Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2010


Вместе с родителями

Цветы жизни

Программа психокоррекционной работы
с матерями детей с ограничениями в развитии

Продолжение. Начало в № 11/2010

ЗАНЯТИЕ № 2

1. Разогрев

“Игра-шутка с почесыванием”

Участники становятся в круг. Первый играющий называет свое имя: “Меня зовут Лена, я почесываюсь здесь” (почесывает, например, голову). Следующий участник говорит: “Ее зовут Лена, она почесывается здесь” (демонстрирует, дотягиваясь до головы Лены). Потом называет свое имя и показывает, где почесывается он.

2. Повторение

Психолог напоминает о том, что делали на первом занятии, и просит высказаться о состоянии, которое оно вызвало. Каким было физическое состояние? Какие чувства испытывали? Какие мысли и идеи возникали? Что снилось?

3. Основное задание

Коллаж на тему “Моя жизнь до рождения
и после рождения ребенка с ограничениями”

Фото с сайта www.lxphoto.ru

Участники группы получают по два листа бумаги формата А3. Психолог предлагает рассмотреть газеты и журналы и вырезать из них любые иллюстрации, заготовки и тексты, имеющие отношение к их жизни, и объединить их в коллажи. Первый лист — жизнь до рождения, второй лист — после рождения ребенка с ограничениями.

Задание выполняется в течение 30 минут под музыкальное сопровождение.

Представление работ: дать название, рассказать о своей работе так, как хотят. В процессе представления психолог может попросить прокомментировать те или иные части работы, прояснить их значение. Психолог может фокусировать внимание участников группы на цветах и символах: что они означают, о чем они говорят ему?

Просите рассказать о том, что чувствовали в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Попросите описать работу от первого лица, построить диалоги между отдельными частями работы.

В конце представления работ психолог обобщает высказывания, вычленяет основные проблемы и общие трудности, связанные с рождением ребенка с ограничениями.

4. Медитация-визуализация

Упражнение “Познакомьтесь со своим проводником”

Ведущий. Идите в свое внутреннее личное место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь…

Теперь представьте, что в этом личном месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль… Вы идете по дороге, а навстречу вам движется существо, излучающее чистый, яркий свет…

По мере приближения вы начинаете различать, мужчина это или женщина, как он (она) выглядит, какого возраста, в какой одежде. Чем ближе он (она) подходит, тем больше деталей вы видите… Поприветствуйте этого человека и спросите, как его зовут. Пусть это будет любое имя, какое придет вам в голову, об этом не нужно заботиться.

Теперь покажите своему проводнику ваше личное место… Ваш проводник будет указывать вам на что-то, чего вы никогда до этого не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом.

Спросите своего проводника, не хочет ли он сказать вам что-либо или дать какой-либо совет… Если хотите, можете задавать какие-то особенные вопросы… Возможно, вы получите незамедлительный ответ, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже в той или иной форме…

Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на этот раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите снова посетить ваше личное место…

Откройте глаза и вернитесь во внешний мир.

Ваш проводник может время от времени менять форму или имя, а может оставаться неизменным многие годы. В одно и то же время у вас может быть несколько проводников.

Ваш проводник ждет вас всегда, когда вам нужна помощь, поддержка, мудрый совет, творческое вдохновение, любовь или дружба. Многие люди, наладив с ним свои отношения, встречают его каждый день во время медитации.

А теперь изобразите то, что вы видели.

5. Завершение

Ведущий. Наше занятие закончилось. Я прошу вас высказать свое мнение по поводу занятия, что вы обо всем, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше состояние.

На прощание для размышления я хочу прочитать вам магическую метафору “Микеланджело”:

“Сидя под палящим солнцем, мальчик наблюдал, как молодой человек сосредоточенно откалывал куски от большой скальной глыбы.

— Почему ты делаешь это?

— Потому что внутри спрятан ангел и он хочет выйти наружу, — ответил Микеланджело”.

ЗАНЯТИЕ № 3

1. Разогрев

Игра “Люди говорят”

Ведущий. Окружающие люди, встречая ребенка с ограничениями, часто бросают вслед неприятные и грубые фразы. Я прошу вас вспомнить подобные слова, которые звучали в ваш адрес или в адрес вашего ребенка. Сейчас вы по очереди будете их говорить, даже если это очень грубо звучит.

После того как участник скажет то, что вспомнил, психолог просит остальных сказать любую фразу в поддержку участника или продемонстрировать ее жестом, действием.

Обсуждение

Участники высказываются о чувствах, которые испытали, когда проговаривали неприятную фразу и слушали поддержку в свой адрес.

Ведущий. Мы не можем изменить общество, но если человек знает, что есть люди, которые его поддерживают, — становится легче. Когда нам больно, кажется, что весь мир ополчился против нас. Важно помнить, что есть люди, которые нас поддерживают.

2. Повторение

Психолог напоминает о том, что делали на втором занятии, и просит высказаться о состоянии, которое оно вызвало. Каким было физическое состояние? Какие чувства испытывали? Какие мысли и идеи возникали? Что снилось?

3. Основное задание

Упражнение “Иной”

Ведущий. До того как родился ребенок, родители психологически готовятся к его появлению. Они мечтают о ребенке и фантазируют о его будущем. Они хотят здорового ребенка и, может быть, даже мечтают об идеальном. Ребенок, который рождается, вероятно, всегда отличается от того, о котором родители мечтали, и это различие нужно преодолеть и принять. Но если родившийся ребенок совсем не похож на того, которого ждали, если у него имеются ограничения, барьер между ожиданиями и реальностью может стать труднопреодолимым. Больной ребенок часто вызывает отчаяние. Ограничение обнаруживается в основном внезапно, и ни одна мать к этому не подготовлена ни морально, ни физически.

У каждого из вас прошел разный промежуток времени после того, как вы узнали о болезни вашего ребенка. Все вы переживали разные чувства и испытывали определенные трудности. Сейчас я прошу вас вспомнить время, когда вы узнали об ограничениях вашего ребенка, и, используя любые изобразительные средства, сделать работу под названием “Иной”. Данная работа должна символически отображать образ вашего особого ребенка. Время — 20–30 минут.

Представление работ

Дать название работе, рассказать о ней так, как хочет клиент. Попросить прокомментировать те или иные части работы, прояснить их значение. Психолог может фокусировать внимание участников группы на цветах и символах: что они означают, о чем говорят ему? Просите рассказать о том, что чувствовали участники в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

В конце представления работ психолог обобщает высказывания, вычленяет основные проблемы и общие трудности.

4. Медитация-визуализация

Упражнение “Судно, на котором я плыву”

Ведущий. Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично.

Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке… До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на коминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… и вот уже мышцы ног расслабляются — от кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко и ритмично…

Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он — в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите… Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую свежую энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко и ритмично…

Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул… Из челюстей… Губы становятся мягкими и податливыми… разглаживаются морщинки на лбу… Веки перестают подрагивать… Они просто сомкнуты и неподвижны… все мышцы лица расслаблены… Легкий прохладный ветерок омывает ваше лицо… Он приятен и добр — это воздушный поцелуй… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Все ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется, уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией…

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то — уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то — просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места…

А теперь пойдем дальше… Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря — волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира — вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины …

Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснастки. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что вам подходит, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям… Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это огромный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Вас кто-то встречает или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам… Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюту и в рубку.. Подымитесь на капитанский мостик… Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм… Что вы увидели? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне.

Посмотрите — здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги… Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения? Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт… Все дальше и дальше берег… Вот и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве… Вы двигаетесь к своей цели… Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю… Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите…

Ведущий замолкает. Пусть воображение участников поработает без всяких подсказок в течение одной-двух минут.

Но пора сделать остановку. Направьте свое судно в ближайшую гавань… Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться сюда, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса… Вы уходите дальше и дальше от своего судна… и вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело…

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности — вплоть до того момента, когда я назову цифру “один” и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Коллаж В. Евладенко

С этого момента голос ведущего должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.

Итак, семь… вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией… Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать… Расслабленность заменяется собранностью… Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь свои мышцы. Пошевелите пальцами рук. медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, покрутите головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Обсуждение

При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на такие вопросы:

— Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.

— В какой цвет оно оказалось окрашенным?

— Как оно называется?

— Встретил ли вас кто-либо на борту судна?

— Что сказал вам встречающий?

— Что любопытного вы обнаружили при осмотре судна?

— Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте?

— Увидели ли вы название конечного пункта?

— Какая стояла погода при вашем выходе из порта?

— Что произошло с вами во время плавания?

Рассказы участников могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на ведущего обрушатся вопросы типа: “А что означают слова капитана судна? А почему мой корабль назывался именно так? В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании?” Нам представляется, что ведущему лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав участникам самим поразмыслить о символике образов, подаренных им подсознанием.

5. Завершение

Ведущий. Наше занятие закончилось. Я надеюсь, что оно заинтересовало вас. А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу занятия, что вы обо всем, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше состояние.

На прощание послушайте японскую мудрость: “Если ты на своем пути не встретил препятствий — значит, ты не состоялся”.

Инесса ЛЕВОШКО,
психолог,
Брест,
Республика Беларусь

(Продолжение следует)

Спонсор публикации статьи: Женский интернет журнал для домохозяек SunHi.Ru – большое количество статей на полезные и интересные темы, рецепты, секреты красоты и многое другое.