ребятами, что, несмотря на близость, любовь друг к другу, и в семье происходят трения, ссоры, конфликты. Почему?

Психолог. На следующем занятии мы подробно рассмотрим причину конфликтов, которые происходят в семье, и возможность их предотвращения. А сегодня продолжение сказки про Юлю даст нам полезную информацию для будущей темы.

Время книги (см. приложение).

4. Домашнее задание

Подумать, почему же это плохо, когда нет никаких “плохих” чувств.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сломанный стрессоотвод

Граня мчалась по тесным коридорам, легко находя дорогу; видимо, она прекрасно видела во мраке. В одном из залов пещеры их встретили пламя и грохот. Из многочисленных щелей между камнями в стенах и полу вырывались то огненные языки, то струи горячего пара. В невообразимом шуме Юле удалось различить крики и вопли. В неверном свете мелькали какие-то мохнатые тени. Было очень жарко. Все это походило на сцену в аду, как его представляла Юля.

— Пещера Эмоциональных Взрывов! — прокричал Джек Подружитель, одной из своих правых рук прикрываясь от летящих искр и пепла, а другой театральным жестом указывая на жуткую панораму.

Граня, не задерживаясь, стремительно проскочила через этот зал, а Подружитель продолжил объяснение.

— По легенде, в древности в этих местах жил необычный народ эмоционалов, людей, в которых всегда так и кипели страсти. Эмоционалы соорудили специальный стрессоотвод, с помощью которого можно было отправлять под землю лишние отрицательные эмоции. Неплохая штука, замечу я вам. Избавляясь от избытка злобы, раздражения, гнева, ненависти, мстительных чувств, ярости, эмоционалы могли нормально общаться, дружить, сотрудничать. Однако что-то они там неправильно рассчитали или сбой какой-то случился в стрессоотводе — теперь уже не узнать. Но вдруг стал стрессоотвод отсасывать под землю всю негативную эмоциональную энергию — всю подчистую. Так что у целого народа не осталось никаких неприятных переживаний. Вот такая беда.

— Почему же беда? Ведь это здорово, когда нет никаких плохих чувств! — удивилась Юля.

ЗАНЯТИЕ 20
В ПЕЩЕРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЗРЫВОВ

Задачи: работать над расширением эмоционального словаря ребят; развивать умение осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях; развивать способность быть внимательным к чувствам другого человека.

Материалы: карточки с названиями ролей для игры, фотографии с изображением людей в различных эмоциональных состояниях.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготока к восприятию темы

Разминка “Театр рук”

С помощью рук надо изобразить:

— сердитую птицу;

— птицу, которая испугалась;

— двух птиц, одна из которых радостная, а другая — грустная.

Задание “Лишнее слово”

Психолог. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее:

• характер, жадность, чуткость, трусливость (характер — обобщенное понятие);

• упрямство, гнев, доброта, скромность (гнев — это эмоция);

• восторг, тоска, общительность, обида (общительность — особенность характера).

Упражнение “Какие мы разные”

Психолог. Перед вами фотографии детей с различными выражениями лица. Определите эмоции, которые испытывает человек на фотографии.

В данном упражнении важно использовать не схемы изображения чувств и эмоций, а именно фотографии людей. При выполнении задания обратите внимание на то, что иногда трудно определить эмоциональное состояние людей. Почему? Во время дискуссии можно подвести ребят к выводу, что каждый человек — это неповторимый мир, в котором живут и рождаются свои, особые чувства. Выражать эти чувства каждый может по-своему, и при общении надо быть внимательным и осторожным, чтобы понять, что чувствует другой человек.

Упражнение “Театр эмоции”

По 3–4 человека у доски одновременно изображают одну и ту же эмоцию, название которой записано на карточке, предложенной учителем. Остальные должны угадать.

Следует проанализировать выполнение упражнения, фиксируя внимание на том, как по-разному передают чувства ребята.

2. Проверка домашнего задания

Психолог. Можете ли вы разделить все эмоции, которые здесь прозвучали, на плохие и хорошие? Почему некоторые эмоции вы отнесли к плохим? Значит, здорово, когда нет никаких плохих чувств?

3. Работа по теме

Время книги

Выслушав рассуждения детей, психолог читает продолжение главы 14 “Сломанный стрессоотвод” (см. приложение 2).

Психолог. Действительно, Хранилище негативных эмоций жуткое место. Однако повседневная жизнь не может быть наполнена только “хорошими” чувствами и эмоциями. Наверняка и вы испытывали подобные чувства. В каких ситуациях и при каких обстоятельствах?

Игра “Так начинаются ссоры”

Выбирается трое ребят, желающих испытать себя в актерской деятельности. Ребятам предлагается разыграть пантомиму “Начало ссоры”. Они выбирают карточку с характеристикой той роли, которую должны разыграть. О полученной роли, кроме самих участников, до конца игры никто не должен знать, зрители должны ее угадать по игре актера.

Роли следующие:

— Нападающий ученик, который дразнит или задирается.

— Ученик, который подвергается нападению.

— Ученик, поддерживающий нападение.

Подготовки, репетиции не должно быть. Действие должно происходить спонтанно, на глазах у зрителей.

Психолог. Задача для участников и для зрителей — во время пантомимы понять, что чувствует каждый участник в подобной ситуации, которая может произойти на самом деле.

Психолог останавливает разыгрывание ситуации в момент ее кульминации, наивысшей точки переживаний участниками. Задает вопрос зрителям и актерам:

— Что чувствует в данный момент каждый участник игры?

— Как менялись чувства в течение этого действия?

— Что способствовало возникновению данных чувств?

— Чем закончилось бы данное действие, если бы его не остановили?

Для завершения игры и выхода из роли ребятам предлагается показать мирный исход ситуации. Законченной ее можно считать, когда участники игры будут испытывать благоприятные эмоции и чувства.

Беседа — обсуждение темы “Конфликт”

Психолог. Во время обсуждения игры звучали слова “ссора”, “драка”, “конфликт”. Эти понятия равнозначны, взаимосвязаны?

Что такое конфликт?

Конфликт — это хорошо или плохо?

Нужны ли конфликты между людьми?

Можно ли без них обойтись?

Были ли вы сами участниками конфликта?

Как при этом вели себя?

Цель данной беседы — не обязательно дать ответы на все вопросы, а организовать проблемную ситуацию и заинтересовать новой темой.

4. Домашнее задание

Быть наблюдателем и исследователем трудных ситуаций во время общения, которые возникают между людьми.

ПРИЛОЖНИЕ 1

Упражнение “Если тебя дразнят”

Если для данного класса тема словесных оскорблений актуальна, то следует включить в занятие это упражнение.

У доски желающие разыгрывают сценки, как себя повести в ситуации “дразнилок” со стороны сверстников. Совместно обсуждаются шаги:

1. Остановись и… например, посчитай до пяти.

2. Подумай, какие есть варианты поведения:

а) не обращать внимания, уйти (сразу вряд ли поможет, придется долго игнорировать “дразнилку”);

б) дружелюбно объяснить, что ты чувствуешь, когда…;

в) объяснить, почему ему (им) лучше перестать дразнить, придумать веские аргументы;

г) найти свой способ.

ПРИЛОЖНИЕ 2

Сломанный стрессоотвод

(продолжение)

— Совсем не здорово, а очень даже плохо, — со значительным видом сказал Джек Подружитель.

— Дело в том, что отрицательные — плохие, как ты говоришь, — эмоции нам нужны не меньше, чем положительные, — пояснил Юле Пси-Маг. — Ведь страх, например, заставляет нас быть осторожными и беречься от опасностей. А печаль, чувство горя помогают ярче осознать радость и уметь сопереживать другим в тяжелые для них минуты.

— Вот-вот! А когда не стало ни страхов, ни уныния, ни обид, ни грусти, люди превратились в толпу улыбающихся, удовлетворенных собой глупцов, — подхватил Джек Подружитель. — Они никогда не огорчались, даже если теряли близких людей. Они не сердились, если враги из соседних стран захватывали их земли и обижали их. Они не испытывали чувства вины, если сами совершали злодеяния. И однажды эмоционалы исчезли. Исчез целый народ — то ли сам собой, то ли благодаря агрессивным и злобным соседям. А хранилище негативных эмоций осталось. Но с годами подгнило, и отрицательная эмоциональная энергия стала вырываться наружу вот в этой Пещере Эмоциональных Взрывов.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Настроение здоровья». Посетив интернет магазин компании «Настроение здоровья», который располагается по адресу http://USMedica-nn.Ru, Вы сможете приобрести по выгодной цене массажный стол и другое массажное оборудование с доставкой по Нижнему Новгороду. Удобный рубрикатор сайта массажного интернет магазина компании «Настроение здоровья», подробное описание и фотографии всех представленных товаров помогут быстро подобрать нужный тренажер или оборудование.

ЗАНЯТИЕ 21
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА

Задачи: развивать умение анализировать свои действия и поступки других людей; дать представление о различных формах поведения при конфликтах; познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.

Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, бейджики на каждого, плакаты, сопроводительные листы для игры, плакат с изображением животных: носорога, хамелеона, овечки, страуса, совы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к восприятию темы

Психолог. Приветствие сегодня необычное. Очень быстро, по команде, нужно изобразить буквы, которые я называю с помощью… тела. Если для этого понадобится объединиться с кем-то, делать это надо быстро, без разговоров. Итак, “п”, “р”, “и”, “в”, “е”, “т”. Что получилось? Верно — “привет”. Дальше: “г”, “и”, “п”, “о”, “т”, “е”, “з”, “а”. Что получилось? Что такое “гипотеза”? Верно, это предположение, которое требует доказательства. Сегодня мы не раз на уроке будем выдвигать гипотезы и доказательства разных утверждений.

Упражнение “Желание и возможность”

Психолог приглашает к доске шесть учеников и предлагает им сесть на стоящие там пять стульев. В любом случае один из ребят остается без стула. Реакция может быть разной — от уступки, принятия данной ситуации учеником, оставшимся без места, до проявления недовольства и даже конфликта с кем-то из учеников.

Психолог. Что произошло в данном случае? Можно ли считать эту ситуацию началом конфликта?

2. Проверка домашнего задания

Психолог. На прошлом занятии уже были заданы вопросы по теме “конфликт”. Вот они (написаны на плакате):

• Что такое конфликт?

• Конфликт — это хорошо или плохо?

• Нужны ли конфликты между людьми?

• Можно ли обойтись без конфликтов?

Какой вопрос можно добавить из опыта ваших наблюдений в течение недели и выполнения первого задания?

При обсуждении появляются новые вопросы:

• Что является причинами конфликтов?

• Как ведут себя люди при конфликтной ситуации?

• Как себя вести, чтобы общение не нарушилось?

3. Работа по теме

Психолог. Ответами на эти вопросы занимаются многие специалисты. Среди ученых и практиков даже выделяют отдельную категорию — конфликтологи. Сегодня у нас в классе будет работать научно-исследовательский институт, в котором каждая лаборатория ученых займется изучением темы “конфликт”. Итак, поделимся на группы по 4–6 человек — это и будут лаборатории.

В классе выделяется место для работы каждой лаборатории. Следует создать необходимый антураж (таблички с названиями лаборатории, бейджики и пр.), что позволит ребятам ощутить себя настоящими исследователями и проявить активность и самостоятельность при изучении темы.

План работы следующий:

1. Распределение функций (руководитель лаборатории, лаборант, генератор идей, систематизатор, добытчик информации) — 3 минуты.

2. Самостоятельная работа каждой группы согласно сопроводительному листу исследования — 15 минут.

3. Заседание ученого совета — 10 минут.

Ребятам предлагается сопроводительный лист исследования и сообщается об условии: в случае затруднения при выполнении задания можно попросить помощь у психолога или у сотрудников другой лаборатории. Все ответы фиксируются лаборантом на отдельном листе.

Сопроводительный лист исследования

1. Выдвижение гипотезы

Оцените значение конфликта в ситуации общения, выбрав ответ из предложенных вариантов или придумайте свой.

Конфликт — это:

— необходимость при общении,

— результат неправильного общения,

— свой вариант.

_________________________________________________________________________

2. Дайте определение, что такое конфликт? ____________________________________

3. Сформулируйте причины возникновения конфликтов между людьми. _____________

4. Определите стратегии поведения человека во время конфликта с помощью данных картинок.

Перед вами изображения нескольких животных: носорога, страуса, овечки, совы, хамелеона — это символическое выражение поведения человека во время конфликта.

Дайте названия данным стратегиям.

_________________________________________________________________________

5. Предложите способы разрешения конфликтов между одноклассниками.

_________________________________________________________________________

Психолог. Заседание ученого совета будет проходить следующим образом. Из участников лаборатории выбирается по 1 человеку в состав ученого совета. Каждая лаборатория представляет результат своего исследования: сначала устно знакомит всех с вашими заключениями, затем сдает сопроводительный лист экспертам. Задача ученого совета — обобщить рассуждения лабораторий и сформулировать ответы на вопросы, прозвучавшие в начале урока.

В помощь членам ученого совета предлагаются варианты ответов на вопросы, которыми они могут воспользоваться при подведении итогов.

Ответ на 4-й вопрос листа исследования стратегии поведения человека при конфликтах: противоборство (носорог), уступка (овечка), избегание (страус), компромисс (хамелеон), сотрудничество (сова).

При обсуждении этого вопроса следует остановиться на том, что выбор того или иного способа поведения зависит от ситуации. Имеет смысл подчеркнуть, что избегание эффективно в ситуациях, когда партнер обладает большей силой и это не является трусостью. Уступчивость естественна, когда проблема не особенно важна для участника конфликта, и т.д.

4. Подведение итогов

Психолог. В заключение вернемся к гипотезе, которую выдвигала каждая лаборатория. Как вы ответите на 1-й вопрос теперь, после обсуждения?

Ну что ж, руководство научно-исследовательского института благодарит членов ученого совета, сотрудников лабораторий и просит сдать все дела (реквизиты). Игра окончена.

5. Домашнее задание

Найти в сказках, литературных произведениях примеры конфликтных ситуаций.

ЗАНЯТИЕ 22
ВЫИГРАТЬ — ПРОИГРАТЬ?

Задачи: познакомить детей со способами оптимизации взаимодействия с окружающими; развивать умение анализировать мотивы, потребности и действия других.

Материалы: карточки с сюжетами сказок, атрибуты для разыгрывания сказок, плакат “Памятка для ситуаций конфликта”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение “Море волнуется”

Известная детская игра “Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три… Фигура … замри”. Предлагаются фигуры в соответствии с темой. Например, фигура рассерженного человека или человека, которого нечаянно толкнули, незаслуженно обвинили, человека — участника конфликтной ситуации.

2. Работа по теме

Психолог. На прошлом занятии мы исследовали конфликт, определяли причины, способы разрешения конфликтов. Сегодня мы будем учиться находить возможность предотвращать конфликты и уметь их так разрешать, чтобы не было при этом проигравших. Возможно ли это — покажет наша совместная работа.

Во время выполнения домашнего задания какие сказки вы вспомнили? В каких из них, по вашему мнению, герои оказывались в конфликтной ситуации?

Игра “Сказочные конфликты”

Группам раздаются следующие карточки с названием сказки и указанным отрывком из этой сказки.

“Винни-пух и все-все”: Винни-пух и Пятачок в гостях у Кролика.

“Малыш и Карлсон”: Карлсон играет у Малыша дома.

“Золушка”: Золушка получает задание от Мачехи на время ее отсутствия.

“Теремок”: герои сказки отказывают Медведю в жилище.

“Лиса и Заяц”: Лиса проникает в лубяной дом Зайца и поселяется там.

Психолог. Вспомните подробнее сюжет указанной сказки. Проанализируйте, является ли данная ситуация конфликтной. Как себя ведет каждый герой с точки зрения стратегий поведения во время конфликта? Измените сюжет сказки так, чтобы конфликт разрешился и довольными остались бы все герои. Через 15 минут разыграйте отрывок сказки с придуманным концом.

По завершении игры с ребятами обсуждаются возможности такого разрешения конфликта, когда выигрывает в конфликте не один кто-то, а оба участника. При этом рассматриваются варианты сказочных историй, предложенных учащимися, где не было бы “проигравших”, а был осуществлен подход “выиграть — выиграть”.

Упражнение “Выиграть всем”

Вместе с ребятами разрабатывается алгоритм эффективного разрешения конфликта.

1-й шаг: почему? Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят.

2-й шаг: зачем? Установить потребности участников, а не только их цели.

3-й шаг: как? Каковы варианты решения?

4-й шаг: что? Какое решение устроит всех?

Практическая работа “За одной партой”

Для подведения итога участники разбиваются на четверки. Прорабатывают по указанной схеме данную учителем ситуацию и представляют полученные результаты остальным группам.

“Лена ни за что не желает сидеть с Мишей за одной партой” Что делать? Как можно разрешить ситуацию?

При исследовании обратить внимание ребят на чувства каждого героя, проанализировать, какие правила общения нарушены, предложить свой вариант разрешения ситуации.

Задание “Памятка для ситуаций конфликта”

Психолог предлагает несколько простых правил для применения в конфликтных ситуациях, представленных в обобщенной “Памятке для ситуаций конфликта”:

— Делитесь!

— Применяйте компромиссы!

— Чтобы что-то получить, надо уметь отдавать!

— Если очень трудно выбрать, можно подкинуть монетку!

— Отложите решение вопроса!

— Используйте юмор!

3. Подведение итогов

Психолог. Посмотрите, как сформулирована тема занятия. Согласны вы изменить ее и каким образом?

ЗАНЯТИЕ 23
СКАЗКА О ПОНИМАНИИ

Задачи: развивать способности рефлексивного отношения к своему внутреннему миру.

Материалы: цветные карандаши, краски, листы А4.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к восприятию темы

Психолог. Я предлагаю поприветствовать друг друга в кругах общения.

Упражнение “Круги общения”

Создаются внешний и внутренний круги. Дети движутся в них в разных направлениях (можно под музыку). По хлопку учителя дети останавливаются и оказываются лицом к лицу с партнером из другого круга. Задача: всем одновременно разыграть сценку в ролях, задаваемых учителем. Каждая сценка длится не более двух минут и завершается по сигналу учителя. После этого снова продолжается движение по кругу до следующего хлопка.

Возможные роли:

• Два друга встретились впервые после летних каникул.

• Внутренний круг — отец; внешний круг — ребенок, получивший в школе двойку.

• Внутренний круг — ребенок, внешний круг — сердитая продавщица в магазине.

• Оба — незнакомые между собой дети, встретившиеся во дворе.

При обсуждении учитель обращает внимание детей на разные позиции, задаваемые ролями, — сверху, снизу, на равных.

Дети отвечают, в какой ситуации и в какой позиции им было особенно легко и особенно трудно. Какие позиции наиболее комфортны? Если при разговоре возникала конфликтная ситуация, как она разрешалась?

Психолог. А теперь я предлагаю поприветствовать друг друга и поговорить несколько минут на языке джибриш. Это — воображаемый язык…

Каким было для вас общение на языке джибриш? Получился ли диалог? О чем вы говорили? Кто из вас понял друг друга? Что же необходимо для понимания? Общий язык. Что это означает? Для разрешения конфликтов необходимо уметь понимать другого человека. А легко ли понять другого?

2. Работа по теме

Время книги

Послушайте сказку, которую Джек Подружитель рассказал Юле и ее друзьям.

“Сказка о понимании” (см. приложение).

Вопросы для обсуждения

— Как звали жителей открытой планеты созвездия Южного Креста?

— Почему не удавалось установить контакт с полиэгами?

— Кого называли моноэгами?

— Отчего же на планете такие разные народы?

— Как все же удалось установить контакт?

Психолог. Интересно, а можно изобрести Формулу Понимания, знание которой помогало бы устанавливать контакт? Как бы вы продолжили данное предложение: “Чтобы понять другого человека…”

При обсуждении ребята приходят к выводу, что для понимания другого человека надо знать и понимать не только его, но и себя. Кто Я? Какой Я? Какой Я в школе? Дома?

Задание

Создать картину на одну из предложенных тем: “Мое Я в учебе”, “Мое Я в общении” или просто “Мое Я”. Но представить это нужно в виде метафорического образа (цвета, формы, предмета, явления).

Во время выполнения задания следует индивидуально понаблюдать за работой детей, попросить обосновать выбранный образ. В случае затруднения метафоризации своего Я можно предложить пофантазировать, нарисовать несколько “моих Я”. Те, кто закончит работу раньше времени, могут приступить к следующему упражнению.

Упражнение “Сказочная история с Я”

Придумать сказку про Я.

3. Домашнее задание

По желанию дома придумать сказочную историю про Я, используя метафорический образ, отображенный на рисунке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка о понимании

С недавних пор задачей моей жизни стала помощь всем существам Вселенной в преодолении психологических трудностей — я уже говорил вам об этом. Мне даже присвоили ученое звание — ПсиНа. Это значит “психолог-навигатор”.

Однажды я узнал: только что открыта новая цивилизация в созвездии Южного Креста. Прекрасно! Но начальник межзвездной экспедиции капитан Тук сообщал, что в контакт с местными жителями вступить не удается. В общем-то, ничего удивительного: инопланетяне бывают такими неожиданными. Кое-кто напрочь не желает иметь дела с другими мирами.

Что случилось на этот раз, я так и не понял. Начальник экспедиции изъяснялся как-то туманно и невнятно. Вроде бы и они не против, а что-то понимание никак не налаживается. “Ого! — сказал я себе. — Тут есть какая-то загадка. И пусть меня лишат звания ПсиНа, если загвоздка там не в разнице психологии миров!”

Разумеется, я тут же вскочил в свой звездолет и стартовал в созвездие Южного Креста. Скоро я был у нужной планеты и сразу увидел вращающийся на орбите звездолет экспедиции. На его борту меня встретил начальник экспедиции, мой старый приятель, похожий на пирамиду марсианин Тук. На его малиновом четырехротом лице явственно читалась растерянность.

— Так почему же вам не удалось добиться взаимопонимания с этими… Как они, кстати, называются? — спросил я, едва поздоровавшись.

Малиновое лицо Тука вдруг приобрело ярко-голубой оттенок, что является на Марсе признаком сильнейшего смущения.

— Они зовутся полиэгами. По-нашему, многояшки. Это единственное, что они успели сообщить.

— И что же там с многояшками? В чем проблема?

— Понимаешь, мы никак не можем успеть поговорить, — робко сказал он.

— Ничего не понял. Кто же мешает?

— Когда мы вступаем в контакт с любым из них, то сначала все идет хорошо, а потом как будто собеседника заменяют кем-то другим, с которым весь разговор надо начинать заново. Или он вообще умирает…

— Что!?

— Да лучше ты сам попробуй! — Тук в отчаянии махнул всеми своими шестью руками.

Уже через час в сопровождении двух офицеров — подчиненных Тука — я был на поверхности Полиэгии. Поляна, лес, река были обычными, только цвета немыслимо яркие, у меня даже третий глаз помутнел. Среди этой красоты были и вещи явно искусственного происхождения: какие-то ящички, сферы, цилиндры самых разнообразных размеров и нечто вообще бесформенное.

— И где же ваши многояшки? — спросил я у сопровождающих.

Один из них многозначительно подмигнул нижним правым глазом и сказал:

— Может, и здесь.

— Зачем же они прячутся?

— Они не прячутся. Они могут быть чем угодно из всего этого. — Он сделал неопределенный жест руками, указывая вокруг.

Я уже было решил, что он плохо себя чувствует или яркость эта у него слегка рассудок подпортила. Но вдруг одно из растений, больше всего напоминавшее кактус, тонко пискнуло и начало издавать серии сигналов, в такт им сгибая колючки. Офицер подбежал к нему и приложил к колючкам специальный прибор — универсальный переводчик. “Кактус” замолк и замер так неожиданно, как будто его выключили. Зато почему-то начала скрипеть большая фиолетовая “призма”, стоящая чуть поодаль. Офицер переключился на нее. Через несколько секунд тембр и тон звука резко изменились, и “призма” громко и призывно замычала. Я сразу вспомнил домик в деревне и корову Майку, пришедшую с пастбища…

Но тут на нас обрушилась лавина звуков со всех сторон. Универсальный переводчик, не справляясь с ней, судорожно защелкал и задергался в руках офицера. Я заметил, что к контакту с нами стремился даже поросший мхом пень, который в течение минуты сменил не менее сотни разнообразных звуковых сигналов, после чего внезапно замолчал — действительно, будто умер.

Далее произошло нечто совсем неожиданное. Пытаясь разобраться в речи инопланетян, один из офицеров приблизил коробочку универсального переводчика вплотную к особенно разговорчивому “цилиндру”, и через секунду этот офицер, бессмысленно выпучив глаза, сам вдруг заверещал и запиликал на неизвестном языке. Правда, длилось это недолго, и, замолчав, он отчаянно заморгал и затряс головой, словно стряхивая с себя наваждение.

Все утихло внезапно. Вернувшись в звездолет, мы расшифровали записи переводчика. Фразы были — совершенно очевидно — осмысленны и разумны, но бессвязны, будто бы все время говорили разные существа и о разном: “Наши “Я” непостоянны…”, “Тогда было страшное черное излучение…”, “Привет, я так рад контакту…”, “Сейчас, сейчас я прыгну…”, “Если бы мы могли… но разучились…”, “Когда пришли Страхолюдины с Планеты Кошмаров, не было другого выхода, чтобы уцелеть…”.

Я стал думать. Думал долго — дня три. И — скажу без ложной скромности — понял, в чем дело. Я пришел к Туку и сказал:

— Надо обыскать всю планету и найти хотя бы одного неблуждающего яшку. Они обязательно должны быть — ведь кто-то сделал все эти кубы и пирамиды.

Я объяснил ему, кого имею в виду, и мы начали искать. Это оказалось очень сложным делом, потому что мы понятия не имели, как они могут выглядеть. То, что мы все-таки нашли одного неблуждающего яшку, по-видимому, чистая случайность. Их, как выяснилось, было на планете всего девять.

Но нам достаточно было и одного, потому что через него мы смогли вступить в контакт и понять остальных жителей планеты — полиэгов…

— Подожди-ка, Джек, — сказала Юля. — Кто такие “неблуждающие яшки”? И почему контакта не получалось?

— Сейчас объясню. Особенностью жителей этой планеты были “блуждающие Я”. Их личности не имели своего тела и непроизвольно перескакивали в любой — обычно неживой — предмет, одухотворяя его собой в полном смысле слова. Часто случалось, что в одном предмете собиралось по нескольку “Я”, которые вперемешку взаимодействовали через него с окружающим миром.

— Это же очень неудобно! — заметил Ком Муникат.

— Конечно, неудобно. А самое неприятное, что сами “блуждающие Я” не могли удержаться в одном теле долее нескольких секунд и вынуждены были скакать практически без перерыва всю свою жизнь. Одно из таких “блуждающих Я” и занесло на какое-то время в тело нашего офицера.

Теперь-то вы, наверное, уже догадались, что за существа были те, кого я назвал неблуждающими яшками?

— Это те, у кого “Я” не прыгало? — робко предположила Юля.

— Правильно, это были такие жители планеты, которые постоянно обладали одним, устойчивым “Я” и чье тело было непроницаемым для “блуждающих Я”. Они называют себя моноэгами.

— А какие они оказались?

— Они были похожи на громадных быков. У вас на Земле их называют яками. Только они могли длительное время поддерживать контакт с каждым отдельным “блуждающим Я”. Это делалось с помощью специального прибора — “отстойника”, в который перемещался “прыгун” и удерживался в нем целый час. Только в таких условиях можно было нормально общаться.

— А почему у них на планете два таких разных народа?

— Как нам рассказали моноэги, все разумные жители планеты изначально были обычными яками. Никто и не помышлял ни о каких “блуждающих Я”. Но два столетия назад эта мирная цивилизация подверглась нападению свирепых и беспощадных Страхолюдинов с Планеты Кошмаров. Они применили ужасное оружие — “черные облучатели”. После воздействия облучения живые организмы разрушались в течение нескольких часов. Все животные на планете погибли, а яки, чтобы уцелеть, изобрели жидкость под названием “эготранс”. Выпьешь ее, и твое “Я” может перескакивать в неживые предметы и растения. Так жители планеты стали неуязвимыми для “черных облучателей” Страхолюдинов. Они сумели сохранить свои “Я”. Правда, потеряли тела.

Захватчики ограбили все, что могли ограбить, и, нагрузив свои звездолеты, покинули планету. Яки думали, что теперь-то их беды кончились, но не тут-то было. Употребление “эготранса” привело к тому, что “Я” стали совершать непроизвольные “прыжки” из одного тела в другое. Так и появились многояшки. Девять яков, не пробовавших “эготранса”, остались моноэгами. А остальные так и вынуждены прыгать по предметам. Хорошо еще, что моноэгам удалось создать “отстойники”, благодаря которым мы смогли пообщаться с многояшками. Теперь лучшие ученые Галактики будут ломать голову, как решить проблему “блуждающих Я”.

Но это дело будущего. Главное, что экспедиция выполнила основную задачу — даже в такой необычной ситуации было достигнуто понимание между мирами. Понимание… Все-таки, каким бы трудным оно ни было, оно возможно. К нему нужно стремиться, его нужно желать, и оно возникнет. Обязательно.

(Окончание следует)